Темпы строительства домашних солнечных электростанций (СЭС) в прошлом году существенно возросли. По данным Госэнергоэффективности, по состоянию на октябрь 2018 г., мощность СЭС частных домохозяйства достигла 70 МВт, что составляет почти десятую часть от всех возобновляемых источников в Украине.
Всплеск активности в частной солнечной энергетике начался в 2015 году, с принятием закона о “зеленом” тарифе для домохозяйств (для станций мощностью до 30 кВт). Согласно последнему постановлению Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) от 28 декабря 2018 г., на сегодня “зеленые” тарифы для частных домохозяйств колеблются от 573,36 коп./кВт-ч до 1136,48 коп./кВт-ч (без НДС) в зависимости от сроков введения в эксплуатацию станций.
Но к революционным изменениям в отрасли тариф не привел. Что же сдерживает домохозяйства? Цена оборудования, сложность оформления документов (для работы даже не нужно получать лицензию НКРЭКУ на производство), налоги? “Энергореформа” обратилась с просьбой поделиться мнением и опытом к собственнику домашней СЭС мощностью 8,5 кВт Михаилу Малеваному, который в свое время руководил крупными энергоснабжающими компаниями.
– Когда и где Вы построили свою солнечную станцию, надежно ли она работает?
– Свою установку я построил в апреле 2016 года в селе Черниговской области. Я поставил солнечные панели мощностью 8,5 кВт, хотя планировал 10 кВт, но не хватило площади крыши. Тогда я был вторым владельцем солнечной станции в Черниговской области, а сейчас в нашем регионе уже 74 домохозяйства обзавелись солнечными станциями.
Я не брал кредиты в банке, использовал собственные накопления. Нашел компанию, которая закупает панели в Китае у фирмы Jinko Solar, в мировом рейтинге этот производитель на 5-ом месте. Инвертор выбрал у АВВ (итальянское подразделение). В результате один кВт установленной мощности мне обошелся примерно в $1 тыс. Гарантийный срок панелей – 15 лет. Аккумулятор не устанавливал.
За время работы станция отказала всего лишь раз – был сбой в программном обеспечении. Сразу же приехали представители обслуживающей фирмы, перепрограммировали, открыли инвертор, переключили контакты, и все заработало. Там все происходит автоматически: станция чувствует напряжение, частоту, поэтому автоматически подсоединяется к сети. Что же касается сроков – панели служат 25 лет, а затем их производительность падает примерно на 15-20%.
В отличие от южных областей, в Черниговской области меньше солнца, сейчас панели и вовсе покрыты снегом и ничего не производят.
– Какой объем электроэнергии в год может выработать солнечная станция, к примеру, мощностью 10 кВт, и будут ли излишки для продажи?
– При таком уровне солнца как в Черниговской области, установка в 10 кВт способна в год выработать 1 тыс. кВт-ч, из которых примерно 200 кВт-ч уйдет на собственное потребление, а оставшиеся 800 кВт-ч можно продать по “зеленому” тарифу. К тому же, моя солнечная установка держит уровень напряжения в сети, что выгодно жителям рядом расположенных домов: у них насосы лучше работают, напряжение не прыгает; в энергетике это называется “подпорка энергии”.
– Где Вы приобрели счетчик учета э/э? Поговаривают, что операторы сетей могут навязывать свои условия и более высокие, чем рыночные, цены…
– В облэнерго дают перечень специального оборудования, которое нужно установить для подключения к сети. Это не просто счетчик, а автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии. Мне она обошлась в 10 тыс. грн.
Некоторые облэнерго действительно хитрят, требуя купить прибор только у них. К примеру, на складе в Киеве счетчик Schlumberger стоит 8 тыс. грн., а “Киевоблэнерго” продает его по 12 тыс. грн. Я все же купил счетчик у киевской фирмы, отдал его в отдел сбыта “Черниговоблэнерго”, они мне его запрограммировали, сделали двухставочный тариф (дневной и ночной), и не было никаких проблем.
– Как проходят расчеты с облэнерго за проданные излишки электроэнергии?
– С процедурой расчетов проблем практически нет. Ежедневно оператор системы распределения (ОСР) присылает данные об объемах моего почасового потребления э/э. Я строю графики и вижу, сколько я выработал, сколько потребил для своих нужд. Ежемесячно я подписываю с облэнерго акт сверки и акт продажи излишков. Правда, это можно было бы сделать через личный кабинет на странице “Черниговоблэнерго”, но приходится каждый месяц туда ездить.
Однако сам подход к определению стоимости потребленной домохозяйством э/э вызывает большие вопросы и снижает рентабельность СЭС.
В постановлении НКРЭКУ прописано, как должны проходить расчеты, но на самом деле все происходит по-другому. Зимой, в ночные периоды домохозяйство берет э/э от сети (солнца ведь нет), и эти объемы вычитаются из объема моего производства. Однако цены на “зеленую” и обычную э/э разные. Грубо говоря, вместо того, чтобы продать 1 тыс. кВт-ч э/э по “зеленому” тарифу в 5 грн. за кВт-ч (это 5 тыс. грн.) и заплатить за взятые из сети ночью 200 кВт-ч как минимум вдвое дешевле (500 грн.), я получаю оплату за разницу в объеме отпуска и потребления – 4 тыс. грн. за 800 кВт-ч. То есть на 500 грн. меньше. Это условный пример, но он демонстрирует экономику проекта. За год такая небольшая СЭС из-за этого недополучает минимум 6 тыс. грн., а то и больше.
Даже с учетом того, что в доме электрообогрев, у меня есть лимит на потребление 3 тыс. кВт-ч в месяц по стандартным тарифам. А при нынешней схеме э/э по сути обходится в 5 грн./кВт-ч.
– Но ведь в постановлении НКРЭКУ №170 от 27 февраля 2014 г. “О порядке продажи, учета и расчетов за энергию солнечной станции частного домохозяйства” предусмотрено, что узел учета измеряет сальдо-перетоки полученной и отпущенной э/э за календарный месяц, в том числе по периодам времени в течение суток. Почему же не действует ночной тариф, если есть почасовые показатели? Вероятно, регулятору стоит разъяснить всем ОСР, что расчеты платежей необходимо осуществлять по зонам суток?
– Совершенно верно. И если бы они сейчас перешли от расчета сальдо в месяц к почасовому расчету (а счетчик позволяет иметь все необходимые для этого данные), проблема была бы решена.
– Как это отражается на окупаемости станции?
– Срок окупаемости, естественно, увеличивается. В 2016 году станция обошлась мне примерно 300 тыс. грн. При нынешней системе расчетов в среднем она зарабатывает 30 тыс. грн. в год, то есть срок окупаемости составляет до 10 лет.
Количество желающих установить домашние СЭС растет, но столь длительный срок окупаемости тормозит развитие. В некоторых странах людям выдают дотации на компенсацию части кредита на строительство “зеленых” источников энергии. В Украине могли бы хоть налогообложение уменьшить, ведь сейчас домохозяйства платят налог НДС и военный сбор. Но пока с такими законодательными инициативами никто не выступал. (Наталка Прудка, Reform.energy/Энергетика Украины и мира)