С 1 января 2019 г. розничный рынок электроэнергии Украины заработал по новым правилам. Накануне госрегулятор отрапортовал о полной готовности к этому историческому для электроэнергетики событию.
Что же принес потребителям свободный выбор поставщика, и появился ли он на самом деле? И что в данном случае важнее для потребителя – свобода, комфорт или дешевизна, и не исключает ли одно другое? Новые правила разрабатывались по канонам зарекомендовавшей себя европейской практики, однако в украинских реалиях все всегда видоизменяется не в лучшую сторону. «Энергореформа” разбиралась, что изменилось на энергорынке с 1 января 2019 г.
Как всегда, забыли про овраги
Накануне запуска рынка председатель Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Оксана Кривенко заявила о полной готовности к старту розничного рынка. Действительно, Комиссия проделала огромную, не заметную широкой общественности, работу – разработала и приняла ряд регуляторных нормативных документов (правил, кодексов, методик и прочее), выдала лицензии всем заявителям и установила для них тарифы.
Региональные энергоснабжающие компании (облэнерго) оформили разделение на операторов системы распределения (ОСР) и поставщиков универсальных услуг (ПУУ), которые на основании публичного договора продают э/э населению и небытовым потребителям с присоединенной мощностью до 150 кВт (чере два года этот показатель снизится до 60 кВт). ПУУ также продают э/э всем желающим по свободным ценам. На рынке появилось также несколько десятков “новичков” и поставщик “последней надежды” (ППН), которым на два года определено госпредприятие “Укринтрэнерго”.
НКРЭКУ к концу 2018 года выдала лицензии на поставку 226 компаниям, однако до половины из них – это сами крупные потребители. Всего, по данным О.Кривенко, в реестрах ОСР к концу года зарегистрировались 600 поставщиков – многие работают сразу в нескольких регионах. В Киевской области оператор ОСР – ПАО “Киевоблэнерго” – на конец 2018 года подписал договора с 47 компаниями, в Киеве появилось свыше 30 поставщиков. Правда, “Киевоблэнерго” предупреждает о появлении мошенников, которые могут взять предоплату, а потом исчезнуть, не выполнив обязательства по поставке э/э части своих клиентов. С одной стороны, позиция монополиста, которому невыгодно терять клиентов, понятна, а с другой – вероятность злоупотреблений действительно есть.
Преимущества новой модели рынка в том, что она рушит монополию облэнерго, из-за которой страдают обычные потребители. Облэнерго не всегда контролирует качество энергоснабжения и управы на него не найдешь. Теперь же независимый от него поставщик имеет рычаги влияния и может выставлять штрафы за нарушения условий поставок. Во всяком случае, гипотетически так.
Тем не менее, о полноценной свободе выбора поставщика пока говорить не приходится. Лицензии и тарифы начали выдавать с августа, а закончили в ноябре, подписание же договоров купли-продажи в оптовом рынке э/э (ОРЭ) из-за нерешенных оргвопросов затянулось до самого конца года. Лишь 21 декабря госпредприятие “Энергорынок” начало процесс их заключения. В связи с этим потребители стали оформлять отношения со структурами, отколовшимся от облэнерго, а не с другими посредниками, поскольку те не могли гарантировать выделения лимитов на поставку э/э.
“В настоящее время с нами работает свыше 300 потребителей, еще несколько десятков хотят к нам перейти, но я не могу их взять, поскольку у меня нет договора на покупку электроэнергии для них в ОРЭ”, – посетовал в конце декабря в разговоре с Энергореформой Андрей Лобос, директор ООО “Энерго Х”, поставляющего э/э в Харькове. Подобные жалобы исходили и из других регионов.
Структуры, связанные с ОСР, воспользовавшись ситуацией, стали включать в договор на поставку э/э пункт о штрафах в размере месячного потребления за его досрочное расторжение в течение года. То есть у подписавшегося под такими условиями крупного потребителя целый год будут связаны руки, поскольку платить такой штраф – дорогое удовольствие.
Масштабы распространения этого явления пока непонятны, но сам факт его существования уже порочит идеологию свободного рынка. Не стоит забывать, что через полгода открывается оптовый сегмент, и крупные потребители должны получить возможность заключать прямые договора с производителями.
Конкуренция – фактор снижения цены?
Как известно, НКРЭКУ с 2019 года больше не устанавливает розничные цены для небытовых потребителей. Она фиксирует лишь стоимость транспортировки (тарифы для ОСР) и поставки (тарифы для ПУУ). Остальные составляющие – цена покупки в оптовом рынке и маржа поставщика – формируются независимо от регулятора. Разумеется, он устанавливает тарифы для генерации, и, исходя из прогнозного энергобаланса – прогнозную оптово-рыночную цену (ОРЦ) э/э на текущий год. Но по факту баланса спроса и предложения ОРЦ меняется, поэтому и розничные цены в следующем месяце соответственно корректируются.
Прогнозная ОРЦ на первое полугодие увеличилась по сравнению с предыдущим полугодием всего на 2% – до 1,618 грн. за кВт-ч без НДС. Именно она сейчас является базой для дальнейших расчетов.
Как сказался новый рынок на конечной цене э/э, которая, очевидно, в любом случае с каждым годом растет? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя, многое зависит, в первую очередь от графика потребления и наличия у потребителя почасовой системы учета. Если расчет будет происходить почасово, то цена определится по факту, а размер предоплаты определяется расчетным путем. На цену влияют также такие факторы как условия и способ оплаты, возможностикорректировки заявленного объема потребления и наличия штрафов за его превышение. Все это поставщики указывают в коммерческих предложениях, поражая своей клиентоориентированностью. Некоторые предоставляют данные о своей марже, у некоторых она “зашита” в базовую цену. Вместе с тем, из-за разнообразия вводных сложно провести сравнительный анализ.
К примеру, киевский ООО “Глобал Энерджи” предлагает покупать э/э по базовой цене, которая рассчитывается как прогнозная ОРЦ умноженная на коэффициент 1,1. При полной предоплате маржа поставщика составляет 2,8% от продаж, при частичной – 3,2-3,5%. При этом у ООО “ЭК Энера” (Сумы) предложения аналогичны, но дифференцированы еще и по объему потребления – до и свыше 100 тыс. кВт-ч в месяц. Предлагаются разные условия оплаты и корректировки заявленных объемов, разные виды штрафов.
ООО “Энергозахид” (Киев), работающее в том числе в Киевской области, определил базовую цену по трем зонам: ночь – 1,03 грн., день – 1,99 грн. и пик – 2,37 грн. за кВт-ч без НДС. Окончательная средневзвешенная цена рассчитывается на основании данных о почасовом потреблении, услуги ОСР оплачиваются отдельно, предоплата – 100%.
У харьковского ООО “Энол”, зарегистрированного в ряде областей, для потребителей без почасового учета базовая цена составляет 1,89 грн. за кВт-ч без НДС, которая будет корректироваться в зависимости от избранных условий и способа оплаты, который как оказывается тоже может быть разным – все идет через поставщика с дальнейшим распределением, либо потребитель напрямую платит каждому – ОСР и поставщику. Для крупных потребителей с почасовым учетом “Энол” предлагает три вида цены – при равномерном (1,77 грн.), при односменном (1,83 грн.) и двусменном потреблении (1,87 грн. за кВт-ч без НДС). При выборе условий и способа оплаты уровень цен, разумеется, меняется.
ООО “Центр энергетического моделирования” (Киев) в коммерческом предложении отмечает, что к цене закупки в ОРЭ будет брать за свои услуги 0,027 грн. за кВт-ч. Услуги ОРС потребитель оплачивает самостоятельно. ООО “Торговая электрическая компания” берет за свои услуги от 0,003 грн. о 0,06 грн. за кВт-ч в зависимости от вида принятого клиентом коммерческого предложения, которых предлагается около десяти.
Часть потребителей (с присоединенной мощность до 150 кВ) может прибегнуть к услугам поставщиков универсальных услуг (ПУУ). Так, ООО “Киевская областная энергоснабжающая компания” предлагает э/э малым потребителям, запитанным от сетей “Киевоблэнерго”, по 2,3 грн. и 2,78 грн. за кВт-ч (с НДС) соответственно по первому и второму классу напряженияЧТаким образом, новый рынок предоставил потребителю широчайшую свободу выбора (по крайней мере, ее видимость), но вместе с тем, и серьезно озадачил. Ведь для того, чтобы принять решение, требуются дополнительные ресурсы для проведения анализа предложений и анализа состоятельности контрагента.
Отмена зонного тарифа – последствия
Важный фактор, влияющий на уровень платы за э/э – отмена дифференцированных тарифов для небытовых потребителей. Очевидно, что крупные предприятия, использующие автоматизированную систему коммерческого учета э/э (АСКУЭ), будут не в проигрыше. Если ранее они рассчитывались по фиксированным ставкам (максимум, тариф делился на три зоны в течение суток), то теперь цена для них будет почасовой. И при расчете по почасовым ценам выгода может быть даже большей, чем при расчете по трем зонам. Все зависит от графика потребления. Ничего не изменится лишь для тех промышленников, которые и раньше сами поставляли себе э/э, имея лицензию на поставку по нерегулируемому тарифу.
Тем, у кого нет АСКУЭ с почасовым учетом, в новом рынке придется платить больше. Директор компании “Трансэнергоконсалтинг” Светлана Голикова привела следующий пример: в 4-ом квартале 2018 года малый небытовой потребитель по второму классу напряжения в Черкасской области платил 2,38 грн. за кВт-ч с НДС и оптимизировал цену до среднего уровня 2 грн. за кВт-ч за счет применения дифтарифа. С нового года дифференциация отменена, а поставщики в этом регионе выставляют цены ощутимо выше – 2,86-2,88 грн. за кВт-ч (с НДС).
Можно, конечно, установить АСКУЭ и перейти на почасовую оплату, в этом случае удастся оптимизировать расходы. Но на небольших объектах с потреблением до 1 млн. кВт-ч в год такой учет будет окупаться с десяток лет (по некоторым данным, две точки учета обойдутся в 80 тыс грн.), то есть овчинка выделки не стоит.
Оставь надежду всяк сюда входящий
В эпоху перемен тяжелее всего приходится бедным и неэффективным. Энергорынок не исключение. Недобросовестным плательщикам сложно включиться в работу по новым правилам – с ними не хотят работать поставщики. Кроме того, государственным предприятиям, а также коммунальным структурам для выбора контрагента, в том числе и по поставке э/э, нужно провести тендер. Процедуру они смогли начать лишь в ноябре, к моменту завершения лицензирования и установления тарифов для субъектов энергорынка.
В результате, многие тендеры не состоялись. Часть предприятий воспользовалась механизмом переговорной процедуры (можно заключить соглашение, если два тендера подряд не состоялись). Это касается крупных коммунальных водоканалов – в Запорожье, Днепре, Киеве и Николаеве, и нескольких мелких. Согласно оценкам участников рынка, заключить договора на поставку э/э по переговорной процедуре смогли всего 10% коммунальных и государственных предприятий.
Как сообщил Энергореформе директор Ассоциации водоканалов Украины “Укрводоканалэкология” Александр Шкинь, согласно его оценкам, на 27 декабря 2018 года около 95% водоканалов не подписали договора с энергопоставщиками.
Законопроект, разрешающий коммунальным структурам присоединиться к публичному договору ПУУ не зависимо от объемов потребления, Верховная Рада даже не рассматривала.
Поэтому всем, кто не договорился ни с одним поставщиком и не смог воспользоваться услугами ПУУ как малый потребитель, придется иметь дело с ППН, услуги которого стоят в среднем на 30% выше, чем ПУУ. Конечная цена продажи э/э по первому классу в среднем 2,7 грн. за кВт-ч с НДС (в Луганской области – 2,9 грн.), по второму – в среднем 3,4 грн. (в Луганской области – 3,9 грн.) за кВт-ч с НДС.
“Укринтерэнерго” в типовом соглашении предусмотрел 100% предоплату, однако НКРЭКУ сочла этот пункт неуместным и предписала устранить нарушения. Предприятие 30 декабря начало публиковать список доставшихся ему потребителей. Как сообщается на сайте предприятия, по состоянию на 30 декабря 2018 года к договору на поставку электроэнергии присоединились 27 структур – АО “Укртрансгаз”, его филиалы и подразделения, АО “Укртранснафта”, НАК “Нафтогаз Украины”, госпредприятие “Морской торговый порт “Южный”, Госпредприятие “Администрация морских портов Украины” и его филиалы, филиалы госпредприятия “Украэрорух”, коммунальные предприятия “Бердичевводоканал”, “Попаснянский райводоканал” и водоканал г.Новгород-Волынский (Житомирская обл).
Перечень объектов, которые переведены с 1 января 2019 года на работу с ПОН, поскольку больше ни с кем не подписали договор, намного длиннее. В основном это частные предприниматели, мелкие фирмы, коммунальщики и госучреждения.
По убеждению экспертов, на условиях “последней надежды” будут покупать э/э должники – коммунальные предприятия и шахты, что повлечет резкий рост темпов накопления их долгов перед ОРЭ. Ситуация усугубляется ограниченностью ресурсов “Укринтерэнерго” для работы с проблемными потребителями по всей Украине.
Таким образом, запуск розничного рынка э/э происходит в условиях неразберихи и недопонимания со стороны потребителей, в первую очередь – проблемных. Можно с уверенностью прогнозировать, что со временем все вопросы будут урегулированы. Однако “побочным” эффектом недостаточно продуманного процесса может стать возникновение безнадежных долгов за э/э. (Ирина Дуброва, Наталка Прудка, Reform.energy/Энергетика Украины и мира)