Рынок поликремния волатилен, но в последние годы колебания происходят в крайне низком ценовом диапазоне.
Фотоэлектрическая солнечная энергетика сегодня стала ключевым, крупнейшим сектором мировой электроэнергетики как по размерам вводимых ежегодно мощностей, так и по объемам привлекаемых инвестиций. Достаточно сказать, что в 2017 г. в солнечную энергетику глобально было инвестировано больше средств, чем в газовую, угольную, атомную генерацию вместе взятые.
Более 90% солнечных модулей, которые устанавливаются в мире каждый год, производятся на основе кристаллического кремния, их называют кремниевыми солнечными (фотоэлектрическими) батареями.
Основное сырье, которое используется для производства таких панелей называется поликристаллическим кремнием или поликремнием (англ. – Polysilicon).
Кремний – второй по распространенности химический элемент, но он практически не встречается в природе в чистом виде. Поликремний нужной чистоты, пригодной для использования в электронной и солнечной промышленности, нужно выделять, производить с помощью соответствующих химических процессов.
Из полученного сырья (поликремния) выплавляются слитки, которые потом нарезаются на пластины, а из пластин уже изготавливают солнечные элементы, из которых и собирается солнечный модуль. Таков, вкратце, процесс производства кремниевых фотоэлектрических модулей, но на нем мы сегодня останавливаться не будем, речь у нас пойдет о мировом рынке поликристаллического кремния.
Поскольку поликристаллический кремний – основное сырье для производства солнечных батарей, состояние рынка этого сырья, очевидно, влияет и на развитие солнечной энергетики в целом. По мере снижения стоимости других компонентов солнечных панелей, что вызвано, в частности, повышением производительности труда, доля сырья (поликремния) в цене конечной продукции в общем-то растет.
Рынок поликремния волатилен, но в последние годы колебания происходят в крайне низком ценовом диапазоне.
После пика цен 2008 года, вызванного быстрым ростом солнечной энергетики, за которым не поспевали мощности по производству сырья, рынок рухнул, причем, рухнул в десятки раз.
Во второй половине 2017 года произошел небольшой отскок (как мы знаем, в прошлом году солнечная энергетика поставила очередной рекорд роста), однако в 2018 году падение продолжилось.
Резкое падение в июне 2018 года было обусловлено известными китайскими событиями – неожиданным решением властей об изменении политики поддержки развития солнечной энергетики.
Снижение прогнозов развития солнечной энергетики в Китае произошло на фоне роста выпуска поликремния в КНР и грандиозных планов китайской промышленности по строительству новых производственных мощностей. В результате на рынке сложился избыток предложения продукции, способствующий снижению цен.
Сегодня средняя цена на поликремний на рынках вне Китая упала ниже 9,6 доллара за килограмм. При таких ценах компании-производители начинают испытывать явные трудные с обеспечением рентабельности бизнеса. Как сообщает тот же REC Silicon, им приходится реализовывать продукцию в убыток.
Крупнейший мировой производитель поликремния, китайская GCL-Poly, собиралась продать часть своих активов компании Shanghai Electric (сделка не состоялась).
Китай – основной потребитель поликремния, поскольку страна является основным производителем солнечных батарей. Внутреннего производства поликремния в КНР не хватало и не хватает для удовлетворения потребностей своих производителей солнечных модулей.
Однако для стимулирования собственной промышленности, а также по соображениям политического плана Китай некоторое время назад ввел пошлины на американский и южнокорейский поликремний. От этого, в частности, очень сильно пострадала американская Hemlock Semiconductors, крупнейший производитель поликремния в США.
В первой пятерке помимо трех китайских производителей находятся германская Wacker Chemie AG и южнокорейская OCI.
В течение ближайшего времени в этом списке произойдут изменения. Дело в том, что несмотря избыток производственных мощностей в мире, Китай не планирует останавливаться. Скажем, Tongwei собирается увеличить мощности по производству поликремния в шесть раз за три года (!) – до 120 тыс. т. Это больше, чем у нынешнего лидера GCL-Poly.
Впрочем, и сам лидер, очнувшись от первого шока после решения китайских властей, заявляет о грядущем увеличении производственных мощностей на 60 тыс. т (выпускаемой продукции в год).
Китай хочет стать самодостаточным в сфере производства поликристаллического кремния высокой чистоты, то есть практически на 100% замкнуть весь цикл производства солнечных батарей у себя дома.
Таким образом, мировой промышленности по производству солнечных модулей дефицит сырья в ближайшие годы явно не грозит. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)