В 2018 г. большая приватизация снова провалена. И несостоявшиеся торги по “Центрэнерго” – как кислая вишенка на этом приевшемся торте.
Правительство, возможно, даже отправит в отставку и. о. главы Фонда госимущества Виталия Трубарова. Не особо веря, что кадровые перестановки кардинально изменят ситуацию. Ведь у предшественника Трубарова тоже ничего не получилось. Да и накануне избирательной кампании в стране на эту стратегическую должность придется искать такого же временщика. Серьезные ставки пойдут уже после выборов.
ФГИ: пятое колесо
Поступления от приватизации всегда относили к так называемым “сказочным доходам” госбюджета. Это сложилось исторически. Ведь планы строились громадные, а по результату – получался пшик. Если обобщать, то в украинской приватизации можно выделить только две по-настоящему серьезные сделки – “Криворожсталь” и “Укртелеком”. Остальное – так, по мелочи. В текущем же году невыполнение приватизационного плана получилось особенно изощренным. За первое полугодие ФГИ продал только 2 объекта – гаражи и недостроенный дом в Тернопольской области. Под конец года план немного снизили (до 18,8 млрд. грн.), а количество сделок немного выросло. Но картина осталась такой же тоскливой.
По итогам 10 месяцев, объем поступлений от продажи госимущества составил 140 млн. грн., т. е. степень выполнения плана не достигала даже 1%. По иронии судьбы, это свидетельствует о стабильности работы Фонда госимущества. Ведь подобный мизерный показатель был зафиксирован и в 2015, и в 2016 гг. Исключение составил только 2017-й, но лишь потому, что в прошлом году ФГИ допродал остатки облэнерго их же хозяевам-миноритариям. Со стороны последних это был больше акт благотворительности, чем бизнес-необходимость.
Да, к стране, где идет война, любой инвестор априори будет подходить с опаской. Особенно портфельный – респектабельный и консервативный. Но этого оправдания недостаточно. Поскольку за 4 последних года правительство и его орган, отвечающий непосредственно за приватизацию, не смогли организовать ни одного прозрачного конкурса; не смогли нормально подготовить к продаже ни одно предприятие; не сделали практически ничего, чтобы снизить уровень токсичности украинских активов. 4 года, как ни крути, – это длинный срок. И сегодня можно уверенно констатировать: это потерянные для приватизации годы. 30 октября на заседании Кабмина премьер-министр Владимир Гройсман сам себя высек, заявив: “Малую приватизацию мы запустили через систему ProZorro – здесь все нормально. Но большую приватизацию – мы только к чему-то подходим, чтобы что-то сделать, опять нам создают какие-то искусственные ограничения, какие-то проблемы и так далее. Бардак, каждый день бардак”.
Заступая в 2016 г. на должность главы правительства, В. Гройсман мечтал о своей витринной приватизационной сделке – такой, как продажа “Криворожстали” холдингу Лакшми Миттала в эпоху премьерства Юлии Тимошенко. Но, возможно, советники премьера ошиблись с кандидатом на красивую приватизацию. Возможно, не хватило политической воли. Одесский припортовый завод оказался слишком запутанным в разных закулисных схемах. Потенциальные покупатели со стороны не рискнули в них втягиваться. Пытаясь сохранить лицо и доказать оправданность своего существования, ФГИ предпринял в 2018 г. попытку оперативно продать генерирующую компанию “Центрэнерго”. Но подготовка к продаже была организована еще хуже, чем в случае с ОПЗ. Поэтому и этот конкурс сорвался. Хотя на него и были поданы 2 заявки, как требовали условия.
Сравнение двух неудачных продаж еще больше обнажает проблемные зоны в украинской приватизации и доказывает, что сегодня бессмысленно рассматривать ее как способ пополнения бюджета (если всерьез говорить о цифрах с девятью нулями). Государству придется либо самому менеджерить на тех предприятиях, которые еще способны работать не в минус, либо отдавать их за символическую цену под “реанимационный” пакет обязательств. Такая схема неплохо зарекомендовала себя в Польше и других странах Центральной Европы, где ряд активов передали новым собственникам взамен за погашение всех долгов. В Украине проблема кредиторских задолженностей – также один из главных тормозов приватизации, что, в частности, доказала история с ОПЗ.
ОПЗ: старая рана
Напомним, в 2016 г. Фонд госимущества дважды созывал желающих приобрести 99,6% акций Одесского припортового завода. Летом – за 13,1 млрд. грн., зимой – хотя бы за 5,1 млрд. грн. Никто не явился. Несмотря на бодрящие заявления ФГИ об огромном интересе к конкурсу со стороны потенциальных инвесторов, в т. ч. иностранных. Более или менее предметные консультации с приватизационным ведомством вели только три отечественные бизнес-группы, представляющие соответственно Игоря Коломойского, Александра Ярославского и Дмитрия Фирташа. Последний, впрочем, публично отнекивался от намерений приобрести ОПЗ. Но такие намерения демонстрировал его давний бизнес-партнер Алекс Ровт, американский бизнесмен украинского происхождения.
Однако никто из перечисленных так и не решился на покупку, не желая получить в нагрузку “билет на войну”. Дело в том, что на момент приватизации за припортовым заводом тянулся целый шлейф неразрешенных юридических и долговых проблем. При этом ни ФГИ, ни специально нанятый им советник – швейцарская компания UBS – палец о палец не ударили, чтобы разрулить хоть часть из них до продажи, не обременяя будущего владельца. В частности, речь шла о долге в более чем 250 млн. долл., который завод накопил перед структурами Д. Фирташа. Варианты его реструктуризации или взаимозачета с участием НАК “Нафтогаз Украины” существовали. Но никто не удосужился их проработать.
Кроме того, существовал риск, что любой неугодный результат конкурса будет оспорен в суде группой “Приват”, поскольку еще в 2009 г. фирма из приватовской когорты “Нортима” – выиграла приватизационный конкурс по ОПЗ, но Фонд госимущества не признал его результаты. Соперники И. Коломойского так и не получили от правительства гарантий, что в случае покупки Одесского припортового завода сейчас их права собственности будут защищены.
В-третьих, привыкнув к жизни под государственным крылом, ОПЗ оброс плотной кожурой посредников, которые зарабатывали на поставках предприятию давальческого газа и которым уход объекта в частные руки грозил потерей прибылей. За три последних года в списке газовых партнеров ОПЗ успели засветиться такие компании, как Antra, “Укргаз”, “Юг-Газ”, “ЭРУ Трейдинг”, “Всеукраинская Энерго Компания”, “Либерти Газ”. Но исход подобного сотрудничества, как правило, получался один и тот же: ОПЗ накапливал дополнительный долг.
“Центрэнерго”: новый прокол
Не меньше непубличных схем и фирм вращается вокруг генерирующей компании “Центрэнерго”, чьи 78% акций были выставлены на приватизационный конкурс, назначенный на 13 декабря. За неделю до его проведения один из потенциальных участников торгов и один из крупнейших кредиторов энергокомпании – ООО “Баланс Груп” – публично заявил, что за 3 последних года из “Центрэнерго” было выведено порядка 14 млрд. грн. Согласно утверждениям кредитора мощный канал оттока денег – это закупка угля для нужд ТЭС. Как сказано в заявлении “Баланс Груп”, в 2016-2018 гг. “Центрэнерго” заключила договора на поставку угля общей стоимостью около 48,3 млрд. грн. За эти средства компания пригнала в Украину один сухогруз с американским углем от Xcoal Energy, а более 99% денег ушли посредникам, торгующим украинским и российским ресурсом.
“Баланс Груп” так и не дошла до последней стадии конкурса. Однако две заявки на него все же поступили. Одна – от белорусского участника по имени “Нефтебитумный завод”, вторая – от отечественного инвестора “Укрдонинвест”. Но в декабре 2018-го Фонд госимущества это ничуть не обрадовало. При таком выборе витринная приватизация грозила превратиться в скандальную. И могла стать существенной проблемой для избирательной компании Петра Порошенко, весьма уязвимой мишенью для его критики со стороны оппонентов. Репутация обеих прошедших в финал соискателей не сверкала белизной. Поэтому ФГИ счел меньшим злом признать конкурс несостоявшимся, пускай и ценой потери приватизационных денег.
Белорусский претендент был заподозрен в слишком тесных связях с Россией. По крайней мере, в 2018 г. он входил в тройку крупнейших получателей нефтепродуктов из РФ, в т. ч. от предприятий “Газпрома”. В свою очередь “Укрдонивест” славу и вес в украинской угольной отрасли стремительно приобрел в течение 2-3 последних лет, как раз при президентстве П.Порошенко. А владелец компании Виталий Кропачев считается выразителем бизнес-интересов президентского окружения в энергетической отрасли. Ряд народных депутатов еще до 13 декабря поспешили охарактеризовать конкурс по продаже “Центрэнерго” как бутафорию и междусобойчик. Возможно, год-два назад на эти упреки никто не обратил бы внимания. Но сейчас рисковать слишком шатким рейтингом П.Порошенко не стали и ФГИ порекомендовали пойти на попятную. Поэтому в итоге Фонд заявил, что оба потенциальных покупателя “Центрэнерго” не предоставили всю требуемую законодательством документацию. В частности, “Нефтебитумный завод” утаил, что является учредителем компаний, зарегистрированных на территории России. А “Укрдонивест” не подтвердил документально получение средств, достаточных для того, чтобы заплатить стартовую цену (порядка 6 млрд. грн.).
Министр Кабинета министров Александр Саенко 11 декабря уточнил, что нынешнее решение ФГИ не означает отказа от планов приватизировать “Центрэнерго”. Сроки конкурса, мол, просто переносятся. Как можно предположить, уже на послевыборный период. “Фонду государственного имущества и советнику по приватизации необходимо провести более основательную подготовку к продаже, – отметил А. Саенко. – Правительство рассчитывает на настоящую конкуренцию на аукционе, и мы хотим видеть серьезные иностранные компании среди его участников”. Если переводить с “птичьего языка”, то в этом заявлении прочитываются два посыла: неудовлетворительная оценка ФГИ за работу и “желтая карточка” Виталию Кропачеву. Возможно, его звезда угольного фаворита движется к закату. (Ярослав Ярош, МинПром/Энергетика Украины и мира)