Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: продать дым – энергетики и металлурги смогут сами торговать парниковыми квотами

В Украине собираются пустить внутренний рынок торгов парниковыми квотами – местный аналог международного, закрепленного Киотским протоколом. Срок “службы” последнего истекает в 2020 г. и европейские страны уже вовсю работают над запуском Парижского соглашения.

Вынуждена пойти по этому пути и Украина. На днях Кабмин внес в Верховную Раду законопроект №9253, который вводит в Украине международную систему мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов, глобально приходящей на смену Киотскому протоколу. Если депутаты поддержат предложения правительства, украинские предприятия-отличники вскоре смогут прилично заработать на экологии и сэкономить на налогах. А вот “грязным” производствам придется раскошелиться.

Верификация

Украину уже давно жестко критикуют за нарушения Киотского протокола, а в последние 2 года наша страна не получает причитаемых ей средств. Ключевая причина – крайне ненадежные данные, которые наша страна подает в рамках заключенного соглашения. Порой даже международные партнеры угрожают пересмотреть прежние выплаты, включая известную сделку по приобретению полицейских “Приусов”. При этом сам Киотский протокол завершает свое действие, а на смену ему во многих странах уже приходит новая международная система, устанавливаемая Парижским соглашением. Более масштабная и всеобъемлющая.

Ее участником является и Украина – к этому нашу страну обязывает подписанное соглашение об ассоциации с ЕС. Но пока лишь формально. Загвоздка в том, что сейчас украинские предприятия отчитываются по выбросам СО2 в соответствии с еще советскими нормами. Что называется “на глаз”.

Правительственный проект законодательно утверждает систему верификации данных о выбросах. Суть изменений проста: предприятия самостоятельно будут высчитывать выбросы парниковых газов на основании новой, более точной методики. Составленные таким образом отчеты будут перепроверять специалисты-верификаторы.

“По сути это аккредитованные эксперты, которые должны будут получить соответствующий сертификат. Их подпись под мониторинговым отчетом будет подтверждать корректность подсчета и тот факт, что предприятие использует правильную методику”, – разъяснила UBR.ua руководитель департамента изменения климата и сохранения озонового слоя Министерства экологии Светлана Гринчук.

Новая система позволит составить реальную картину выбросов, покажет тенденции снижения или роста выбросов по 528 крупным и средним предприятиям. Ведь за попытки подтасовать данные предусмотрены солидные штрафные санкции. Причем применять их регулятор сможет как к самим предприятиям, так и к верификаторам. А коснется нововведение прежде всего энергетиков и металлургов, которые, к слову, смогут даже заработать на экологии – сэкономленными квотами можно будет торговать.

“Введение новой системы мониторинга и верификации – лишь первый шаг на пути адаптации нашего законодательства к европейскому. Вслед за этим должен последовать и запуск рынка “парниковых” квот”, – заверил UBR.ua президент объединения предприятий “Укрметаллургпром” Александр Каленков, участвовавший в переговорах с правительством как представитель предприятий горно-металлургической отрасли.

Местный рынок квот

Киотский протокол предусматривает торговлю экологическими квотами в масштабах планеты. Те из стран, кто не выбирает установленные лимиты на выбросы парниковых газов, могут продать их другим государствам. Однако старое соглашение через год прекратит существование. И на смену ему приходит куда более универсальное. В частности, оно позволяет продавать и покупать лимиты не только в планетарном масштабе, но и внутри стран. К примеру, в том же Евросоюзе квоты уже являются предметом торгов на товарных рынках.

“Предприятиям будет ежегодно выдаваться квота на выбросы СО2 в рамках общей “страновой” квоты, которая будет тщательно рассчитана по формулам. Если в конце года оно покажет, что сократило выбросы, то невыбранную часть квоты сможет продать другому предприятию, причем цена будет устанавливаться рыночным образом на бирже. В том случае, если квоту купить будет не у кого, предприятие заплатит государству некий аналог штрафа за превышение квоты”, – пояснила UBR.ua Светлана Гринчук.

Можно избежать налога

Система ставит целью заинтересовать предприятие установить фильтры или иное оборудование, снижающее выбросы в атмосферу, но не за счет штрафов, а путем финансового стимулирования. Чиновники хотят освободить от уплаты экологического налога те предприятия, которые уложатся в установленные для них ограничения. В самом законопроекте такой нормы нет, но в будущем ее должны будут прописать в подзаконных актах – это прямо предусмотрено международным соглашением.

Это весьма серьезный мотив. В ближайшее время ставку сбора могут увеличить в десятки раз – на минувшей неделе депутаты поддержали в первом чтении законопроект №9260, в котором и заложено повышение.

“Налоговые платежи и сборы увеличатся в 20-60 раз. Только в первый год это приведет к росту фактической налоговой нагрузки для предприятий ГМК на порядка 150-200 млн. грн. А в дальнейшем нужно будет платить свыше полумлрд. грн. в год. Но система, предлагаемая законопроектом №9253, более справедливая. Фактически, она дает возможность предприятиям-участникам вообще не платить налог на выбросы”, – убежден Александр Каленков.

Борьба за внешние рынки

Многие европейские компании используют отсутствие у украинских конкурентов “правильного” мониторинга как основание для инициирования защитных мер в отношении их продукции. Но присоединение Украины к новой системе, считают промышленники, позволит ей более эффективно бороться за свои рынки сбыта и ослаблять лобби местных производителей. В правительстве тоже указывают на выгоды экспортеров.

“Экспортоориентированные предприятия сегодня должны отчитываться международным партнерам о своих выбросах СО2. Многие корпорации и банки требуют от наших предприятий мониторинг, отчетность и верификацию выбросов. Однако наши данные не считаются надежными, а значит появляется основание обязать наших экспортеров платить там “углеродные” налоги. В Евросоюзе это $30 за тонну, а в таких странах, как Норвегия, даже $150 за тонну”, – привела пример Светлана Гринчук.

Заработать на кризисе

Едва ли это можно считать утешением, но полноценная имплементация новой системы позволит зарабатывать Украине даже на падении своей экономики, говорят эксперты. Ведь энергетики сократили свои потребности: многие их предприятия-клиенты закрылись или остались на оккупированной территории.

“Наши предприятия сейчас выбрасывают намного меньше CO2, чем в 1990 году. И за счет сокращения производства, и за счет модернизации. Европейцы сбрасывают намного больше парниковых газов в атмосферу. Конечно, им интересны наши квоты”, – уверен Александр Каленков.

Отнюдь не против нововведений и главные выгодополучатели – предприятия энергетического комплекса. Смущает их лишь история большинства украинских реформ, часто заканчивающихся сугубо косметическими изменениями.

“В целом запуск прозрачной и точной системы отчетности по выбросам парниковых газов очень важно. Но непонятно, какие меры были приняты в последние годы для повышения прозрачности и точности действующего механизма. Не случится ли просто смена вывески”? – задается вопросом замглавы департамента энергоэффективности “Нафтогаза” Алексей Хабатюк.

Кроме того, имплементация новой методики неизбежно приведет к дополнительным затратам предприятий, на которые распространяется договор. Ведь им придется закупать новые приборы и реагенты, заключать договора со сторонними организациями для измерений выбросов. К тому же, предприниматели не исключают, что запуск института верификаторов может стать дополнительным инструментом давления на них. Но признают, что остановить имплементацию Украиной международных стандартов уже невозможно, это глубокий и необратимый процесс. (Алексей Ермоленко, Ubr.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version