За 11 месяцев 2018 г. поставки дизельного топлива из Беларуси в Украину сократились на 8% (175 тыс. т) до 2,01 млн. т, по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. Соответственно доля белорусского ДТ на растущем украинском рынке сократилась с 39,6% до 33,1%. Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на данные собственного исследования.
Объемы белорусского ДТ были замещены преимущественно за счет роста поставок российского топлива по нефтепродуктопроводу “Прикарпатзападтранс”. По этой магистрали за 11 месяцев поступило 2,25 млн. т, что на 35,6% (591,7 тыс. т) превышает объем поставок за аналогичный период 2017 г.
Из этих 2,25 млн. т 1,86 млн. т поставлено на терминалы в Новоград-Волынском (Житомирская обл.), Смыге (Ровенская обл.) и Дурбиничах (Закарпатская обл.), остальные 392 тыс. т – были перегружены на терминале в Гомеле (Беларусь) и пересекли границу Украины железнодорожным транспортом.
Рекордный объем трубопроводных поставок в 2018 г. зафиксирован в ноябре – 274,6 тыс. т (+11% к октябрю) Белорусские НПЗ отгрузили в Украину в ноябре 171,3 тыс. т (-6% к октябрю). Напомним, в ноябре несколько украинских импортеров сообщили о том, что “Белорусская нефтяная компания” планирует отграничить отгрузку по терм-контрактам в Украину на 50%.
В ноябре, из-за обострения напряженности между Россией и Беларусью, полностью прекратились поставки в Украину из Беларуси топлива с маркировкой “топливо дизельное экспортное” (ТДЭ), которые участники рынка расценивают как реэкспортный российский ресурс. Всего за 10 месяцев 2018 г. такого топлива в Украину поступило около 52 тыс. т.
Объем поставок ДТ от российских НПЗ в Украину по железной дороге за 11 месяцев 2018 г. составил 156,6 тыс. т. Напомним, эти поставки начались с осени 2017 г.
Поставки ДТ из Литвы за 11 месяцев 2018 г. сократились на 13% (66,2 тыс. т) до 424 тыс. т. Доля литовского топлива на украинском рынке за этот период сократилась с 8,9% до 7%.
На 23% увеличился импорт дизтоплива через морские порты. Если за 11 месяцев 2017 г. через порты было поставлено 443 тыс. т, то за 11 месяцев этого года – 544,5 тыс. т. Доля морского импорта в балансе рынка выросла с 8% до 9%. Крупнейшим импортером ДТ через море стали компании группы “Трейд Коммодити” (113 тыс. т), WOG (111 тыс. т) и “Евростандарт” (88 тыс. т).
Всего импорт ДТ в январе-ноябре 2018 г. составил 5,4 млн. т, что на 11,5% (559 тыс. т) больше, чем за аналогичный период 2017 г. Внутреннее производство осталось на уровне 2017 г. – 685 тыс. т. Всего объем рынка дизельного топлива за 11 месяцев 2018 г. вырос на 10,1% (559 тыс. т) и составил 6,09 млн. т. Импортный ресурс обеспечил 89% баланса рынка, внутреннее производство – 11%. (Enkor/Энергетика Украины и мира)