Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: уход Прохоренко из ПАО “Укргаздобыча” как оценка работе менеджмента НАК “Нафтогаз Украины”

Уход Олега Прохоренко из “Укргаздобычи” (УГД), крупнейшей газодобывающей компании страны, надо рассматривать как оценку работе менеджмента “Нафтогаза” и правительства в сфере энергобезопасности в целом

Прохоренко – это лучшее, что случалось с УГД за последние 15 лет, с тех пор, как оттуда ушел Илья Рыбчич. Все последующие годы украинскую газодобычу убивали.

Теперь это понятно особенно четко, ведь чем меньше своего газа, тем больше закупок российского, на котором сидели “фирташи”, “бойки” и так далее.

Переломить ситуацию – это была задача Прохоренко, пришедшего в УГД в 2015 году. Слабая сторона “теоретика” Прохоренко – разведка и добыча. Сильная – менеджмент и финансы.

Поэтому ключевые победы, которые зависели исключительно от него, он обеспечил быстро: идеальный порядок в закупках и продажах, подбор кадров.

На рынке стало скучно: никакой интриги, все продается через электронные торги, приходи-бери кто хочешь. Скукота. Никаких заходов через кого-то.

Для примера: если сжиженный газ у УГД покупает 85 компаний, то у “Укрнафты” 90% выкупает одна и до последнего времени на 10% дешевле, чем продавала УГД (и анонимные электронные торги там не рассматривают в принципе).

Хорошо пошли и инвестиции. Я не помню, чтобы УГД столько закупала оборудования и услуг по бурению. Сегодня на месторождениях компании работают белорусы, китайцы, казахи, румыны, хорваты, американцы. Да, были и “шишки”, не без этого. Но технологическое движение вперед очевидное.

Сложнее с “длинными” победами. Сразу было понятно, что программа 20/20 – разворот падающей добычи газа с 14,5 до 20 млрд. куб. м к 2020 году – это план идеалиста. Хотя теоретически шансы были.

Расчет был на новые лицензии. Но чуда не произошло. За три года “Укргаздобыча” получила 17 лицензий из почти 100, на которые претендовала.

Основная проблема сложилась с Полтавским облсоветом. Тот не выдал УГД ни единой лицензии. Сначала депутаты требовали навести порядок на ряде аварийных участков, что госкомпания быстро сделала.

Как в сказке о “Золотой рыбке”, затем облсовет стал требовать доли от ренты на добычу нефти и газа. Прохоренко был одним из драйверов процесса выделения 5% ренты на нужды местных бюджетов.

Продавливали эту норму через правительство и парламент. С 2018 года эта нома заработала. “Нефтедобывающие” села в один момент превратились в миллионеров, зачастую не зная, что со всем этим богатством делать.

И вот тогда стало очевидно, что дело было вовсе не в этом.

“С депутатами всех уровней надо договариваться, надо нести “котлету”. А Прохоренко думал, что живет в некоем идеальном мире. У нас это не работает”, – говорит мне один из чиновников со стажем.

В подтверждение его слов можно привести случай с “Аркона-Газ Энергия”, компанией без роду-племени, без оборудования и работающих проектов. Ей Полтавский облсовет выдал 20-летнюю лицензию на Свистунковско-Червонолуцкое месторождение.

Депутаты поспешили заявить, что инвестор согласился перечислить в бюджет области 800 тыс. грн. Вот только УГД платит этому бюджету 513 млн. грн. в год и не получила ничего.

Впоследствии “Аркону” СМИ связали с окружением Петра Порошенко, что весьма симптоматично.

Еще один яркий случай – тихий выход НАК “Надра Украины” из акционеров “Ист Юроуп Петролеум” (бывшая “Голден Деррик”). Ее лицензионные участки занимают 7% территории Полтавской области. Их бережно “скирдовали” экс-министры времен Януковича – Ставицкий и Присяжнюк.

УГД сидит без лицензий, но при этом госконтора продает свои 33% неизвестно кому, чьи следы пересекаются с набирающим популярность Павлом Фуксом…

Вопрос лицензий для УГД – это не вопрос Прохоренко и “Укргаздобычи”. Это вопрос всей национальной энергобезопасности, увеличения внутренней газодобычи и нефтепереработки, о чем постоянно твердят и премьер, и президент, и глава НАК Коболев.

Только на деле все выглядит иначе. Большинство в той же Полтавской облраде принадлежит Блоку Петра Порошенко, но для национальной безопасности это ничего не значит.

“Надра Украины” под контролем Кабмина, но нефтегазовые участки уплывают “налево”. Андрей Коболев “отстрелялся” парой выступлений на тему проблем с лицензиями…

Неудивительно, что на четвертый год работы Прохоренко стало окончательно понятно: программа 20/20 выполнена не будет – старые месторождения требуют все больше и больше средств, новых участков нет.

Начались и проблемы иного рода. НАК и Андрей Коболев лично начали требовать увольнения менеджеров из команды Прохоренко. Первая среди них – Нелли Стельмах, ключевая фигура в тендерном комитете “Укргаздобычи”.

Волонтер, участник “волонтерского десанта” в Минобороны, который зажег свет в конце длинного теля госзакупок в одном из самых коррумпированных ведомств страны.

Сразу после катапультирования “десанта”, там поселились симпатики “Народного фронта”, а затем случилось “Трейд Коммодити”…

Татьяна Чорновил писала в НАК кляузы на Стельмах с требованием уволить. На самом деле, причина прозаична: глава конфликтной комиссии Стельмах закрыла путь двум поставщикам, которых согласовали в НАКе. Прохоренко долго держал оборону. Но в конце января Нелли Стельмах покинула УГД.

УГД также набралась наглости инициировать раскрытие всей информации конфликтной комиссии, притом не только своей, но центральной, НАК-овской. Там могут праздновать победу: нет сомнений, Стельмах уйдет вместе с Прохоренко, который защищал ее до последнего.

Ну и еще один тревожный сигнал. В декабре 2018 года Генпрокуратура задержала директора по подготовке и транспортировке газа Александра Гордиенко и начальника механико-энергетического департамента Владимира Никитина.

Этот эпизод запомнился тем, что подозреваемые в коррупции выкидывали сумки с деньгами в окно. Прохоренко выступил с заявлением, поблагодарив за помощь в очистке рядов.

Знаете, чем все закончилось? Двум персонажам не только не объявили о подозрении, но уже готовятся восстановиться на работе, откуда их уволили. Говорят, вмешался лично Арсен Аваков.

Выясняется, что “выкинутые” в окно деньги – это пожертвования на АТО. Просто не успели отправить. А выкинули в окно от неожиданности…

В целом, фамилия министра МВД звучит в коридорах НАКа с 2015 года, а теперь и УГД, куда сверху спускают людей с сомнительной квалификацией, но хорошей поддержкой. Атмосфера в компании начала быстро скисать.

Без лицензий, с полным офисом засланных казачков и мутной перспективой после выборов Прохоренко работать не захотел. Лишь вопрос времени, когда произойдет новая “подстава”. Видимо, Олег решил сработать на опережение.

Что будет происходить с крупнейшим газодобытчиком после выборов – отдельная тема. Но явно ничего хорошего.

Тимошенко обещает снизить цену на украинский газ и загнать УГД туда, откуда та только начала выбираться. Но всем без исключения не дают покоя миллиарды грн., которые Прохоренко с командой безответственно направляли на разведку с добычей и платили в полном объеме в бюджет в виде налогов и дивидендов.

Что с него возьмешь? Идеалист, романтик.

С уходом Прохоренко НАК уверенно ложится на обратный курс. Если раньше огромным пятном на белых воротничках НАКовского менеджмента была “Укрнафта”, остающаяся под полным контролем Коломойского (здесь также свою роль сыграл “Народный фронт”), то фактическое предательство менеджмента “Укргаздобычи” – крупнейшей единицы группы “Нафтогаз”, заставляет задуматься о замене воротничков как таковых. (Сергей Куюн, директор консалтингового агентства “А-95”, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version