Сначала # прикрути, # украинци вы замечательные, а через полгода ТКЭ без газа, а “замечательные украинцы” без тепла, но все формально действуют по закону.
На 13 ноября 22 города были без отопления. В прошлом году таких было не более пяти. Проблема нарастает, и в следующем году, скорее всего, будет еще хуже.
Кроме специфических проблем каждого города есть и общая проблема для всех предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ) – резкое повышение цен на газ. Это будет следующие негативные последствия.
Первое – остается минимум средств для инвестиционных программ теплокоммунэнерго. Деньги за газ со специальных счетов автоматически списываются на “Нафтогаз”, а остальные финансируется по остаточному принципу. В результате сети изношены, потери тепла высоки.
Второе – рост неплатежей и долгов. С повышенными тарифами количество неплатежей растет. Минфин с большими задержками платит субсидии, согласно ТКЭ не вовремя оплачивает газ.
“Нафтогаз” на долги насчитывает штрафы и пени, но ТКЭ не имеет права зеркально переводить штрафы и пени Минфина, бюджетным учреждениям и другим потребителям-неплательщикам. Итак, теплокоммунэнерго получается крайним в цепочке, их долги нарастают.
Осенью 2016 таких штрафов и пени было около 5 млрд. грн. Сейчас совокупные долги ТКЭ и ТЭЦ перед “Нафтогазом” составляют 24 млрд. грн., из них 8100000000 грн. – это прирост долгов за 2018. Понятно, что погашение таких долгов просто нереально. А с новым ростом цен на газ они наоборот еще вырастут.
“Нафтогаз”, чтобы выбить свои долги, перекрывает газ (не дает номинацию), формально действует по закону. В итоге нет горячей воды и тепла в конечных потребителей.
Интересная ситуация у нас возникла весной, когда была акция # прикрути . “Нафтогаз” в закупках газа на март полностью положился на “Газпром”, с которым имел напряженные отношения и в итоге газа не получил. Тогда вся страна мобилизовалась, чтобы покрыть недостаток газа.
По сути разные потребители покрывали пиковый небаланс, который возник у “Нафтогаза”. В рыночной ситуации, если кто-то покрывает твой небаланс, то тебе стоит дорого. Например, если у теплокоммунэнерго закончился газ, и он бы покрывал свой небаланс незаконтрактованный газом “Нафтогаза”, то такой газ ему товары в 2,8 раз дороже обычной цены.
В марте фактически возникла обратная ситуация – ТКЭ и ТЭЦ предоставляла услуги “Нафтогаза” по балансировке. Кто-то сокращал отбор газа, а кто-то использовал дорогое резервное топливо (мазут).
Если бы применять такую же рыночную логику, то “Нафтогаз”, который дефолтнув по своим обязательствах поставить газ, должен заплатить котельным за каждый сэкономленный куб газа. Эта сумма составила бы, пожалуй, более 100 млн. грн.
Это могло бы пригодиться, например, той же самой Херсонской ТЭЦ, которая перешла тогда на мазут, понесла убытки, но сократила потребление газа на 18%. Потому что сейчас эта Херсонская ТЭЦ нет денег рассчитаться за газ и работать начала только 14 ноября.
Таков наш рынок, однажды о патриотизме и солидарность, # прикрути, # украинци ви чудови, а через полгода уже ТКЭ без газа, а те же замечательные украинцы без тепла, но все формально действуют по закону.
В общем после четырех лет реформ цена на газ стала выше, “Нафтогаз” стал прибыльным, но теплокоммунэнерго стали глубоко убыточными и с огромными долгами.
Ответственность в правительстве перекладывают на местные власти и угрожают увольнять мэров. Причем тот же премьер утверждает, что тариф на тепло не может вырасти более чем на 16%. И его можно понять, потому что субсидии платить придется премьеру. Тогда местной власти остается разве что из местных бюджетов доплачивать.
То есть раньше государственный бюджет финансировал “Нафтогаз”, а теперь местные бюджеты должны финансировать местные теплокоммунэнерго? Просто из одного бюджета, перевели на другой? Несколько сомнительна реформа.
И если дело в местной власти, то почему тогда только после 12 ноября заработали Северодонецка ТЭЦ, Херсонская ТЭЦ, Криворожская ТЭЦ, собственником которых является государство.
К сожалению, пока реформа свелась к тому, что вся система не стала больше эффективной, но центр долгов, убытков и проблем перенесли с “Нафтогаза” на теплокоммунэнерго.
Обычным людям, которые должны быть бенефициаром реформ, от того лучше не стало. Мало того, что платят повышенные тарифы и еще остаются без тепла и горячей воды. И похоже, следующей осенью будет еще хуже.
Выход из этого есть. Нужно перестать водить хороводы вокруг одной цены на газ. Тарифы нужно повышать, но для инвестиционной составляющей – делать более эффективным производство тепла, уменьшать потери в сетях, уменьшать потребление тепла.
Потери тепла в теплосети Кривого Рога составляют около 40%. Бездумное повышение цены газа – это тупик. Там же в земле Кривого Рога этот дорогой газ и остается.
Простыми словами, у “Нафтогаза” для развития денег более чем достаточно, нужно давать дополнительные деньги для развития инфраструктуры, иначе полностью разрушится и то, что есть сейчас. (Андрей Герус, председатель Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)