Государственная инспекция по энергетическому надзору за режимами потребления электрической и тепловой энергии (Госэнергонадзор) подчинена Министерству энергетики и угольной промышленности, но при этом входит в состав Национальной энергетической компании (НЭК) “Укрэнерго”.
Последняя уже в течении двух лет настаивает на том, что Госэнергонадзор необходимо вывести из ее состава, ведь функции, которые выполняет инспекция, требуют от нее полной независимости. Так, Госэнергонадзор контролирует состояние распределительных электросетей 0,4-150 кВ, анализирует инвеспрограммы операторов системы распределения (ОСР), а также рассматривает жалобы всех категорий потребителей.
Еще 11 июня 2018 года согласно закона “О рынке э/э” Кабинет министров должен был реорганизовать инспекцию в центральный орган исполнительной власти (ЦОИВ), который “осуществляет государственный надзор (контроль) в отраслях электроэнергетики и теплоснабжения”. Уже заканчивается январь 2019-го, а нового ЦОИВ до сих пор нет. В итоге сложилась патовая ситуация, при которой новой структуры еще нет (и появится она, вероятно, ближе к концу года), а нынешняя – уже лишилась финансирования и, соответственно, не может работать.
О последствия такого положения для энергетического комплекса рассказал директор Госэнергонадзора – Главный государственный инспектор по энергетическому надзору Украины Вадим Антонюк.
– Что происходит в Госэнергонадзоре в настоящее время?
– Нацкомиссия, которая осуществляет госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКУ), не утвердила в тарифе на передачу “Укрэнерго” на 2019 год статью расходов для финансирования Госэнергонадзора. Она сделала это, ссылаясь на отсутствие законных оснований, поскольку еще в прошлом году нас должны были реорганизовать в ЦОИВ. Но, как видите, этого до сих пор не случилось. По факту инспекция все еще остается подразделением “Укрэнерго”.
С 26 декабря 2018 года из-за отсутствия финансирования мы перешли на восьмичасовую рабочую неделю, это означает, что работаем лишь один день в неделю. Сейчас на работу выходит порядка 8% всего персонала.
Из-за этого, естественно, рассмотрение жалоб от потребителей и выполнение поручений Министерства энергетики и угольной промышленности сильно затягивается. Чтобы делать все быстро, у нас нет ни рук, ни времени. Это ставит под угрозу безопасность работы всех распределительных электросетей, что в конечном итоге повлияет на надежность и качество электроснабжения потребителя.
Кроме того, в данном случае нарушается конституционное право наших работников на труд.
– Почему сложилась такая ситуация, и что нужно для ее разрешения?
– В заключительных положениях Закона “О рынке э/э” правительству было предписано реорганизовать нашу инспекцию в ЦОИВ еще до июня 2018 года. К тому моменту Госэнергонадзор должен был прекратить свое существование, как подразделение “Укрэнерго”. Но механизма для такой реорганизации нет. Чтобы не создавать рисков для работы энергосистемы, сначала нужно сформировать новый орган, а затем уже ликвидировать предыдущий. Ведь если наше подразделение сейчас упразднят, кто будет выполнять нашу работу? Этим пока некому заняться.
В феврале прошедшего 2018 года утвердили положение о ЦОИВ Государственная инспекция энергетического надзора, а в октябре – назначили ее руководителя. Но ведь этого недостаточно! Еще нужно провести конкурсы на должности заместителей, затем создать комиссию, которая на конкурсе отберет инспекторов. И лишь после того, как будет набрано не менее 30% штата сотрудников, появится право на получение акта готовности в соответствии с Порядком утвержденным Постановлением КМУ от 20.10.2011 № 1074.
Сейчас же все говорит о том, что эти процессы затянутся еще не на один месяц, поэтому Госэергонадзор в своем нынешнем виде должен выполнять свои функции.
– Как же Госэнергонадзор работал в прошлом году?
– С 11 июня 2018 года для этого нет законных оснований, ведь по закону уже должен функционировать новый орган исполнительной власти. Поэтому, как я уже сказал, НКРЭКУ не дает нам финансирования, и мы не можем нормально работать.
Но до конца 2018 года “Укрэнерго” финансировало нас под угрозой санкций за нецелевое использование тарифной составляющей. Однако с 2019 года компания все же вынуждена была значительно сократить эти расходы. В итоге мы остались практически без средств к существованию.
Последние полгода были попытки решить проблему, но пока безрезультатные. Разработан законопроект №8527-д, который вносит изменения в переходные положения закона “О рынке э/э” и продлевает период реорганизации инспекции до 31 марта 2019 года. Хотя я предлагал продлить работу Госэнергонадзора не до какой-то конкретной даты, а именно до момента создания нового ЦОИВ.
Эти изменения сугубо технического плана и не требуют рассмотрения законопроекта во втором чтении. Проект согласовали во всех комитетах Верховной Рады. Совместными усилиями парламентского комитета по ТЭК и Министерства энергетики и угольной промышленности добились, чтобы его вынесли на голосование в сессионный зал 20 декабря 2018 года. Тогда до него так и не добрались из-за потасовок между депутатами. В итоге перенесли на 21 декабря, но перед праздниками в зале практически не было депутатов. Затем законопроект попал в повестку дня 17 января уже 2019 года, и снова до него не дошла очередь.
Следующая пленарная неделя начинается 5 февраля, однако я сильно сомневаюсь, что с таким подходом народные депутаты рассмотрят его в ближайшее время.
Но Госэнергонадзор не может быть заложником наличия кворума в сессионном зале Верховной Рады. Ведь решается судьба технического контроля в важнейшей отрасли и почти 700 человек, которые у нас работают.
– Чем чревато затягивание рассмотрения законопроекта?
– Сегодня около 700 работников Госэнергонадзора остались без зарплаты. Коллектив стал заложником патовой ситуации, при которой людям придется увольняться и трудоустраиваться в другие места. Часть специалистов могла бы перейти в новую структуру, но ее еще нет. Нет также и информации о проведении конкурсов на замещение вакантных должностей в новом ЦОИВ. Что не добавляет уверенности нашим сотрудникам.
Когда наши сотрудники разбегутся окончательно – осуществлять контроль за энергетической отраслью будет некому. Система энергонадзора потеряет кадры. А ведь для того, чтобы вырастить квалифицированного инспектора, нужно минимум пять лет, и это при условии, что он выходец из энергетической отрасли.
Прошлым летом, в преддверии нового рынка электроэнергии и реорганизации в ЦОИВ, мы совместно с Минэнергоугля приняли решение об оптимизации штата персонала. В итоге из 1200 человек сегодня осталось фактически работать 678 (43%). Некоторые сотрудники, из тех, что попали под сокращение, уехали на работу в Польшу, Венгрию и другие страны.
Наш трудовой коллектив в конце января обратился к президенту Украины, Кабинету министров, Минэнергоугля и НКРЭКУ с просьбой способствовать урегулированию ситуации. В министерстве знают о нашей проблеме, Директорат энергетических рынков делает все от него зависящее. Но, поскольку дело все же не сдвинулось с мертвой точки, возможно, мы будем выступать с акцией протеста и требовать от Верховной Рады и Кабинета Министров Украины решить этот вопрос государственной важности.
– А финансирование новой инспекции на этот год предусмотрено?
– В госбюджете на 2019 год для нее предусмотрено 55,6 млн. грн. Для сравнения – наши расходы составляли около 270 млн. грн. в год. При этом около 25 млн. грн. ежегодно уходит только на коммунальные услуги, содержание наших офисных зданий и автопарка по всей Украине.
Если посмотреть на соотношение этих сумм, возникает вопрос о том, как новая инспекция с таким бюджетом сможет полноценно выполнять наши функции по всей стране? Думаю, об этом и речи быть не может.
– Инспекция должна осуществлять все ваши функции?
– Не только. Ей также переходят функции Госинспекции по эксплуатации электростанций и сетей. Но вот наш функционал у нее несколько урезан.
Дело в том, что Госэнергонадзор в нашем случае является неким третейским судьей, который рассматривает жалобы любого конечного потребителя – как промышленного, так и бытового.
К нам обращаются, например, с жалобами на то, что напряжение в распределительной сети не соответствует установленным стандартам. Это говорит о том, что оператор распределительной сети не в должном объеме выполняет ее обслуживание и ремонты. То же самое касается и отопления, когда температура теплоносителя в сетях не соответствует нормам. Также мы рассматриваем конфликтные ситуации между потребителями и ОСР.
В год через нас проходит до 4,2 тыс. обращений. Из них 80% – со стороны населения, при чем в 70% случаях ситуации разрешались с нашей помощью в пользу потребителя.
В положении о ЦОИВ Госинспекции этой функции нет. И после окончательной ликвидации Госэнергонадзора потребитель останется один на один с монополистом. Я уже не говорю о малых системах распределения (МСР) – как правило это предприятия, имеющие субабонентов. В этом сегменте нарушитель вообще останется безнаказанным. Они могут безосновательно отключить от энергоснабжения, выставить любую цену на свои услуги, ведь их затраты не всегда прозрачны и обоснованы.
Очевидно, предполагалось, что данный пробел восполнит Энергетический омбудсмен…
Этот институт на сегодня тоже не создан. Законопроект есть, но как показывает практика, много важных законопроектов может годами ждать своего часа. А ведь эти процессы должны идти параллельно. Получится, что до того момента, как появится Энергетический омбудсмен (а на это уйдет год или больше) потребитель останется абсолютно незащищенным.
– А как же НКРЭКУ, которая тоже имеет рычаги влияния на операторов электросетей?
– Все обращения, касающиеся технических вопросов эксплуатации оборудования и качества электро- и теплоснабжения, НКРЭКУ перенаправляла нам, и мы готовили ответы, реагировали, совместно с облэнерго намечали мероприятия и контролировали устранение нарушений. В НКРЭКУ, где всего по несколько человек в региональных представительствах, этим попросту некому заниматься. А с началом нового розничного рынка электроэнергии обращений и жалоб будет намного больше. Но вот кто будет с ними работать – большой вопрос.
– В чем состоит контроль операторов систем распределения со стороны Энергонадзора?
– Основная задача нашего структурного подразделения – содействовать обеспечению безопасного функционирования объединенной энергосистемы Украины, снижению количества случаев отключений и недоотпуска э/э, а также следить за соответствием качества электроснабжения принятым стандартам. В целом мы инспектируем порядка 201 тыс. подстанций и 791 тыс. км линий электропередачи.
Госэнергонадзор контролирует готовность всех субъектов энергетики в особые периоды (работа энергооборудования в периоды высоких и низких температур, в чрезвычайных ситуациях и т.п.), следит за выполнением графика обрезки деревьев в охранных зонах ЛЭП всех классов напряжения, ведь все эти факторы влияют на количество отключений э/э и на объемы ее недоотпуска.
Мы участвуем в расследованиях технологических нарушений в сетях, пожаров, возникающих в энергосистеме. Например, когда происходит отключение электрооборудования, разбираемся совместно с облэнерго, почему оно произошло, правильно ли сработала защита.
Монополист ведь всегда будет искать виновного на стороне: белка пробежала, сорока изолятор клюнула или еще какая-то причина. А наши инспекторы выезжают на объект, проверяют паспорт оборудования на предмет своевременности и полноты выполнения регламентных работ. Ведь энергокомпании иногда не в полном объеме проводят капремонт, техобслуживание, а недоделки потом дают о себе знать.
До введения моратория на проверки три года назад мы участвовали в расследованиях несчастных случаев, ходили на внеплановые проверки. Срок моратория с начала текущего года истек, но проверять уже некому. Потребитель, конечно, может прийти к монополисту и пожаловаться на качество услуг, но чаще всего из-за отсутствия специальных знаний, он не в состоянии разобраться честен ли тот с ним. Инспекция же, если выявит нарушение, устанавливает причины, сроки устранения, и накладывает штрафные санкции как на должностных лиц, так и на субъектов хозяйствования.
– Какие еще сферы влияния Госэнергонадзора?
– Инспекция следит за выполнением законодательства, в том числе нормативно-правовых и нормативно-технических актов, подает предложения для их пересмотра. Проверяет соответствие проектной документации новых и реконструируемых энергетических и теплоснабжающих установок и определяет их готовность к работе, принимает в эксплуатацию АСКУЭ. Также мы участвуем в проверке знаний у лиц, ответственных за энергохозяйство предприятия.
Особое внимание мы уделяем анализу инвестиционных программ операторов распредсетей, без нашего согласования их не утверждают. Наши инспекторы сверяют их мероприятия с базой данных аварийных отключений, проверяют, реконструируются ли проблемные объекты и дают соответствующие заключения.
В прошлом году у нас был серьезный диалог с облэнерго, иногда им приходилось переделывать инвестпрограммы по 4-5 раз. Мы настояли на исключении тех мероприятий, которые не особо влияют на надежность и качество энергоснабжения. Изъяли пункты о замене порядка 80 силовых трансформаторов, которые не выработали свой ресурс. Считаю, что благодаря нашему вмешательству инвестпрограммы ОСР на 2019 год максимально ориентированы на обеспечение надежности и качественного электроснабжения потребителя.
Подводя итоги, отмечу, что неизвестно, как скоро новая Госинспекция сможет включиться в работу, и станет ли она полноценной заменой нашему подразделению при выделяемом ей уровне финансирования. Разумеется, в новую структуру перейдут наши активы, надеюсь, также кадровый и интеллектуальный ресурс, должны быть переданы базы данных, но пока никаких нормативно-правовых актов для этого не принято. Тем временем мы уже де-факто разрушили старое, а новое не создали даже частично. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)