Какую модель энергорынка выберет Украина – Венесуэлы посреди Европы или равного среди успешных? Об этом рассуждает на страницах “Нового времени”, эксперт по программе “Энергетика” аналитического центра Украинский институт будущего Андриан Прокип.
В июле 2019 г. должна заработать новая модель рынка электроэнергии в Украине. Это не просто чья-то прихоть или реализация закона, принятого Верховной Радой в апреле 2017 г. Это, прежде всего, введение в Украине прозрачных и конкурентных правил, работающих в Европейском Союзе. Реформа электроэнергетики изменит систему ценообразования на услуги по производству, поставке и распределению электрической энергии. И это, в свою очередь, сделает энергетику более инвестиционно привлекательной и даст возможности для развития сектора – с повышением надежности поставок электроэнергии и энергетической системы в целом, увеличивая возможности экспорта электроэнергии в ЕС.
Реформа рынка электроэнергетики является предпосылкой к интеграции с европейскими электроэнергетическими рынками. И это, в свою очередь, усилит конкуренцию в секторе генерации электроэнергии в Украине, что гарантирует повышение качества поставки и предотвращения возможностей злоупотребления собственным положением энергоснабжающими компаниями.
В то же время, кроме однозначно положительных последствий реформы, будут иметь место и не слишком приятные – повышение цены электроэнергии для конечных потребителей. Это возникнет, в частности, из-за отмены субсидирования населения промышленностью, введение стимулирующего тарифообразования на передачу электроэнергии, а также конкурентного ценообразования при производстве электроэнергии – практик развитых стран.
И по оценкам Украинского института будущего, уже через три года после введения реформы рост цен будет компенсирован населению дополнительным экономическим ростом.
Кто против?
И здесь становится очевидно, что на теме повышения тарифов начнутся спекуляции, которые могут даже подняться к тому, что никакой реформы нам в принципе не нужно. Конечно, при этом апологеты неизменности модели рынка будут воздерживаться от сообщений о том, какие последствия ждут украинскую электроэнергетику без реформы.
Популисты. Первым противником реформы, которая способна вызвать повышение цен, очевидно может стать Юлия Тимошенко и другие популисты. Несмотря на ее нынешнюю риторику относительно цены на газ, Тимошенко обходит тему цен электроэнергии для населения.
Видимо, политик ведет себя именно так только потому, что тема будущих цен на электроэнергию еще не получила широкого распространения и все только впереди. Слишком мало хайпа. Ранее, к примеру, Тимошенко обещала “хакнуть” Роттердам+ как только придет к власти.
В Украине цена электроэнергии для населения в разы ниже, чем в странах ЕС. Отчасти такая разница обусловлена разными уровнями экономического развития и жизни населения. Но в большей степени тем, что в Украине промышленность субсидирует население, а ценообразование ограничено рамками государственного регулирования, существенно затрудняющими дальнейшее развитие сектора электроэнергетики. В то же время цена электроэнергии в Украине ниже по сравнению с теми соседними странами, где уровень жизни значительно ниже, чем в ЕС – например, в России и Беларуси. Однако рынок приведет к постепенному, но все же ощутимому увеличению тарифов в течение первых лет реформы – и это даст популистам новый повод для “защиты украинцев”.
Уход от курса реформ, которые являются частью обязательств перед западными и международными организациями – в частности, Европейским энергетическим сообществом и главным кредитором страны, Международным валютным фондом, попытка “хакнуть” рынок фактически подорвет доверие ко всей стране, всем лидерам, а также декларациям и стремлениям изменений в других секторах, а не только в энергетике. Последствия для страны тоже могут быть плачевными – достаточно вспомнить, как регулирование цен от лидера Венесуэлы Уго Чавеса превратило эту некогда одну из самых перспективных стран Латинской Америки в сплошной экономический и социальный ад.
С репутационной точки зрения, “забота” о народе может оказаться медвежьей услугой для страны и самой Юлии Владимировны. И не известно, будет ли Тимошенко, с чьим умением восставать из пепла мало кто может в Украине посоревноваться, способна реабилитироваться.
Лобби большого бизнеса. Другая группа апологетов низких цен на энергию и возможных противников реформы – лоббисты олигархов, владельцев крупных, но, зачастую, морально устаревших промышленных предприятий, заинтересованных в более выгодных условиях работы. Фамилии их известны – они вложили немало усилий в борьбу с формульным ценообразованием, в частности формулой Роттердам+.
Олигархи будут сотрудничать с кандидатами на пост президента и в парламент. То информационное поле, которое они могут создать в процессе вроде бы борьбы за достоинство граждан и их право на дешевую электроэнергию, может иметь пагубные последствия после того, как сектор электроэнергетики будет не в состоянии поддерживать себя. Упадок может привести к тому, что через 15 лет нам придется импортировать электроэнергию. И, разумеется, не дешевую.
Важно, что эти промышленные группы владеют и влияют на большое количество общенациональных СМИ. А значит им значительно проще влиять на электорат и сотрудничать с политиками и президентскими кандидатами. И это создает еще большие угрозы для реформы и рынка, ожидаемой для страны выгоды.
Ищущие измену. Другая группа, которая может сознательно или бессознательно повредить внедрению реформы – антикоррупционные правоохранительные органы. Нельзя исключать, что на фоне информационного шума по тарифам, который создадут политики и лоббисты, начнется охота на ведьм и поиск тех, кому выгоден “тарифный геноцид”. Подобная ситуация имеет место сейчас – расследование дела о Роттердам+, которое ведется НАБУ.
Ситуация с расследованием фактически создает среду неуверенности и непрогнозированности, а затем и низкие интересы инвесторов для входа в отрасль. Для Запада действия НАБУ не всегда понятны. Нельзя исключать, что НАБУ попытается вмешаться и в процесс внедрения рынка. Ведь окажется, что “при формуле” потребителям жилось гораздо лучше, чем при рыночных тарифах.
Две недели назад я имел ряд встреч с официальными лицами США, некоторые из них происходили при участии представителей Укрэнерго. Главная тема – реформа рынка электроэнергетики и перспективы интеграции в европейские сети ENTSO-E. Во время общения часто возникал вопрос – и в дальнейшем государство будет иметь широкие рычаги воздействия на сектор электроэнергетики.
Представителям США, которые привыкли к рынку, а не ручному регулированию, удивительно чрезмерное регулирование тарифообразования. И понятно, что в моменты, когда западные страны всячески поддерживают развитие и общенациональные изменения к лучшему, они не поймут призывов к блокированию реформы рынка электроэнергетики.
Конечный выбор за нами – кого и какие ценности мы поддержим на следующих выборах, за что будем выступать: поддерживать реформу и развитие, сохранять непродуктивный статус-кво энергетике? Какую модель выберем – Венесуэлы посреди Европы или равного среди успешных? (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)