2019 г. для альтернативной энергетики Украины пройдет под знаком подготовки к тендерам на сооружение объектов возобновляемой генерации.
20 декабря 2018 г. парламент принял в первом чтении законопроект №8449-д об обеспечении конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников. Документ предусматривает переход с 1 января 2020 года к конкурентному аукционному принципу определения цены электроэнергии ВИЭ вместо ныне действующих фиксированных “зеленых” тарифов.
Однако для возможности запуска таких аукционов ключевым стейкхолдерам придется провести в этом году многомесячную подготовительную организационную работу, а самим участникам отрасли – согласовать окончательно условия проведения тендеров ко второму чтению законопроекта.
Согласно оптимистическому сценарию, законопроект №8449-д может быть принят Верховной Радой во втором чтении в феврале этого года.
В ожидании окончательной версии законопроекта
По мнению партнера международной юридической компании CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang Виталия Радченко, участники рынка могут внести в законопроект к его второму чтению в Раде существенные коррективы.
“В случае развития событий по наиболее благоприятному сценарию законопроект будет принят в первом полугодии 2019 года. Однако мы ожидаем, что в законопроект могут быть внесены существенные изменения перед его окончательным принятием во втором чтении. Эксперты CMS в Украине будут внимательно следить за его прохождением в Верховной Раде”, – заявил Виталий Радченко.
Депутаты изначально планировали внедрить аукционы по сооружению ВИЭ еще с 1 июля 2019 года – одновременно с запуском в стране конкурентной модели оптового рынка электричества. Однако изначальная подготовка документа к первому чтению заняла много месяцев, потраченных участниками рынка на дискуссии относительно условий и правил проведения аукционов.
В этих обсуждениях девелоперы и инвесторы так и не пришли к единому знаменателю по некоторым ключевым показателям законопроекта. Ожидается, что окончательные точки над “i” будут расставлены в ходе доработки документа ко второму чтению, которое, при наиболее благоприятном сценарии, может состояться уже в феврале этого года.
В этой связи в интересах отраслевых игроков согласовать спорные моменты документа как можно более оперативно. В противном случае затягивание с принятием законопроекта, особенно в условиях политического избирательного года, чревато возникновением инвестиционных рисков для “зеленого” сектора.
Во-первых, еще в ноябре прошлого года IFS, ЕБРР, а вслед за ними и отечественный Укргазпромбанк (ЭКО-банк) заявили о приостановке кредитования “зеленых” проектов в Украине до момента принятия в секторе новых правил игры. Мотивы просты: пока украинские ВИЭ генерируют в энергосистеме лишь 1,7% электроэнергии при получении до 9% общей денежной выручки – через расходы, включенные на возврат инвестиций с рынка. При этом фиксированные “зеленые” тарифы высокие и уже не соответствуют текущим вложениям на строительство “зеленых” объектов. При сохранении существующей динамики отрасль ожидает финансовый коллапс с последующими судебными исками со стороны зарубежных девелоперов – как это уже происходило в Испании, Италии, Греции или Чехии.
Во-вторых, после принятия самого закона понадобится еще не один месяц для разработки подзаконных актов, выполнения организационных мероприятий, а также проведения пилотных аукционов.
План работы на год
Как сообщили в Директорате энергетических рынков Минэнергоугля, процесс разработки отраслевых подзаконных актов, в частности Порядков, является достаточно длительной процедурой, которая впоследствии требует общественного обсуждения проектов документов, их согласования с другими исполнительными органами, а также их утверждения Кабмином.
“Что касается законопроекта №8449-д, то там, кроме подготовки Порядка проведения аукционов, необходимо еще закупить и протестировать соответствующее программное обеспечение для электронных торгов, определить квоты в соответствии с Порядком с учетом отчета по достаточности генерирующей мощности, и других параметров”, – проинформировали в Минэнергоугля.
По оценкам председателя Украинской ассоциации возобновляемой энергетики Алексея Оржеля, на подготовку аукционов, после принятия закона, понадобится срок от шести месяцев до одного года.
“Во-первых, нам понадобится время для разработки подзаконных актов. В среднем на это необходимо от трех до шести месяцев. После этого понадобится еще время на разработку программного обеспечения для проведения тендеров и первых пилотных аукционов. С учетом того что законопроект может быть принят не ранее февраля 2019 года – один год является вполне адекватным сроком”, – сообщил Алексей Оржель.
Излишне говорить, что в течение переходного периода между фиксированными “зелеными” тарифами и аукционами, то есть до завершения формирования нового законодательного поля, кредиторы возобновляемой энергетики займут выжидательную позицию и воздержатся от инвестирования новых проектов.
Вот как прокомментировал позицию банкиров директор экологического департамента Укргазбанка Родион Морозов:
“Банкам будет затруднительно кредитовать самые первые проекты по ВИЭ, тариф в которых будет определяться на аукционах – необходимо время для изучения нового механизма и возможных рисков, связанных с прохождением инвестором всего пути, начиная от заявки на участие в аукционе и заканчивая подписанием договора купли-продажи электроэнергии. Именно поэтому важно, на наш взгляд, чтобы новое законодательство предусматривало достаточное количество проведения пилотных аукционов, и по их результатам – тщательную доработку подзаконной нормативной базы перед полноценным запуском новой системы”.
О чем говорят кредиторы
В настоящее время система аукционных торгов на право возведения объектов ВИЭ внедрена более чем в 70 странах мира и активно вытесняет из пользования систему так называемого фиксированного “зеленого” тарифа на электроэнергию (Feed-in-tarif).
По словам старшего специалиста по вопросам инвестиций Международной финансовой корпорации IFC Никола Р. Сапорити, с каждым проведенным тендером во многих государствах мира цена “зеленого” киловатт-часа, как правило, снижается. Это связано, в том числе, с ростом доверия инвесторов к каждой конкретной стране по мере расширения практики проведения аукционов, а также появлением представления о реальной рыночной стоимости электричества, производимого из альтернативных источников.
“Аукцион – это наилучший друг потребителя”, – заявил Никола Р. Сапорити в ходе проведения инвестиционного форума по возобновляемой энергетике Украина – ЕС 18 декабря прошлого года в Киеве.
Представитель IFC при этом представил позитивную динамику снижения цены “зеленого” киловатт-часа в ряде стран мира в разные временные периоды на протяжении с 2010 по 2017 год.
В частности, стоимость электроэнергии ВЭС, в округленных показателях, снижалась в Италии – с 18 до 8 центов за 1 КВт*ч, ЮАР – с 14 до 6, Чили – с 9 до 5 и в Марокко – с 9 до 4 центов за 1 кВт*ч.
В ходе инвестиционного форума западные банкиры изложили свое видение, при каких условиях сектор возобновляемой энергетики в Украине сохранит свою инвестиционную привлекательность в долгосрочном периоде.
По словам директора департамента электроэнергетики EBRD Гарри Бойд-Карпентера, Европейский банк продолжит кредитование новых проектов по сооружению ВИЭ в Украине только по результатам будущих аукционных торгов.
Гарри Бойд-Карпентер выделил следующие условия привлекательности альтернативной энергетики:
Первое. Наличие долгосрочного рынка, который будет организован на принципах прогнозируемости цены электроэнергии ВИЭ. Тарифы должны быть устойчивыми, прозрачными, и самое главное – отвечать уровню платежеспособности потребителя.
Второе. Развитие ВИЭ должно сопровождаться параллельным устойчивым развитием электросетей.
Третье. В стране должен действовать стабильный регуляторный режим.
Ранее ЭлектроВести писали, как изменится рынок энергетики Украины в 2019 году. Верховная Рада Украины поддержала ряд законопроектов, направленных на развитие альтернативной энергетики в 2019 году, а также сохранение благоприятных условиях в 2020 году. И хотя не все нормы уже окончательно утверждены, их рассмотрение парламентом свидетельствует об изменениях для “зеленого” сектора украинской экономики.
Также девелоперы оформили технических условий на присоединение почти 10 ГВт электростанций, однако из них построено меньше пятой части.
Еще благодаря внедренным законодательным стимулам за последние 4 года в возобновляемую энергетику Украины инвестировано около 1,5 млрд. евро. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)