Недавно автолюбители столкнулись с неприятной особенностью бензина: дорожать по причинам, недоступным пониманию. Многие в такой ситуации начали искать альтернативу дорожающим нефтепродуктам и наиболее эффективная из всех – природный газ.
У России огромный опыт в деле перевода на газ транспорта: еще в тридцатые годы прошлого столетия в стране появились первые грузовики с газобаллонным оборудованием (ГБО) “ЗИС-30” и “ГАЗ-44”. “ЗИС-тридцатый” мог эксплуатироваться на метане и светильном газе.
На сегодняшний день природный газ (метан) является наиболее экономичным, экологичным и безопасным моторным топливом. Компримированный (сжатый) природный газ (КПГ), например, намного легче воздуха и в случае утечки улетучивается. При этом среднее октановое число природного газа на 10 пунктов выше бензина марки “95”, при лучших показателях сохранности двигателя. Метан демонстрирует отменные качества и в форсированном режиме, иначе газовый спортивный грузовик команды “КАМАЗ-мастер” просто никогда не занял бы второе место на ралли Africa Eco Race. “КАМАЗы” в газовом исполнении, кстати, уже можно купить и для бизнеса. Они примерно на 10% дороже дизельных, однако субсидии позволили этот фактор нивелировать. Например, стоимость модели “КАМАЗ-65116”, работающего на метане, на 100 тыс. руб. дешевле аналогичного “дизеля”.
Автомобилисты выбирают газомоторное
Расчеты (их можно без труда найти в любых блогах автолюбителей) в один голос свидетельствуют: переходить на газ стоит при пробеге авто в год не менее 30 тыс. километров. ГБО в этом случае окупается относительно быстро. И вот уже в пробках и в зимний холод сердце водителя не так сильно щемит от осознания того, сколько денег “сгорает” при простое и прогреве. Валерий Солдунов, председатель Всероссийского общества автомобилистов (ВОА), рассказал, что по оценкам отдела технической эксплуатации ВОА, при расходовании средств на топливо более 5 тыс. руб. в месяц, владельцы начинают рассматривать переход на газ. По мнению Солдунова, показателем успешного внедрения газомоторного топлива в стране станет наличие газового оборудования у большинства малотажных коммерческих грузовиков отечественного производства. Логичным выходом из такой ситуации стало бы массовое производство автомобилей с заводским газобаллонным метановым оборудованием. Из отечественных производителей эту технологию освоили “КАМАЗ”, “Группа ГАЗ”, из легковых автомобилей на рынке представлены “АВТОВАЗ”, “УАЗ”. Есть свои газовые модели и у иностранных брендов – “Фольксваген”, “Хонда” и “БМВ”, недавно о создании седана бизнес класса на метане объявил “Форд”.
По мнению специалистов компании “Газпром газомоторное топливо”, для стремительного развития рынка ГМТ в России требуется создание широкой сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), синхронизированное с ростом количества газомоторного транспорта (порядка 30 тыс. единиц техники ежегодно). Ключевыми рычагами являются субсидии, преференции, закупка новой техники и переоборудование старой.
Меры господдержки: ориентиры и достижения
Всерьез к задаче массовой газификации транспорта Россия вернулась в 2013 г. В мае того года было принято основополагающее Распоряжение Правительства РФ за № 767-р. Его полное название “О расширении использования природного газа в качестве моторного топлива”. Документ учитывал текущую ситуацию в стране по ряду ключевых параметров, включая экологическую ситуацию, особенно в больших городах, возможности российского ТЭКа и необходимость оснащения муниципального транспорта экономичной и надежной техникой. Правительство этим документом поставило ряд целевых задач, одной из которых был перевод на газовое топливо к 2020 году в городах с численностью населения более 1 млн. человек не менее половины пассажирского и коммунального транспорта. А в городах численностью более 500 тыс. не менее трети транспорта должно работать на газовом топливе.
Поэтапная реализация этого и других решений и инициатив государства привела к ощутимым результатам: сегодня российские автопроизводители выпускают более 150 моделей техники и модификаций техники, работающей на КПГ. А заправку транспорта природным газом на территории Российской Федерации обеспечивают 375 газозаправочных объектов. Разумеется, эти достижения вряд ли были бы возможны, без поддержки государства. Так, со стороны Правительства РФ на целевую закупку газомоторной техники было направлено 14,7 млрд. руб., что позволило профинансировать приобретение около 9 тыс. единиц газотранспортной техники. В 2018 году вопрос о необходимости внедрения газомоторного топлива вышел на более высокий уровень: в апреле Президентом России были даны поручения Правительству по обеспечению разработки и внедрения программы развития рынка газомоторного топлива. Активное развитие этой темы и поиск новых направлений продолжится с самого начала 2019 года. Уже в январе на Гайдаровском форуме в Москве состоится открытый диалог представителей государства, бизнеса и общества. И одной из самых острых и важных дискуссий обещает стать тема развития рынка газомоторного топлива.
Природный газ – для тех, кто хочет дышать воздухом, а не гарью
Если эти планы удастся реализовать, выбросы загрязняющих веществ в городах сократятся до 20 млн. т. Газомоторное топливо – действительно уникальный ключ к выходу из экологических тупиков. Судите сами: природный газ соответствует стандарту “Евро – 5” и (а для некоторых двигателей и “Евро – 6”). В мире пришли к выводу, что природный газ является де-факто самым экологически чистым топливом. По сравнению с бензином в отработанных газах метанового двигателя содержится в 2-3 раза меньше оксида углерода, а задымленность, по сравнению с дизельным топливом, снижается в 9 раз. По информации Международного агентства по изучению рака (МАИР), выбросы парниковых газов при переходе на природный газ сокращаются на 25%. Согласно исследованиям, проведенным компанией-производителем грузовиков IVECO, по выбросам углекислого газа эффект составляет до 30%, по различным вредным взвешенным частицам – до 96%.
Для мегаполисов крайне важна тишина. У грузовиков, работающих на природном газе, уровень шума как минимум в два раза меньше, также значительно снижается вибрация двигателя. Говорят, водители даже иногда дверь открывают, чтобы услышать, завелся автомобиль или нет.
Сжиженный природный газ – новый этап развития рынка газомоторного топлива
Инновации в применении газомоторного топлива эксперты тесно связывают с технологиями развития сектора СПГ (сжиженного природного газа). Участники рынка уверены: СПГ будет самым активным образом использоваться на магистральном автомобильном, железнодорожном транспорте и в судостроении, что имеет важный экологический фактор.
Например, он формализован в виде требований Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов MARPOL. Поправки к этой конвенции вводятся постоянно и только в сторону ужесточения требований, ибо, увы, мировой океан с годами чище не становится. В зону самых жестких требований MARPOL теперь входят районы мирового океана с наибольшей экономической активностью: Балтика, Побережье США и Японии, Карибское и Средиземное моря. Сейчас всерьез обсуждается перспектива перехода на бункеровку СПГ (заправку судна топливом) значительного количества ледоколов, буксировщиков, паромов, плавучих бункеровщиков и судов класса “река-море”. По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, в сегменте бункеровки за период 2017-2030 гг. ожидается рост в несколько десятков раз – до более чем 50 млрд. куб. м природного газа.
Высокие экологические требования предъявляются и к железнодорожным перевозкам, где стоит задача увеличения доли локомотивов, работающих на сжиженном природном газе (СПГ), как с целью соблюдения экологических стандартов в районах магистралей, так и для повышения эффективности и мощности тягового состава.
Газомоторное топливо – основа трансконтинентальных логистических коридоров
Россия бьет рекорды по добыче природного газа, страна построила за несколько десятилетий обширную сеть магистральных газопроводов (более 170 тыс. километров). При этом Россия находится лишь во второй двадцатке по количеству транспорта на природном газе. Сеть магистральных газопроводов может стать хребтом системы транспортных коридоров. На просторах евразийского континента преимущества газомоторного топлива откроют новые возможности для грузового и пассажирского автотранспорта.
Уже сейчас создаются газомоторные коридоры: это сеть газовых заправок, преимущественно СПГ, вдоль ряда наиболее загруженных трасс, в частности, М-10 “Россия” и М-11 “Москва-Санкт-Петербург”, а также М-4 “Дон”, М-1 “Беларусь”. Активно развивается сеть газовых заправок в Татарстане, на Юге и в ряде других регионов страны. Один из наиболее интересных проектов, обладающих значительным логистическим потенциалом, является так называемый “Шелковый путь”: транспортный мост из Китая в Европу.
Аналогичные, не менее амбициозные, транспортные проекты планируются и внутри Евросоюза. И когда эти трассы обрастут газозаправочными станциями, то СПГ-коридоры вполне могут стать самыми эффективными (по показателю стоимости доставки 1 килограмма груза) логистическими маршрутами Евразии. Проект подтолкнет развитие нескольких отраслей промышленности и решит ряд глобальных проблем, которые ранее казались тупиковыми. И это не фантастика, а реальность для страны, обладающей самыми большими запасами природного газа в мире. (РИА Новости/Энергетика Украины и мира)