Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: последний форпост газовой коррупции

С 1 марта 2019 г. должно быть введено суточное балансирование газа в информационной платформе “Укртрансгаза”, таким было решение Национальной комиссии госрегулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

С прошлого года сроки пуска работы системы переносились уже несколько раз из-за неготовности операторов газораспределительных систем работать с платформой суточной балансировки в полноценном режиме. Операторы ГРС не подают информацию о реальных потребителях газа. От того, будет ли создана единая база потребителей газа и введено суточное балансирование, зависит, заработает ли в Украине цивилизованный прозрачный рынок газа, прекратятся ли воровство и манипуляции объемами газа.

Как создавалась абонентская база потребителей газа

Необходимость управления абонентской базой потребителей газа как информационным ресурсом возникла еще в середине 90-х годов. Уже тогда остро стоял вопрос о том, что нужны базы, чтобы корректно отображать информацию о потребителях и движение газов. Для этого были созданы программы, на которых по сегодняшний день работают облгазы. При этом открытости для поставщика ресурсов для населения как не было, так и нет. У поставщика газа для населения, которым с 1998 года является НАК “Нафтогаз Украины”, постоянно возникал вопрос, а соответствует ли объем газа, который передается для населения, коммунбыта и промышленности на лицензионной территории облгазов, других потребителей, его реальному потреблению.

Манипуляции частных облгазов

Когда большую часть облгазов перекупил Дмитрий Фирташ, ситуация существенно изменилась. У него была своя добыча в виде предприятий совместной деятельности с Укргаздобычей, и было достаточно газа, чтобы закрывать потребности на лицензионной территории облгазов для других потребителей кроме населения. До 2012-2014 годов не возникало особого диссонанса и перекосов с объемами, хотя и до этого времени газ для населения шел и на закрытие промышленных потребностей. Но это были незначительные объемы. А когда у DF обвалились объемы внутренней добычи, понадобился газ, которым нужно было обеспечивать промышленность на территории облгазов. И этот газ нужно было уже импортировать.

Но такой бизнес стал неинтересным, ведь он не приносил привычных доходов. Проще было зарабатывать, наращивая долги. Суть это процесса заключается в том, что под номинации, которыми облгазы закрывают объемы потребителей, у них нет собственного газа. “Укртрансгаз” соответственно не подтверждает номинации облгазов, у которых нет газа для обеспечения своего потребителя. В начале отопительного сезона 2018 года многие трейдеры и потребители, которые находятся на лицензионной территории облгазов, испытали ужасный прессинг. Облгазы начали перекрывать газ школам, другим бюджетным учреждениям, чтобы только брали газ у них.

Нужно выбирать поставщика, у которого есть ресурс

Ситуация 2018 года показала, что облгаз становится несистемным, ненадежным и необеспеченным поставщиком газа. И здесь потребитель должен помнить, что закон позволяет переходить к другим поставщикам. На рынке сейчас много трейдеров, которые поставляют газ для коммунбыта, мелкой промышленности по хорошей цене. Есть газ у трейдеров, которые готовы участвовать в тендерах на ProZorro, но пока, почему-то тендеры выигрывает облгаз, у которого нет ресурсов. Это недопустимая ситуация на рынке.

В законе четко прописана процедура, по которой происходит смена поставщика. Если у потребителя нет задолженности, это сделать проще простого. В кодексе четко прописаны все механизмы. Переходить нужно к тем, у кого есть ресурс. Иначе получится, что вы заплатили деньги поставщику, у которого нет ресурса. Уточнить ситуацию с поставщиком всегда можно потребовав у него номинации подтвержденные “Укртрансгазом”.

Что же происходит сейчас. Не имея ресурсов для обеспечения своих потребителей промышленности и коммунбыта, облгазы направляют для этих целей газ для населения, который получают по заниженной цене, согласно положению о спецобязательствах. Если посчитать, то это колоссальные объемы: завышенные в два-три раза нормы потребления, “мертвые души” в абонентских базах, другие схемы. В таких условиях украинский рынок газа на лицензионных территориях облгазов сегодня напоминает оставшиеся “резервации” для жуликов. Нужно принимать кардинальные решения, и они уже назрели. А пока государство несет огромные финансовые потери. Задолженность по 2018 году составила более 56 млрд. грн.

Что дает открытие базы потребителей?

По новому Закону о рынке газа каждому потребителю присваивается EIC-код. Соответственно, когда идет номинация, она идет на конкретный код, по которому “Укртрансгаз” определяет, сколько, какому потребителю он должен передать газа. К нему заводится баланс. И этот баланс конкретного трейдера он распределяется согласно с его заявкой (номинацией). И если его объема хватает, то он подтверждает номинацию. Если его не хватает, то соответственно этот код нулевой. Потребитель отчитывается, сколько он потребил, не превысил ли он лимит, и по какой цене, – идет закрытие небаланса. Но если он сработал “ноль – ноль”, то период и номинация закрываются, баланс сходится. “Укртрансгаз” таким образом перестанет кредитовать облгазы. Сейчас облгазы изощряются и продают то, чего у них нет. Нужно сформировать прозрачную систему, тогда рынок природного газа будет работать без жуликов.

Абонентская база должна быть общедоступна для оператора рынка. И это не персональные данные, а код потребителя, в котором зашифрована другая информация. Сегодня де-факто и де-юре оператором рынка является “Укртрансгаз”, соответственно у него эта база должна быть. К сожалению, лоббируя интересы облгазов, НКРЭКУ не прописала четко в кодексе эти вопросы, поэтому возникли серьезные проблемы. Пока у оператора не будет точной информации, куда он отдает объем газа, он не должен его отпускать.

Задача нового рынка в том, чтобы создать условия для трейдеров, при которых им будет выгодно создавать свою новую базу. Это будет только тогда, когда цена на газ для промышленности и населения сравняется, либо будет какая-то компенсаторная база для трейдера. Пусть это будет трейдер с поставкой на один поселок, но у него уже будет своя база, которая будет коррелировать с базой оператора (“Укртрансгаза”). Он приходит к человеку, заключает с ним договор, у человека уже есть EIC-код. Каждый месяц приходит платежка, где все указано. Как только у трейдеров будет 15-20% всех потребителей населения, трейдинг облгазов рухнет. У них уже не будет операционной возможности манипулировать базой.

Кто пострадает?

Невозможность перехода на дневное балансирование – вина облгазов и НКРЭКУ. Последствия – накопление долгов облгазов. Государство является тем носителем долгов, которые формируются. Облгазы ждут списания долгов, как при Януковиче. Тогда государство списало им 10 млрд. Негативные последствия будут для “Укртрансгаза” и НАК “Нафтогаз”, которые являются заложником ситуации, так как в ответе за то, что по сути не контролируют. Кроме того, несут еще гигантские финансовые потери. Европейские партнеры крайне негативно относятся к тому, что происходит сейчас на газовом рынке Украины. Затягивание вопроса с абонентской базой в суды – это ширма. Ведь ситуацию могут просто и быстро решить регулятор (НКРЭКУ) и Кабмин. Можно четко прописать в кодексах механизм передачи или пользования базами. Довести этот механизм до облгазов, и те обязаны выполнять. Иначе штраф и лишение лицензии. Для этого нужно просто занимать государственную позицию. (Новое Время/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version