Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Франция: как экономят на отоплении

Зимой во Франции несколько раз подумают прежде чем включать дополнительный обогреватель, пишет украинка, которая живет в Париже в среднестатистической квартире, где зимой теплее +19 не бывает.

“Отопительный сезон начался 15 октября, но дом, в котором я снимаю квартиру, принадлежит к так называемому смешанному типу и на практике это означает, что с 15 октября до 15 апреля в доме включают центральное отопление – в моем случае газовый бойлер, который греет этажи и вестибюль, – рассказывает она. – Каждая квартира оснащена электрическими радиаторами, которые можно не включать вообще, или включать и самостоятельно регулировать температуру”.

Платить приходится дважды – выбранному поставщику за обогрев помещения и отдельно за отопление здания, продолжает она.

“Подруга, у которой отопление только центральное, платит только раз, но в ее квартире стабильно не более +19 и от возможности выставлять температуру не отказалась бы, – рассказывает жительница французской столицы. – Конечно, можно купить обогреватель, однако увеличится квитанция на электроэнергию: я хорошо запомнила первую зиму в Париже, когда нагрела квартиру к своему “украинскому стандарту”, запрограммировав все обогреватели на 25 и затем получила счет за электроэнергию – 70 евро – втрое больше, чем обычно”.

После этого зимой украинка радиаторы включает только на минимум. “Говорят, в холоде кожа дольше молодой остается, – шутит она. – И теперь я понимаю, что именно эта мысль греет моих друзей-французов, которые тоже отапливают по программе минимум”.

Украинка живет в доме, где в квартире все на электричестве, а значит, дорого – примерно 14 центов за кВт-ч. Таких домов во Франции только 30%, а каждый второй дом отапливается природным газом – в среднем 8 центов за кВт-час. Цена не меняется в зависимости от населенного пункта, поэтому в не очень состоятельных французских деревнях люди устанавливают дровяные и масляные печи, которые по экологическим соображениям запретят через 10 лет. Ожидается, что за это время домохозяйства перейдут на другой тип отопления, и государство даже обязуется покрыть 30% расходов на утилизацию масляной печи и установки новой системы.

“В моем доме нет газа, все на электричестве, включая плиту, – продолжает жительница Парижа. – Поэтому квитанция приходит одна-единственная – от национального поставщика электроэнергии, и в сумме уже есть все, как отопление, так и использование электроприборов и нагрев воды – очень практично и меньше мороки, если же в квартиру подведен газ, то квитанции будет две – за электричество и газ”.

Так называемые экосубсидии во Франции очень распространены: если владелец квартиры или дома решает установить солнечные батареи, пеллетный котел или даже просто улучшить теплоизоляцию, имеет право претендовать на помощь государства в виде субсидии или уменьшение налогов в зависимости от масштабов ремонтных работ, жилой площади и тому подобное.

Поставщики электроэнергии, которых во Франции 30 частных и один национальный, предлагают систему экономии: сутки делятся на “полные” и “неполные” часы. Таким образом, за потребленную электроэнергию ночью, с 22 вечера до 6 утра, потребитель заплатит не 14, а 10 центов за кВт-ч, как за “полные” часы.

Горячая вода во Франции – это вообще святое, рассказывает украинка. “На мои истории об отключении горячей воды в родном Киеве летом французы лишь таращат глаза и качают головой, – говорит она. – Централизованного снабжения горячей воды в стране нет как явления, в больших городах популярная система нагрева – коллективные бойлеры на здание или этаж, а в моем случае опять же – электрические”.

Если же говорить о холодной воде, то чаще всего за нее платит владелец здания, а не арендатор, потому тариф: 0,003 цента за литр. “В среднем семья из 4 человек использует около 300 литров воды в сутки – один только спуск воды в туалете тянет на 7 литров – на общую сумму лишь в 1 евро, что дешевле багета, – объясняет девушка. – Владельцы домов могут себе позволить сделать для арендаторов холодную воду бесплатной”.

Консьерж, которому обычно выделяют квартиру на первом этаже и в обязанности которого входит обслуживание придомовых территорий, надзор за вывозом мусора, почта и координация ремонтных работ, стоит каждому жителю многоквартирного дома от 50 до 100 евро в месяц в зависимости от города и района. Отдельно оплачивается годовой налог на съемное жилье – от 70 евро в небольших городах и до 1000 евро – в центральных кварталах Парижа. За собранные средства, которые идут в бюджет квартала в случае крупных городов или мэрии в случае малых городков, затем убирают улицы, вывозят мусор, строят стадионы, сажают деревья и тому подобное.

В каждом здании большие ремонтные работы: ремонт в подъезде, ремонт лифта, крыши, вентиляционной системы – осуществляются за средства владельца дома или совладельцев квартир. Частичной компенсацией этих расходов является небольшое уменьшение годовых налогов для владельцев, в декларации это определяется как “инвестиции в недвижимость”.

Ближайший аналог к украинским ОСМД – это и есть союз совладельцев, которые ежегодно составляют бюджет расходов на обслуживание здания, а избранный на голосовании комитет из нескольких владельцев или их представителей (практически аналог ликвидированного украинского ЖЭКа, но частный) организовывает все ремонтные и текущие работы с помощью консьержа.

“Если в многоквартирном доме протекла крыша, то срочно собирается комитет союза совладельцев, оценивает, сколько денег нужно на ремонт и выделяет их из бюджета или собирает с совладельцев”, – объясняет украинка.

Со средней зарплатой в 2147 евро в месяц в Париже около 166 евро идет на оплату коммунальных услуг и обслуживания дома в зимние месяцы. “В процентном соотношении это не так уж и много, однако, если добавить к этой сумме годовой налог на жилье, о котором я писала выше, то начинают чесаться руки, которыми хочется защитить свой карман, – рассказывает жительница Парижа. – “Дорогой” январь с батареями на полную обошелся мне в 70 евро только за электроэнергию, в то время как в летние месяцы за электроэнергию я плачу не более 23 евро – разница в сумме существенная, это тариф рассчитан на одного жильца, а если его умножить на 2, 3 или даже 4 – стоимость коммуналки уже не будет казаться демократической”.

Подавляющее большинство французов, приобретя жилье, заключают с поставщиком энергии контракт, в котором прописывают банковский счет, с которого ежемесячно снимается соответствующая сумма. “Конечно, договорившись с банком, эти платежи можно отменить и прекратить платить, тогда электроэнергию отключат, но далеко не сразу – сначала придет письмо с просьбой уплаты в течение 15 дней, затем еще одно письмо-предупреждение о том, что без уплаты за следующие 20 дней поставки отключат, – рассказывает она. – Правда, с 1 ноября по 31 марта, в период так называемого зимнего исключения, за неуплату ничего выключить не имеют права в рамках закона “о достойном жилье”. Максимум, что могут сделать – уменьшить мощность подачи, что скажется на комфорте быта, однако без света, тепла и горячей воды никто зимовать не будет”.

В общем во Франции к ценам на жилищно-коммунальные услуги, которые достаточно долго остаются неизменными, относятся спокойно. Французы не любят неожиданностей, поэтому арендуя или покупая жилье контракту прилагается подробный отчет о потенциальном уровне энергопотребления дома в зависимости от ее площади, возраста здания, а следовательно, и теплоизоляции, а также рассчитывается ориентирована сумма годовых расходов.

“По такой же логике работают и поставщики электроэнергии – в момент подписания контракта я даже обозначила в онлайн-анкете, электроприборы которые намерена использовать в квартире, и сайт подсчитал мне среднюю сумму квитанции, – рассказывает она. – Жаль, что в анкете не было вопроса о том, собираюсь ли я натопить в квартире до фантастических для Франции +25”. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version