Украинцы в прошедшем году купили в два раза больше электромобилей, чем в 2017 г., пишет “Сегодня”.
Украинцы покупали электрокары без налогов весь 2018 г. Под конец года депутаты освободили “зеленые” машины от налогов еще на четыре года. Без НДС, акциза и ввозной пошлины электрокар стоит примерно на 17% дешевле. За прошедший год в стране зарегистрировали 5908 машин на электротяге, это в два раза больше, чем в 2017 году.
Каждый 25-й купленный автомобиль – электрический
“Украину рассматривают как феномен того, насколько хорошо распространяются автомобили. Это факт, что большинство украинцев покупает подержанные двух-трехлетние автомобили из Америки. И это очень хорошая тенденция. В таком случае цена ниже, чем у нового авто. В той же Польше начинают ввозить подержанные автомобили из США, понимая, что это существенная экономия”, – говорит основатель Tesla Club Ukraine Назар Шимоне-Давида.
Все благодаря обнулению налогов. С 1 января украинцы могут ввозить электромобили и не платить и копейки за растаможку.
На начало декабря 2018 года в Украине было зарегистрировано 18 967 авто с электродвигателем. Каждый третий из них украинцы купили в течение года.
Отмена налогов повлияла на эти цифры, но это касается не всех электромобилей. Подержанные авто практически не подешевели. Но упали цены на новые автомобили. Если подержанные стояли 15-16 тыс. долларов до этого, то из-за повышенного спроса цена осталась этом же уровне. А на новый автомобиль, который стоит 35 тыс. долларов, скидка в 17% ощутима, поясняет Назар Шимоне-Давида.
В 2018 году из всех приобретенных авто 4,3% – электрические. Это примерно каждый 25-й автомобиль. На самом деле по этом показателю Украина – один из лидеров в Европе.
Что покупают украинцы
Новых электромобилей в Украину ввозится мало. Из 100 электрокаров – 80 подержанные. Автодилеры импортируют более половины машин из США. В штатах они скупают б/у машины на аукционах и привозят в Украину.
Самым популярным электромобилем среди украинцев остается Nissan Leaf. Если представить, что всех электромобилей в Украине 100, то 70 из них – это Nissan Leaf. Еще по четыре автомобиля – BMW i3 и Tesla Model S. Еще три машины Renault Kangoo и два электрических Ford Focus. И, наконец, по одному электрокару 17 других марок.
Из всех в Украине официально продаются электромобили BMW, Mitsubishi, Hyundai и Renault. Благодаря льготам, выбора в будущем будет больше, уверен Назар Шимоне-Давида.
“Мы только на начальном этапе, когда увеличивается выбор автомобилей. Если раньше это были либо очень дорогая Tesla , либо Nissan и больше выбора не было. Но предложений будет больше. Если в этом году рост был 200% и у нас сейчас более 10 тыс. автомобилей, будет тот же рост 200% и будет 20 тыс. автомобилей”, – говорит руководитель Tesla Club Ukraine.
Tesla вспомнила об Украине
В начале декабря Tesla открыла возможность заказа автомобилей из Украины.
Раньше украинцы заказывали электромобили через Польшу. Украина и Польша по правовому статусу практически одинаковы. И в первом, и во втором случае автомобиль надо забирать из Нидерландов и ввозить его в режиме экспорта из ЕС, то есть нельзя с ходу купить его и привезти. В Евросоюзе есть НДС, а чтобы не платить налог, автомобиль должен быть доставлен в Украину автовозом как товар. После растаможки и регистрации он станет уже автомобилем.
“Это много чего меняет. Украину внесли в базу стран, в которые можно ввезти авто. Раньше приходилось выбирать Польшу, и “Тесла” видела, что в Польше заказывают больше, чем где либо, потому что заказы из Украины не замечали. Это очень позитивный шаг, потому что из Украины на Tesla Model 3 как минимум сотня заказов уже сделана”, – отмечает Назар Шимоне-Давида.
Электромобили в Украине могут подешеветь еще больше
В парламенте готовят программу поддержки развития электрокаров.
Одно из предложений – возврат подоходного налога. Украинцы отдают 18% своей зарплаты в госбюджет. Однако часть налога, уплаченного в бюджет, можно вернуть через налоговую скидку. Пока что государство возвращает деньги за траты на образование, жилье и взносы в частный пенсионный фонд. Для получения скидки надо пойти в Фискальную службу с паспортом, ИНН, договором на обучение, квитанциями за год. Там дадут заполнить налоговую декларацию, в нее надо вписать полученные доходы за год и сумму, которую человек заплатил за образование. В течении 60 дней деньги вернут.
Теперь к этому списку хотят добавить и покупку электрокара.
Поскольку электромобили дороже авто на бензине, возврат немаленький – 18% от стоимости машины.
Например, новый Hyundai Ioniq стоит минимум 746 тыс. грн. За него государство может вернуть 134 280 грн. А за подержанный Nissan Leaf стоимостью 307 тыс. грн. – 55 тыс. грн.
Еще в законопроекте предлагается отменить взнос в Пенсионный Фонд (4,8% от стоимости машины), который надо платить при регистрации авто. А для развития инфраструктуры на каждой парковке обяжут оборудовать места с зарядными станциями – минимум 5% от общего количества паркомест.
Итого, вместе с отмененными налогами, электрокары могут стать дешевле на 39,8%, если депутаты проголосуют за законопроект №8159. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)