Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: солнечные электростанции ждут инвесторов

“Еще есть шанс успеть в уходящий поезд “зеленого” тарифа по 0,15 евро. Инвестиции в солнечные электростанции окупаются за 3,5 года. Спешите получить тариф – времени до конца года осталось немного. Предоставляем готовые объекты. Точки подключения готовы и ждут своих инвесторов”.

Объявления такого рода от лица безымянных оборотистых предпринимателей стали появляться на некоторых деловых интернет-сайтах. При этом речь идет не о панелях на пару десятков киловатт – предлагаются земельные участки с соответствующим целевым назначением площадью от 10 га до 40 га, где можно построить станцию мощностью до 20 МВт. Параллельно в Украину продолжают активно заходить и крупные инвесторы.

Нет сомнений в том, что возобновляемые источники энергии (ВИЭ), в частности солнечные электростанции (СЭС), – это перспективно. Когда запасы недр иссякнут окончательно, ВИЭ станут едва ли не единственным источником энергии. Однако темпы и, самое главное, нынешний характер развития “солнца” в Украине вызывает серьезные опасения. Подробнее – в материале «Энергореформы”.

Перестимулированное “солнце”

Катализатором “солнечного” бума в Украине стал установленный в 2009 году законом “зеленый” тариф. На сегодня для СЭС он превышает европейский уровень в 3-4 раза. По данным ГП “Энергорынок”, доля “солнца” в общей выработке э/э в Украине в 2018 году составила в 0,75%, а часть в общей выручке энергопроизводителей – 4,75%.

За последние четыре года лет установленная мощность украинских СЭС выросла в 3,5 раза, в частности в прошлом году она удвоилась – с 742 МВт до 1389 МВт.

На сегодня 20% общей мощности всех установленных в Украине 200 СЭС приходится на 15 станций. Крупнейшим игроком пока является китайская CNBM, которая приобрела 10 солнечных станций Activ Solar общей мощностью 267 МВт. Большие станции построены в Кировограде (125 МВт), Новой Каховке Херсонской области (120 МВт), Каменке Черкасской области (100 МВт), Яворове Львовской области (57 МВт), селе Приозерном Одесской области (55 МВт).

Данных о том, кто и что построил в 2018 году из общих 650 МВт государственные органы не предоставляют. Поэтому о конкретных объектах можно судить по обрывочным сведениям. К примеру, ирландская компания “Altostrata” собиралась ввести СЭС в Павлоградский район Днепропетровской области мощностью 90 МВт. В Токмаке Запорожской области планировали запустить “Тоkmak Solar Energy” на 50 МВт. Инвестором выступилa инвестиционная компания “Astra Capital Group” (Украина) в партнерстве с государственным “Укргазбанком”. Датская Better Energy LLC в конце 2018 года ввела Ганскую СЭС на Житомирщине (19 МВт).

На интерактивной карте “Укрэнерго”   распорожены все СЭС, подключенные к украинской энергосистеме.

Можно прогнозировать, что в 2019 году активность участников рынка возрастет еще больше. Норвежская Scatec Solar получила кредит в 30 млн. евро, чтобы построить в 2019 году СЭС на 25 МВт в Черкасской области. Развивать проекты в этом году намерена канадская TIU Canada – она строит одну станцию и недавно сообщила о покупке еще двух проектов. На сегодня в стадии реализации несколько крупных проектов – по 100-200 МВт. Японские инвесторы с 2015 года ведут с Украиной на переговоры о строительстве огромной СЭС в Чернобыльской зоне на 1,2 ГВт.

Чем обусловлен рост активности?

В 2015 году Верховная Рада установила график снижения тарифа для промышленных СЭС по сравнению с уровнем 2009 года. До 2015 года он составлял 0,23 евроцентра, в 2015 году понизился до 0,17 евро, в 2016 году – до 0,16 евро, в 2017 году – до 0,15 евро. Для станций, построенный после 2020 года тариф опустится до 0,14 евро за кВт-ч, а после 2022 года – до 0,13 евро. Объектам, получившим тариф в том или ином году, гарантируют его до 2030 года.

Но главная причина нынешней спешки с вводом СЭС – внедрение “зеленых” аукционов, по итогам которых будет определяться цена продажи энергии солнца. Судя по всему, для построенных после запуска торгов объектов она снизится еще более существенно.

Ситуация, когда стоимость чего-либо фиксируется законом, в корне неправильна. Уровень цен зависит от чьей-то прихоти, ведь непонятно, чего ожидать после смены власти, например. До поры до времени такое положение всех устраивало. Однако в 2018 году инвесторы и кредитные учреждения все ж пришли к выводу о необходимости независимой методики. Под давлением Европы в Украине был разработан законопроект об аукционном механизме ценообразования, принятый в первом чтении в конце декабря 2018 года. Как ожидается его утвердят в марте, во втором полугодии запустят пилотные аукционы, а с 2020 года они начнутся на постоянной основе.

Инвесторов СЭС хотят обязать участвовать в аукционах при строительстве станций мощностью более 10 МВт, в 2021 году порог снизится до 5 МВт, а с 2023 г – до 1 МВт. Хотя Минэнергоугля уже выступило с предложением снизить границу до 1 МВт раньше – с 2021 года.

В преддверии аукционов, собственно, и началась строительная “жара”. Тариф для построенных до 2020 года СЭС впоследствии все равно могут снизить еще больше, чем предполагает закон от 2009 года (соответствующие предложения внесены в проект закона об аукционах), однако уровень все равно остается весьма приемлемым. Этим и обусловлена активность инвесторов – с одной стороны им нужен понятный прозрачный механизм, с другой – уж очень манит нынешний feed-in тариф.

Последствия ажиотажа

Результаты “солнечного” бума, обусловленного завышенными расценками на покупку энергии СЭС, а также отсутствия взвешенной госполитики в сфере строительства ВИЭ, не заставили себя ждать. Министерство энергетики и угольной промышленности констатировало системные проблемы в развитии ВИЭ. “Оператор системы передачи (НЭК “Укрэнерго”) не может влиять на развитие ВИЭ путем определения объема квоты, типа генерации, размещения и мощности”, – говорится в презентации Минэнергоугля, посвященной предложениям к законопроекту о “зеленых” аукционах. Разрешения на подключение дают всем, отказать нельзя. Часть получателей не строит, а только занимает место, образовываются бессрочные “мертвые” ТУ, “белые пятна” на уровне ОСР, – сетует профильное министерство.

По состоянию на конец прошлого года “Укрэнерго” выдало ТУ на присоединение к электросетям на общую мощность около 10 ГВт, из них более 3 ГВт “зеленые” попросили в 2018 году, хотя построили чуть больше 800 МВт.

“Участники рынка ВИЭ консолидируют максимально возможное количество получения технических условий (ТУ) на выдачу мощности, чтобы воспользоваться ими после введения в действие “зеленых” аукционов в 2020 году или для перепродажи на вторичном рынке в будущем” – возмущался в конце декабря 2018 года глава НЭК “Укрэнерго” Всеволод Ковальчук.

По его словам, из-за такой “игры на опережение” оператору системы передачи сложно определить, сколько же реальных мощностей будет работать, и, соответственно, сколько мощностей необходимо для их балансирования.

При этом наибольшее количество ТУ получили именно СЭС, являющиеся наименее прогнозируемым сегментом ВИЭ. Солнечной генерации свойственны резкие скачки, которые не могут быть компенсированы существующими балансирующими мощностями, отмечает “Укрэнерго”. По данным Минэнергоугля, средняя погрешность при прогнозировании производства СЭС и ВЭС на сутки вперед составляет 30% (тогда как к примеру, в Дании – менее 10%).

Система распределения э/э в Украине концептуально построена по принципу централизованного энергоснабжения крупными электростанциями с передачей э/э на большие расстояния. Техсостояние сетей неудовлетворительное, особенно в системе распределения. В южном регионе энергопотенциал солнца и ветра больше, поэтому там сконцентрировались мощности альтернативной энергетики, возник дисбаланс. Так описывают текущую ситуацию в Минэнергоугля.

Таким образом, развитие рынка ВИЭ, и солнечной энергетики в особенности, происходит хаотично, что вредит не только энергосистеме, потребителям, но и самим инвесторам. Проблема не только в завышенных ценах на “солнце”, она гораздо шире. Определенные пути урегулирования ситуации Минэнергоугля наметило в своих предложениях к законопроекту о “зеленых” аукционах. В частности, оно предлагает ускорить срокт введения ответственности за небалансы и учитывать ряд параметров при установлении “зеленой” квоты. Но пока непонятно, в каком виде будет принят законопроект, и урегулирует ли он ситуацию в комплексе. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version