ООО “РН-Юганскнефтегаз” – крупнейшее дочернее общество в составе ПАО “НК “Роснефть”. Накопленная добыча предприятия превышает 2,3 млрд. т нефти.
Ежедневно здесь проводится колоссальный объем работ. От каждого сотрудника требуется максимальная отдача и сосредоточенность. Специалисты “РН-Юганскнефтегаза” обладают необходимыми знаниями о том, как оптимизировать рабочий процесс, сделать его менее затратным и более эффективным.
София Монастырная, главный специалист сектора мониторинга технологических режимов отдела мониторинга добычи ООО “РН-Юганскнефтегаз”, – автор рационализаторского предложения “Автоматизация процесса работы с фондом скважин с трудноизвлекаемыми запасами (ТРИЗ) по новому алгоритму”. Идея специалиста не только позволила сэкономить временной ресурс, но повысить точность формирования данных по скважинам с ТРИЗ.
Как все начиналось
В 2013 году был принят федеральный закон №213-ФЗ, позволяющий нефтяным компаниям пользоваться льготами по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче трудноизвлекаемых запасов из низкопроницаемых коллекторов, отложений Тюменской и Баженовской свит.
“Что такое низкопроницаемые пласты? Это бетон, из которого вообще трудно что-либо извлечь, – отметила она. – Размер льготы зависит от сложности добычи. Наше предприятие успешно разрабатывает такие залежи, добывая из них нефть.
Первоначально в Обществе был небольшой фонд скважин ТРИЗ. В сентябре 2013 года их было 90. Этим фондом было поручено заниматься Софии Монастырной, которая трудится в Управлении по разработке месторождении.
Для получения льготы со скважины, отнесенной к категории ТРИЗ, необходимо выполнить ряд условий. В месяц нужно обеспечить определенное количество замеров дебита с помощью замерных установок соответствующих необходимым метрологическим требованиям, а также отобрать пробы на физико-химические исследования, – пояснила автор рационализаторского предложения. – Сначала в мои задачи входил подсчет добычи раз в квартал, потом раз в месяц. Впоследствии все продолжило усложняться”.
Усложнилось по ряду обстоятельств. Во-первых, количество скважин увеличилось, сейчас это 18% от всех добывающих скважин предприятия. Во-вторых, меняется законодательная база, постоянно вносятся уточняющие поправки. В-третьих, возросло количество документов, которые необходимо каждый раз оформлять. Раньше вся работа по актуализации данных по фонду скважин ТРИЗ службами предприятия велась в программе Excel. Процесс согласования и заполнения проходил длительно. Кроме того, проверять данные приходилось вручную. Задачи усложнялись, ресурса для их решения не хватало.
Автоматизация процесса – решение задачи
София Монастырная как специалист, который каждый день работает с фондом скважин ТРИЗ, понимала, что для выполнения поставленной задачи необходимо специальное решение. Процесс следовало автоматизировать.
“Совместно с коллегой из ИК Сибинтек – Максимом Старцевым мы разработали модули, которые успешно функционируют с апреля 2017 года, позволяя сводить информацию, внесенную разными службами, в единый программный продукт. Это была работа не одного дня. Я объясняла условия, критерии, алгоритмы, выполнение которых давало возможность скважинам получить льготу, а он, в свою очередь, внедрял их в программу, автоматизируя тем самым процесс. Модули постоянно дорабатывались, дополнялись и дополняются до сих пор новыми возможностями”, – комментирует София.
Преимущества использования программы неоспоримы. Ранее работа выполнялась по цепочке: согласованные списки скважин ТРИЗ направлялись ответственным службам, через регионы доводились до цехов и лабораторий. Потом в обратном порядке с учетом консолидации отправлялись метрологам и конечным этапом было выполнение закрытия льготной добычи с учетом всей полученной информации. Теперь с помощью программы все этапы идут онлайн. Благодаря автоматизации процесса данные о скважине достаточно внести в программу, где они сразу доступны всем. Видно, кто и когда внес изменения. В конце месяца программа “закрывает замки”, внесение данных становится невозможным. Таким образом, процесс стал полностью подконтрольным.
Модули сами проверяют соблюдение условий на получение налоговой льготы. Автоматически определяют наличие у скважины замеров и проб, учитывая сроки поверки измерительных установок, а также выдают предупреждения и ошибки. С ее внедрением на предприятии исключаются налоговые риски, экономится время сотрудников, создается электронный архив внесенной информации.
Существенный шаг в развитии
Благодаря возможности отрытого диалога сотрудников ООО “РН-Юганскнефтегаз” и его руководства рационализаторские предложения специалистов, воплощенные в реальность, помогают предприятию активно развиваться и двигаться вперед. Работа Софии Монастырной и результаты, полученные в итоге разработанной по ее предложению программы, – яркое тому подтверждение.
Опыт использования программы будет тиражироваться в рамках технической поддержки и в других дочерних обществах ПАО НК “Роснефть”. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и мира)