О состоянии газораспределительного рынка и прогнозах его развития председатель правления ПАО “Киевоблгаз” Дмитрий Дронов рассказал в интервью изданию Dengi.ua.
ПАО “Киевоблгаз” – компания, осуществляющая распределение природного газа в Киевской области. “Киевоблгаз” занимает первое место в Украине среди газораспределительных предприятий по личлу потребителей (около 1 млн.) и по протяженности обслуживаемых газопроводов (более 46 тыс. км). Уровень газификации Киевской области – около 96%. ПАО входит в тройку крупнейших налогоплательщиков Киевской области – за 2017 год было уплачено 185 млн. грн. В компании работает около 4 тыс. сотрудников.
– Какие вопросы больше всего беспокоят жителей Киевской области?
– Постоянно звучит вопрос о заоблачной стоимости газа. Со своей стороны мы хотели газифицировать как можно быстрее и больше объектов по Киевской области, но с повышением цены на газ людям приходится идти в лес за дровами. Платить нечем. Я с большим желанием хотел бы, чтобы стоимость газа составляла 1 гривну, тогда у нас не было бы долгов и проблем с безопасностью, в результате было бы меньше трагедий.
Цена газа для операторов газораспределительных систем не имеет никакого значения. Нам важен тариф и объем поставки. Перед потребителями я могу отвечать только за тот небольшой процент, который получает ПАО “Киевоблгаз”. R сожалению, пока не могу отвечать за ценообразование в целом. Мы как операторы ГРС собираем всю оплату с потребителей, но доля, которую получает компания, составляет всего 8% от стоимости за 1 куб м.
Цена голубого топлива выросла, но тариф на его распределение остался прежним. Из оплаты 8 грн. 55 коп – получаем 0 грн. 56 коп. То есть, как в 2016 г. было заложено в тарифе в течение года на обслуживание 1 км газопровода 9860 грн., сейчас эта цифра стала еще меньшей – 9781 грн. При том, что реальная потребность на обслуживание 1 км трубы – 23 180 грн. Такая недофинансированность влечет за собой износ газораспределительных систем, а это чревато повышением аварийных ситуаций на объектах. Понимая всю сложность ситуации мы уже третий год пытаемся добиться от регулятора НКРЭКП, чтобы нам установили экономически обоснованный тариф. И нас поддерживают власти на местном уровне.
– На государственном уровне были ли операторами газораспределительных систем предложены другие программы финансирования?
– В прошлом году согласно кодексу ГРС планировалось установить тариф по мощности, то есть изменить подход к оплате услуг распределения и транспортировки газа. Европейская практика показывает – за обслуживание инфраструктуры и возможность в любой момент пользоваться газом должны платить ежемесячно фиксированный платеж. Даже если абонент не пользуется голубым топливом, но при этом не отключен от газоснабжения, поставщик тратит определенные средства, чтобы доставить газ к конфорке в квартиру. Введением такого тарифа мы хотели добиться равномерного финансирования на протяжении всего года. Ведь большая часть ремонтных работ припадает на весенне-летний период, когда финансирования почти нет. Этот проект подали на рассмотрение регуляторному органу, но он так и не был реализован.
– Если в ближайшем времени ситуация не изменится, вы можете спрогнозировать, как это отразится на работе компаний газораспределительной отрасли Украины?
– Мы не магазин, мы не можем просто так взять и закрыться. Газ опасен, поэтому система нуждается в постоянном контроле на каждом этапе работы. 60 единиц техники, порядка 200 человек заступает на дежурство каждые сутки. Каждый день мы несем моральную и криминальную ответственность за жизни людей. Мы работаем над этим 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Аварийно-диспетчерская служба 104 всегда на связи. Для того, чтобы обеспечить безопасную транспортировку газа в дома и предприятия нужно: достаточный объем средств и необходимое количество кадров. На данный момент у нас большой недостаток этих ресурсов. Это уже чревато срывом исполнения инвестиционных программ, что в первую очередь может повлиять на обеспечение стабильной и бесперебойной подачи газа.
Но положение дел неутешительное. У нас большой отток кадров, если ничего не менять, может начаться процесс, в результате которого исправить что-то будет невозможно. По Обществу растет текучесть кадров, а именно: за 11 месяцев 2018 года она составляет 18%, по 2017 году составляла 13%, что на 5% больше, и это приводит к потере специалистов в данной области. Все из-за того, что за последние три года не было пересмотра тарифа, что является источником финансирования заработных плат сотрудникам. Зарплата у слесаря как была 3680 грн., так и остается. При том, что минимальная заработная плата составляет 3723 грн. Конечно же, мы проводим доплату к зарплате, чтобы она достигала уровня минимальной, но как человек на эти деньги может прокормить семью? Это приводит к дефициту профессионалов. Я ценю своих людей и дорожу коллективом, он заслуживает на большее, чем получает и чем я могу им дать! В ноябре я и мои коллеги из других регионов обратились к Петру Алексеевичу, президенту Украины, о просьбе лично вмешаться в ситуацию. Хотя мы вне политики – складывается ощущение частичного вовлечение. Это чувствует каждый – от слесаря до руководителя.
– Такая ситуация не помешала вовремя начать отопительный сезон 2018-2019?
– Отопительный сезон мы начали своевременно. Ведь у нас за плечами опыт предыдущих лет. Более трех лет проблемой №1 для ПАО “Киевоблгаз” был поселок Коцюбинское. В этом году вопрос наконец-то удалось решить. Мы смогли выполнить свои условия лицензиата в полном объеме и своевременно благодаря совместной работе власти и бизнеса. В результате чего выиграли все.
– ПАО “Киевоблгаз” активно открывает современные Центры обслуживания клиентов. Расскажите, чем они уникальны?
– У нас уже 6 современных Центров обслуживания клиентов по Киевской области. В декабре состоялось открытие в Белой Церкви. Здесь работа происходит по принципу единого окна. То есть каждый потребитель имеет возможность получить консультацию по любым вопросам, касающихся газоснабжения у одного оператора. Начиная от заключения договоров, выдачи справок и консультации по лицевому счету, заканчивая оформлением технической документации на подключение к газовой сети, замены газовых приборов и их ремонта. Причем, в отличие от прошлой “газ.конторы”, – сегодня, потребитель обращаясь к ЦОК, вместо длинных очередей получает индивидуальное обслуживание, комфортные зоны ожидания, невероятную экономию времени, поскольку в ЦОКах работает принцип “электронной очереди” и терминалы самообслуживания, благодаря чему значительно улучшилась платежная дисциплина. Новый формат набирает темпы, а клиентоориентированность, скорость и качество – три кита, на которых базируется клиентский сервис ПАО “Киевоблгаз”.
– Если, к примеру, нужно газифицировать дом или завод, то можно оформить даже такую услугу без посредников и бегунков просто в Центре обслуживания клиентов?
– Да, необходимо лишь подать документы в Центр обслуживания клиентов. Наша компания осуществила переход на выполнение проектных и строительно-монтажных работ хозяйственным способом, то есть работой собственными силами без подрядчиков. ПАО “Киевоблгаз” имеет проектно-сметный отдел, который выполняет проектные работы, расчеты смет и проводит гидравлические расчеты. На сегодня для выполнения строительно-монтажных работ и инвестиционных программ, мы сформировали 30 бригад, но их будет ровно столько сколько нужно, главное, чтобы клиент остался доволен!
– Чтобы обеспечивать качественную работу аварийно-диспетчерских служб необходимо постоянная замена и ремонт техники. Как обстоят дела с технической частью?
– Старая техника может влиять на качество работы газотранспортной системы, чтобы этого избежать последние три года мы активно работаем над обновлением автопарка, чтобы быстро добираться к объектам прокладывания или ремонта газопроводов. Несмотря на нестабильную ситуацию, мы не забываем о технической стороне и безопасной поставке газа, чтобы своевременно и оперативно реагировать на вызовы. Наша компания инвестировала в новый автопарк около 20 млн. грн. собственных средств. Начиная с 2015 г. закуплено свыше 80-ти единиц новой автомобильной и специальной техники. В 2018 г. общество приобрело 43 единицы нового автотранспорта. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)