В Украине работают пятнадцать атомных энергоблоков. Все они были спроектированы в советское время, большинство из них построены до обретения Украиной независимости.
Рабочий ресурс блоков исчерпывается, и в скором времени их придется закрывать. Но что делать с загрязненным радиацией оборудованием, сооружениями и накопленными радиоактивными отходами? Есть ли у правительства и “Энергоатома” план, и кто будет оплачивать счет за безопасное решение проблемы отработанных атомных станций?
К 2020 г. для 12 из 15 атомных энергоблоков украинских АЭС закончится проектный срок работы. Восемь из них уже работают сверхпроектное время, а в 2023 г. может возникнуть проблема закрытия первого блока Южно-Украинской АЭС, – тогда истечет разрешенная продолжительность его работы по обновленной в 2013-м лицензии. Но с закрытием атомных электростанций еще ничего не заканчивается. Далее придется начинать процесс снятия блоков с эксплуатации.
Что означает снятие с эксплуатации АЭС, и кто за это платит?
Снятие с эксплуатации (СЭ) охватывает все виды деятельности, начиная с прекращения работы ядерной установки в техническом значении (обеззараживание, разборка и снесение) и обращения с радиоактивными отходами (управление и захоронение радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива), что в конечном итоге приводит к освобождению установки от радиоэкологического контроля.
Закрытие и безопасное снятие с эксплуатации атомных станций требует значительных средств, которые должны накапливаться, пока АЭС еще работают. Атомный реактор не очень просто остановить: значительная часть оборудования и оснащения являются радиоактивно загрязненными, на площадке есть радиоактивные отходы, а в бассейнах выдержки – отработанное ядерное топливо. Поэтому для обеззараживания, демонтажа, удаления и безопасного захоронения отходов необходимы средства.
Согласно признанной международной практике, средства на снятие с эксплуатации АЭС закладываются в тариф на атомную электроэнергию. Они накапливаются в специальном фонде, государственном или частном, в зависимости от формы собственности станций и законодательства страны. То есть АЭС должны сами “заработать” на свое закрытие, что оправдано, ведь стадия снятия с эксплуатации является неотъемлемой частью жизненного цикла атомной станции.
Почему Украине не хватает денег для снятия блоков с эксплуатации?
Украина не располагает достаточным объемом средств для СЭ атомных электростанций. Для этого есть как минимум три причины. Первая: до 2004 г. деньги для снятия АЭС с эксплуатации вообще не накапливали. К примеру, Чернобыльская атомная электростанция сейчас находится на этом этапе. Поскольку средства на снятие ЧАЭС с эксплуатации не откладывались за время ее работы, украинцы из государственного бюджета оплачивают стоимость работ по поддержанию неаварийных энергоблоков №1-3 в безопасном состоянии и подготовке их к СЭ. В 2018 г. на нужды Чернобыльской АЭС государство выделило около 1 млрд. грн. Напомню, что третий блок ЧАЭС работал вплоть до 2000 г.
Вторая причина: после 2005 г. денег откладывалось недостаточно. В 2004 г. при содействии Европейского банка реконструкции и развития и Европейской комиссии был принят Закон Украины “Об упорядочении вопросов, связанных с обеспечением ядерной безопасности”, который обязал оператора украинских атомных станций – ГП НАЭК “Энергоатом” – отчислять средства для финансирования мероприятий, связанных с прекращением работы и снятием с эксплуатации ядерных установок (финансовый резерв для снятия с эксплуатации, ФРСЭ).
С 2005-го по 2016 г. “Энергоатом” выплачивал всего 283,4 млн. грн. в год согласно формуле, определенной постановлением Кабмина №594 “Вопрос создания, накопления и использования финансового резерва для снятия с эксплуатации ядерных установок”. Согласно этой формуле размер отчислений в фонд СЭ определяется в процентах дохода оператора, полученного за реализацию электроэнергии в рассматриваемом году. Упомянутым постановлением зафиксирована сумма поступлений на 2006 г. в размере 283,4 млн. грн. Именно столько платил “Энергоатом” ежегодно в 2006-2016 гг., несмотря на то, что за этот период чистый доход организации вырос почти в шесть раз. Таким образом, на протяжении 12 лет в спецфонде было накоплено 3525,668 млн. грн. По нынешнему курсу это составляет немногим более 100 млн. евро.
С 2016 г. подготовка к СЭ украинских АЭС проводится на основе Концепции снятия с эксплуатации действующих атомных электростанций Украины. Она включает оценку затрат на СЭ действующих АЭС, уже исходя из расчетов его ожидаемой стоимости, ожидаемых сроков эксплуатации каждого энергоблока, планов дальнейшего развития атомно-промышленного комплекса и т.п. Таким образом, общие затраты на СЭ одного блока атомной станции оцениваются авторами Концепции на уровне 2303-2934 млн. грн., что по курсу декабря 2012-го составляло 288-367 млн. долл., а по курсу сентября 2018-го – всего 82-105 млн. долл.
Однако эти расчеты базируются на устаревшей информации и утративших свою актуальность макроэкономических показателях. Например, финансовые оценки основываются на ценах базового 2012 г., курсе доллара США на уровне 7,993 грн. по состоянию на 31 декабря 2012-го, размере минимальной заработной платы 1134 грн. Двухлетний процесс согласования Концепции привел к тому, что на момент ее утверждения базовые данные стали неактуальными. Как следствие, рассчитанный размер отчислений в спецфонд – 784 млн. грн. в год – не может обеспечить накопление достаточных средств для покрытия всех затрат. Однако именно эту сумму “Энергоатом” отчисляет начиная с 2017 г. и будет платить в дальнейшем, пока не будут обновлены сметы стоимости работ по СЭ атомных станций и пересмотрена Концепция снятия с эксплуатации действующих АЭС Украины.
Третья причина: обесценивание средств для безопасного снятия с эксплуатации в спецфонде из-за незащищенности их от инфляции. Деньги хранятся в гривне, а механизм защиты от обесценивания, предусмотренный законом, до сих пор бездействует.
Для предотвращения обесценивания средств ФРСЭ и создания дополнительного источника доходов фонда законом предусмотрена возможность размещения этих средств в ценных бумагах, эмитируемых государством, в порядке, утвержденном Кабмином. Порядок направления Минэнергоугольпромом средств финансового резерва на приобретение государственных ценных бумаг был утвержден постановлением КМУ №207 еще в феврале 2010 г. Однако в 2018-м ничего из средств ФРСЭ не было вложено в ценные бумаги, поэтому они продолжают обесцениваться на казначейском счету.Это связано с рядом бюрократических процедур, которые необходимо было выполнить.
В частности, Минэнерго как неприбыльное бюджетное учреждение не могло осуществлять операции по купле-продаже ценных бумаг и получать доходы от таких операций. Необходимые изменения были утверждены КМУ в октябре 2015 г. Но в дальнейшем были выявлены другие преграды. Например, необходимость предусмотреть сумму средств на приобретение Минэнергоугольпромом ценных бумаг в законе о госбюджете Украины. В 2017 г. внести соответствующие изменения в бюджет не удалось. Это было связано, между прочим, с “продолжительным согласованием департаментами Минэнерго”. В Законе “О Государственном бюджете Украины на 2018 год” уже было заложено 792145,1 тыс. грн. на приобретение ценных бумаг. Но указанная сумма – это только 22% от общей, перечисленной ГП НАЭК “Энергоатом” на СЭ за годы существования фонда. Как заметили в Минэнергоугольпроме, “отсутствие в указанном законе соответствующей бюджетной программы не позволяет осуществить Минэнерго приобретение облигаций…”. Как результат, средства, перечисляемые “Энергоатомом” в Фонд снятия с эксплуатации (и фактически уплачиваемые украинскими потребителями электроэнергии), обесцениваются и не работают для реализации цели, на которую их откладывают.
Международный опыт снятия АЭС с эксплуатации
Сколько на практике стоит снятие с эксплуатации атомных станций? Опыт таких проектов уже имеют несколько европейских стран, в частности Германия и Словакия, где закрывали и демонтировали энергоблоки с реакторами того же типа, что и в Украине. Для СЭ двух блоков ВВЭР-440 на АЭС “Богунице” в Словакии в 2016 г. потратили 2,7 млрд. евро (1,35 млрд. на один блок), но завершения процесса можно ожидать в 2035-м. А для АЭС “Грайфсвальд” в Германии процесс снятия с эксплуатации уже фактически завершился. Продолжался он с 1995 г. и обошелся в 6,6 млрд. евро, то есть 1,32 млрд. на энергоблок.
На конец прошлого года в спецфонде снятия с эксплуатации АЭС накоплено 4311 млн. грн. (около 134 млн. евро). Хватит ли нам этой суммы? Можно предположить, что в Европе все дороже, поэтому Украине эти работы должны обойтись дешевле. Но точно не в десять раз, потому что некоторые вещи значительно удешевить не удастся. Например, у Украины нет хранилищ, а также собственных технологий для строительства хранилищ для высокорадиоактивных отходов, образующихся в процессе демонтажа станций. Вместе с тем блоки у нас вдвое больше: по 1000 МВт, а не 440 МВт, как на АЭС “Богунице” и “Грайфсвальд”.
На проблему отсутствия достаточных средств для СЭ АЭС указывают и международные партнеры Украины. В 2017 г. ЕБРР для анализа ситуации с подготовкой к СЭ, в том числе вопросов финансирования, привлек испанских специалистов из компании Empresarious Agrupados International S.A в рамках контракта “Украина: консультант по снятию с эксплуатации по Программе повышения безопасности атомных электростанций”.
Заключения были представлены ответственным ведомствам и наблюдательному совету Фонда СЭ в начале 2018 г. Одна из рекомендаций – разработать смету работ по снятию с эксплуатации энергоблоков по международно признанными методологиям и регулярно ее обновлять. К сожалению, наблюдательный совет Фонда с февраля прошлого года не собирался (из-за изменения личного состава и невозможности чиновников быстро утверждать обновленные списки), поэтому вопрос подготовки обновленной сметы затрат остался без контроля.
Без экстренного решения вопроса накопления достаточных средств на безопасное СЭ украинских АЭС дефицит станет чрезвычайно высоким. Минэнерго и “Энергоатом” должны как можно быстрее пересмотреть Концепцию снятия с эксплуатации действующих АЭС Украины, в том числе актуализировать оценку затрат на СЭ атомных блоков и пересмотреть сумму ежегодных отчислений в Фонд снятия с эксплуатации. Обновленная Концепция должна базироваться на детальной смете затрат на снятие с эксплуатации атомных станций, подготовленной с привлечением международных экспертов, имеющих опыт работы в проектах СЭ АЭС типа ВВЭР.
Минэнергоугольпром должно обеспечить своевременную и качественную подготовку проектов необходимых нормативно-правовых актов, чтобы в 2019 г. реализовать предусмотренный законом механизм защиты средств Фонда снятия с эксплуатации от инфляции. Профильное министерство также должно предпринимать активные шаги для скорейшего принятия необходимых решений на правительственном и парламентском уровнях. Текущая бездеятельность приводит к тому, что миллиардные затраты на снятие с эксплуатации атомных станций лягут грузом на государственный бюджет Украины уже в недалеком будущем.
Комментарий НАЭК “Энергоатом”
Комментируя по просьбе ZN.UA ситуацию, сложившуюся вокруг Фонда снятия с эксплуатации энергоблоков атомных электростанций Украины, в “Энергоатоме” отметили, что с 2004 г. компания последовательно отстаивает необходимость наполнения Фонда, а с 2006-го – защиты средств, накопленных в Фонде, от инфляции. Об этом, в частности, президент “Энергоатома” Юрий Недашковский говорил в интервью ZN.UA в 2006 г.
В очередной раз этот вопрос поднимался 12 июля 2018 г. в ходе комитетскихслушаний на тему: “Ядерная энергетика Украины – вызовы и перспективы”. Мероприятие состоялось по инициативе комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности. Так, в своем выступлении Юрий Недашковский отдельно подчеркнул, что вместо выполнения задачи Энергостратегии по созданию полноценного Фонда снятия с эксплуатации АЭС “просто внедрен механизм, по которому “Энергоатом” ежегодно перечисляет средства в государственный бюджет Украины, и там они виртуально учитываются, но совершенно реально обесцениваются из-за инфляции и девальвации”.
“За сорок лет эксплуатации в Украине атомных электростанций виртуально накоплено 3722 млн. грн. Мы продолжаем перекладывать сегодняшние проблемы на плечи будущих поколений!” – отметил президент “Энергоатома”.
Недашковский обратился к участникам заседания с предложением взять под контроль комитета ВР по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности обеспечение надлежащего размера отчислений и защиту от инфляции средств, которые “Энергоатом” перечисляет на снятие с эксплуатации.
Также Юрий Недашковский доложил, что аналогичного вмешательства требует и ситуация, сложившаяся с Фондом обращения с радиоактивными отходами, средства которого с 2008 г., когда он был создан, использовались не по целевому назначению. “Фонд получил 6,1 млрд. грн., но ни хранилище для принятия на захоронение радиоактивных отходов от эксплуатации АЭС, ни хранилище для принятия высокоактивных остеклованных отходов от радиохимической переработки отработанного ядерного топлива в Украине до сих пор не созданы. Ситуация требует безотлагательного исправления”, – подчеркнул президент компании “Энергоатом”.
Председательствующий на слушаниях Александр Домбровский, комментируя эти вопросы, жестко раскритиковал позицию Министерства финансов, которое игнорирует указанные проблемы, в частности обесценивания большого объема средств. (Ирина Головко, центр экологических инициатив “Екодия”, Зеркало недели/Энергетика Украины и мира)