Медленно и со скрипом, но Украина все-таки завершила подготовку основных документов к пуску либерализованной модели розничного рынка электроэнергии с Нового года.
В частности, 12 декабря Кабмин утвердил порядок проведения конкурсов по выбору поставщика универсальных услуг (ПУУ) и поставщика “последней надежды” (ППН). В тот же день правительство на своем заседании делегировало функции ППН госпредприятию “Укринтерэнерго” – на первые два года поставщик “последней надежды” назначается без конкурсов. Еще чуть ранее, 23 ноября, Верховная Рада расширила список потребителей, которые имеют право покупать электричество у поставщиков универсальных услуг.
Как ранее сообщал Mind, в процессе анбандлинга все бывшие облэнерго разделились на операторов системы распределения (ОСР) и поставщиков. Эти поставщики ближайшие два года будут осуществлять деятельность как поставщики универсальной услуги (ПУУ). ОСР заняты исключительно технической передачей электроэнергии и лишены прав на ее поставку. Функция ПУУ – гарантированно обеспечивать током население и малых небытовых потребителей. Тариф на услуги по поставке универсальных услуг будет устанавливать НКРЭКУ.
В соответствии с законом “О рынке электрической энергии Украины”, ПУУ будут поставлять электричество на протяжении двух лет – до 1 января 2021 года, после чего универсальных поставщиков начнут выбирать на конкурсе. Помимо обслуживания населения и малых бытовых потребителей, ПУУ могут поставлять электроэнергию и другим категориям потребителей на правах обычных электропоставщиков. Однако тарифы на киловатт-час в этом случае устанавливаются уже по принципу свободного ценообразования: оптовая цена тока + стоимость услуг поставщика.
Любой потребитель, который лишится поставщика или не успеет вовремя заключить договор на покупку электроэнергии, имеет также право воспользоваться услугами поставщика “последней надежды” – но только на срок не более трех месяцев. За этот период нужно будет успеть перейти к другому электропоставщику.
Защита общественных интересов в энергорынке. Создание ПУУ и ППН не является украинским ноу-хау – эта мера содержится в Директиве Европарламента 2009/72/ЕС от 13 июля 2009 года об общих правилах внутреннего рынка электроэнергии для стран Евросоюза.
Из статьи 3 Директивы 2009/72/ЕС: “Государства-члены обеспечивают, чтобы все бытовые потребители и, если государства-члены считают это целесообразным, малые предприятия (а именно, предприятия с персоналом менее 50 человек и годовым оборотом или балансом не более 10 млн. евро) получали универсальные услуги, то есть право на поставки им электроэнергии установленного качества на своей территории за разумными, легко и четко сравнимыми и недискриминационными ценами. Для обеспечения предоставления универсальных услуг государства-члены могут назначить поставщика последней инстанции”.
В Украине положения Директивы имплементированы в законе “О рынке электрической энергии Украины”. Согласно ст. 62 закона, функции поставщика универсальных услуг и “последней надежды” входят в перечень специальных обязанностей, которые возлагаются на участников энергорынка с целью обеспечения общественных интересов.
Согласно закону, к общественным интересам относятся: национальная безопасность, стабильность энергопоставок, качество и доступность электроэнергии, защита окружающей среды, энергоэффективность, увеличение доли ВИЭ, защита жизни и здоровья населения.
Что касается поставщиков универсальных услуг и “последней надежды”, они призваны обеспечить, в первую очередь, стабильность и надежность поставок электричества потребителям.
Помимо функций ПУУ и ППН, к специальным обязанностям участников также относятся обязательства по обеспечению:
* увеличения доли производства электроэнергии из альтернативных источников,
* развития генерирующих мощностей,
* повышения эффективности комбинированного производства электрической и тепловой энергии.
Специальные обязанности по обеспечению наращивания доли ВИЭ призван выполнять будущий Гарантированный покупатель, который будет создан на базе госпредприятия “Энергорынок”, а также ПУУ и ОСР. За повышение эффективности когенерационных установок по производству тока и тепла отвечают непосредственно сами ТЭЦ. И, наконец, прогноз развития генерирующих мощностей, вместе с заказом на сооружение новых объектов, осуществляет будущий оператор системы передачи (ОСП), который создается на базе НЭК “Укрэнерго”. В настоящее время “Укрэнерго” ежегодно разрабатывает “Звiт з оцiнки вiдповiдностi (достатностi) генеруючих потужностей” на 10-летнюю перспективу.
ПУУ получили более лояльные условия. Сама идеология создания ПУУ и ППН нацелена на защиту потребителей в рыночных условиях. Речь идет как о наиболее уязвимых категориях потребителей, так и о тех, кто может пострадать вследствие банкротства или недобросовестных действий энергопоставщиков.
Очевидно, что для обеспечения надежности поставок тока те же поставщики универсальных услуг должны обладать определенной финансовой устойчивостью. Тем более, что ПУУ будут располагать портфелем наиболее многочисленных и мелких клиентов, которые к тому же инертны в плане оплаты электроэнергии. Дело в том, что население, которое использует в Украине 32% всего электричества, рассчитывается за него по факту месячного потребления. В то же время, бывшие облэнерго перечисляли в энергорынок платежи за отпущенную потребителям электроэнергию ежедневно. С этой целью облы разбивали графики расчетов своих промышленных потребителей таким образом, чтобы обеспечивать равномерное поступление средств на протяжении месяца. Однако поставщики универсальных услуг с 2019 года могли бы лишиться такой возможности в случае ухода существенной части промпотребителей к другим независимым электропоставщикам.
В условиях подобного сценария и при сохранении существующего порядка расчетов, возникала прямая угроза банкротств универсальных поставщиков, с дальнейшим наращиванием миллиардных долгов энергорынка. Ведь при обороте среднестатистического ПУУ из аграрного региона страны порядка 50-70 млн. грн., стоимость поставок электроэнергии населению и малым небытовым потребителям, доля которых по некоторым областям достигает 70%, будет исчисляться млрд.ми.
В ходе проведения взаимных консультаций между представителями ПУУ, НКРЭКУ и “Энергорынком” был поставлен вопрос: где поставщику брать кредиты для расчетов с оптовым рынком или как изменить графики платежей между его участниками?
В целом ответы на поставленные вопросы были найдены, а риски универсальных поставщиков минимизированы:
Во-первых, в договорах ПУУ с “Энергорынком” на закупку тока предусмотрен лояльный график расчетов, начиная с 20-го числа каждого месяца. Для всех остальных независимых электропоставщиков будет действовать 5-дневная предоплата в оптовый рынок.
Во-вторых, НКРЭКУ решила включать в тариф поставщиков универсальных услуг проценты по кредитам, которые могут привлекаться для покрытия кассовых разрывов при расчетах с населением.
Кто станет новыми потребителями ПУУ? Закон №2628 от 23 ноября 2018 года существенно расширил перечень потребителей, которые могут становиться клиентами поставщиков универсальных услуг.
Первое: вследствие внесения изменений в закон “О рынке электрической энергии Украины”, понятие малого небытового потребителя было распространено на все предприятия, которые закупают электричество для собственных нужд и которые подсоединены к мощности до 50 КВт.
Второе: временно, на период с 1 января 2019 по 31 декабря 2020 гг., универсальные услуги также предоставляются всем бюджетным учреждениям независимо от договорной мощности, а также всем другим потребителям с мощностью до 150 КВт.
Таким образом, бизнес по поставке универсальных услуг на ближайшие пару лет расширился. Этот факт можно назвать скорее положительным для малых предприятий с небольшими объемами потребления, которые при смене поставщика, кроме организационных издержек, особо никаких финансовых дивидендов не получат. Разница в цене киловатт-часа среди разных электропоставщиков (кроме “последней надежды”) будет колебаться в пределах 1,5%.
Последняя надежда сроком на три месяца. Поставщик “последней надежды” был назначен Кабмином в самый последний момент, а имя “Укринтерэнерго” прозвучало для многих отраслевых экспертов неожиданно.
До того правительство пыталось навязать роль ППН компании НАЭК “Энергоатом” и даже “Укрзализныце”, однако атомщикам удалось соскочить с этой обязанности, которая аж никак не вписывалась в профильный вид деятельности ядерной эксплуатирующей организации и сулило НАЭКу только дополнительные кассовые разрывы. Видимо, по схожим причинам не вызвала восторга перспектива подобной энергодистрибуторской деятельности и у железнодорожников.
Ключевая идея при поиске кандидата на роль ППН состояла в наличии у него денег. В итоге выбор пал на государственное “Укринтерэнерго”, которое в настоящее время занято экспортом электроэнергии в небольших объемах.
14 декабря НКРЭКУ установила для “Укринтерэнерго” плату за услуги ППН на уровне 48,6 копеек за 1 кВт-час и подтвердила тем самым слова председателя НКРЭКУ Оксаны Кривенко, что поставщик “последней надежды” будет продавать электричество по цене на 25% выше остальных поставщиков.
Если исходить из факта, что, согласно последним изменениям бюджетники временно – до 1 января следующего года – являются клиентами ПУУ, то дефицита “аудитории” в “Укринтерэнерго” не предвидится. Иное дело, что среди них наверняка найдется немало хронических должников за электроэнергию, которым, по большому счету, все равно, по какой цене не платить: на 25% дороже или дешевле. Речь идет преимущественно о шахтах и водоканалах. Так что высокий тариф ППН вряд ли перекроет риски поставщика по неоплате тока.
Впрочем, долгих каникул у нерадивых клиентов не будет. Закон “О рынке электрической энергии Украины” ограничивает возможность покупки электроэнергии у ППН тремя месяцами. Более того, “последняя надежда”, как и остальные поставщики, в любой момент может просто отключить неплательщика. Иное дело, что на “Укринтерэнерго”, как на внешнеэкономического агента Минэнергоугля, чиновники могут оказывать соответствующее давление. Как будет выходить из ситуации возможного временного “собирателя долгов” “Укринтерэнерго” и как предприятие наладит энергосбытовую деятельность – пока сказать сложно.
Если рассматривать европейский опыт, то поставщики “последней надежды” функционируют не во всех странах. В Швеции, к примеру, эту функцию выполняют операторы распредсистем. Считается, что у них есть больше возможностей для эффективной работы с внезапными и самыми разнообразными клиентами, которые в любой момент могут появиться вследствие непредвиденного банкротства других поставщиков, что в конкурентных энергорынках явление довольно частое.
В Сербии функции ППН выполняют ПУУ. Долго никто не хотел приходить на конкурсы по ППН и в Польше. По мнению экспертов, было бы неплохо, чтобы возможности поставщиков “последней надежды” были подкреплены наличием собственной генерации. Однако в Украине пошли по пути идеальной реализации требований европейских энергодиректив с максимальным функциональным разделением компаний. Что из этого получится – покажут уже ближайшие месяцы.
ПУУ оставят население за собой. По прогнозам экспертов, в ближайшие 5-7 лет существенного возрастания интереса к бытовым и мелким потребителям электроэнергии со стороны поставщиков в стране ждать не приходится.
Во-первых, следует учитывать проблему заниженных тарифов для населения, которая еще будет сохраняться. И для того, чтобы бытовой абонент ушел от поставщика универсальных услуг к другому электропоставщику, для него необходимо предусмотреть источник компенсации убытков. Пока таковой механизм отсутствует.
Во-вторых, доходность поставщиков в случае работы с малыми потребителями или населением очень невысока. На 200 киловатт-часов в месяц много не заработаешь, а расходы по администрированию – большие. Поэтому вряд ли многие из независимых операторов позарятся на тот сегмент потребителей, который будет отдан на откуп поставщикам универсальных услуг.
Не существует особого смысла в смене поставщика и для малого небытового потребителя, так как доля услуг поставщиков в структуре розничного тарифа на киловатт-час составляет считанные проценты.
Как показывает практика ЕС, даже на рынке Германии доля населения, покупающего электричество у независимых операторов, достигает всего 20%. Остальные бытовые потребители остаются клиентами муниципальных компаний. (Олег Кильницкий, mind.ua/Энергетика Украины и мира)