Одна из лучших новостей со Всемирного экономического форума в Давосе – это объявление норвеж-ской компании NBT о планах построить в Украине дополнительно 700-800 МВт ветряных мощностей.
По словам ее гендиректора Юара Викена, в ближайшие месяцы строительство начнется в Запорож-ской области. О серьезности этих намерений говорит подписание рамочного соглашения между NBT, ее французским партнером, производителем электроэнергии Total Eren, и Европейским банком ре-конструкции и развития (ЕБРР) по другому проекту. Речь идет о привлечении 260 млн. евро для со-оружения комплекса ветроэлектростанций на северном берегу озера Сиваш, расположенного в Хер-сонской области на админгранице с оккупированным Крымом. Напомним, что осенью ЕБРР уже вы-делил на эти цели 150 млн. евро, и теперь денег будет достаточно для реализации проекта.
Сейчас на Сиваше уже есть небольшой ветропарк мощностью 3 МВт, его в прошлом году и купила NBT. Компания хочет построить тут как минимум 67 ветроустановок общей мощностью до 250 МВт, которые смогут обеспечивать электричеством от 50 тыс. домохозяйств.
О крупных инвестициях в украинскую возобновляемую энергетику объявляют и другие иностранные компании. Однако понять значение планируемого строительства можно только в масштабах всей от-расли.
По данным Минэнергоугля, в 2018 г. Украина увеличила производство электрической энергии на 2,5%, до 159,35 млрд. кВт-ч. Причем из альтернативных источников (ВЭС, СЭС, биомасса) произвели всего 1,63%, 2,6 млрд. кВт-ч. Это малая доля, но, с другой стороны, по сравнению с 2017 г. она уве-личилась на 38,8%. А все потому, что в 2018 г. у нас кратно повысились темпы запуска новых мощно-стей по генерации энергии из возобновляемых источников (куда включаются также малые ГЭС). И сейчас, по данным Госэнергоэффективности, в стране работает 2240 МВт таких “зеленых” мощно-стей, из них 813 МВт (36%) установлено в прошлом году, что почти в три раза больше, чем годом ра-нее.
Приход в Украину таких крупных игроков, как Total Eren и NBT, конечно, хороший сигнал. Но здесь важно понимать, действительно ли международные инвесторы настолько доверяют украинской биз-нес-среде. Ясно, что раз соглашение подписано – то потенциальные прибыли “перебили” возможные риски, но это отнюдь не значит, что риски малые. Скорее – прибыли заоблачные.
Как известно, государство поощряет бизнес, вкладывается в возобновляемые источники энергии, обязуясь выкупать электричество, произведенное из них по очень высоким тарифам, которые, кстати, выше, чем в ЕС, и привязаны к курсу евро. Соответствующее законодательство было существенно доработано в 2015 г. Так, в декабре 2018 г., по данным ГП “Энергорынок”, средняя цена закупок со-ставляла 1166 грн./МВт-ч, тогда как солнечным электростанциям (СЭС) за 1 МВт-ч платили в среднем 7089 грн., ветряным – 3628 грн., малым ГЭС – 4043 грн., а производителям электричества из биомассы – 4088 грн. Для сравнения: самая дешевая атомная энергия стоит всего 563 грн./МВт-ч. Важно, что “Энергорынок” затем отпускает электричество поставщикам как бы из “общего котла”, с учетом всех этих закупочных цен у разных генераций.
С этой точки зрения хорошо, что атомные электростанции (АЭС) стабильно обеспечивают более 50% в энергобалансе Украины. Сейчас на цены в платежках намного больше влияет повышение тарифа для тепловых электростанций (ТЭС), которые вырабатывают около трети всего электричества, при-чем относительно дорого – за 1694 грн./МВт-ч. Глядя на эти цифры, несложно представить, как тяже-ло было бы населению и промышленности оплачивать счета, если бы “зеленые” электростанции имели существенную долю в энергобалансе страны.
Конечно, на тариф для конкретной “зеленой” станции влияют многие факторы: когда она построена (чем раньше, тем выше тариф), какой источник энергии (дороже всего стоит солнечная, дешевле – ветряная), какого размера и формы собственности. В законе прописаны повышенные расценки до 2030 г. И хотя сейчас введение в строй новых ВЭС, СЭС и других “зеленых” генераторов существенно не утяжеляет наши платежки, если эти мощности будут прирастать такими же темпами, как в про-шлом году (+30-40%), через несколько лет “зеленый” тариф может ощутимо сказаться на цене элек-тричества для конечных потребителей. Нужно учитывать, что с 1 июля нас ждет новый рынок элек-троэнергии, которая будет продаваться на биржах, но и тогда государство в лице “гарантированного покупателя” будет обязано выкупать “зеленую” электроэнергию по завышенному тарифу, а затем продавать ее по рыночному, то есть терпеть убытки на этих операциях. В “Энергоатоме”, который в первый год работы рынка должен будет их компенсировать, уже оценили, что за год сумма составит 15 млрд. грн. (Алексей Шевнин, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)