Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: реформа рынка электроэнергии – как проходит переход на новую модель работы энергорынка

В соответствии с законом “О рынке электрической энергии”, с 1 января 2019 г. энергоуслуги клиентам в Украине будут предоставлять две разные компании – оператор системы распределения и компания-поставщик электроэнергии. Как проходит переход на новую модель работы энергорынка.

Оператор системы распределения будет осуществлять деятельность исключительно по распределению электроэнергии и эксплуатации электросетей. Компания-поставщик электроэнергии будет заниматься поставкой электроэнергии потребителям, отвечать за начисления платежей и расчеты. Соответственно, у клиентов будут 2 договора – о предоставлении услуг по распределению и о поставке электроэнергии. В Киеве, например, услуги по распределению будет предоставлять компания “ДТЭК Киевские электросети”, а поставлять электроэнергию, в том числе, компания “Киевские энергетические услуги”. Стоимость услуг для бытовых потребителей не изменится, а изменится только внешний вид счета, и то только после 1 февраля 2019 года: потребители получат один общий платежный документ с новыми реквизитами. Там будут две отдельные строки: за услуги распределения и за услуги поставки электроэнергии.

В середине апреля 2017 года Верховная Рада приняла Закон “О рынке электроэнергии”. По словам одного из авторов документа, народного депутата Льва Пидлисецкого, этот закон приведет к тому, что в сегментах генерации электроэнергии и ее поставок для конечных потребителей возникнут конкурентные отношения, что заставит производителей повышать свою эффективность и выведет с рынка неэффективную генерацию. Внедрение нового рынка электроэнергии также позволит населению выбирать разных поставщиков электроэнергии.

Херсон

С 7 часов утра 11 февраля здание центра обслуживания абонентов “Херсоноблэнерго” штурмуют сотни херсонцев. Очередь стоит даже на улице. Люди вынуждены были массово идти в контору на улицу Пестеля, и эти неудобства вызваны из-за перевода абонентов в новую энергокомпанию.

“В первых числах февраля приходила контролер облэнерго, – рассказала Лариса. – Я у нее уточнила, как платить за электроэнергию, какому предприятию: “Херсонобэнерго” или новому “Херсонской областной энергопставляющей компании”? Она меня заверила, что платить как обычно на тот же счет. Мол, а два предприятия рассчитаются между собой, для абонентов никаких удобств. И я поверила этому сотруднику облэнерго, ведь человек там работает и знает как правильно. Но, увы! 6 февраля получив пенсию в “Ощадбанке”, я сразу же заплатила за все коммунальные услуги. Вопросов у кассира никаких не возникло. И тут 8 февраля я слышу, что в городе на почтах творится беспредел, потому что при оплате за электроэнергию поменялся расчетный счет, а пенсионеры его не знают и их отправляют в облэнерго. Я забеспокоилась: а куда же ушли мои деньги? С трудом дозвонился в кол-центр облэнерго. И была ошарашена! Мне сказали, что моя оплата за январь ушла на счет облэнерго и теперь, чтобы перевести деньги на новое предприятие, мне нужно ехать в контору на улицу Пестеля, писать заявление. Я просто в бешенстве! В очереди сотни людей! И сколько из нас вытреплют нервов, пока оплаченные суммы попадут на нужный счет? Это возмутительно, так не уважать граждан! Ведь никаких объявлений я не видела по этому поводу, контролер меня успокоила, и тут такая нервотрепка!”

Как проверили местные журналисты, на сайте облэнерго действительно до 6 февраля не была опубликована информация о смене расчетного счета для оплаты за услугу. И только 6 февраля появилось сообщение, что так как с 1 января 2019 года услугу по электроснабжению потребителям предоставляет новая компания “Херсонская областная энергоснабжающая компания” (“ХОЭК”), соответственно, средства за потребленную электроэнергию за период с 1 января 2019 года необходимо платить на счет нового поставщика. При оплате обязательно обращайте внимание на реквизиты ООО “ХОЕК” или задавайте вопросы кассирам относительно получателя платежа. И ключевая фраза:

“Реквизиты будут указаны на счетах, которые вы сможете распечатать после 7 числа на официальном сайте ООО “ХОЭК”. Дополнительно сообщаем, что ряд банков – Ощадбанк, ПриватБанк, Первый инвестиционный банк и Укрпочта уже проинформированы об изменении расчетного счета”.

Как сообщается на сайте облэнерго, те абоненты, которые имеют задолженность перед предыдущим энергопоставщиком – “Херсоноблэнерго” за периоды до 1 января 2019 года, должны уплатить долг на счет “Херсоноблэнерго”. И предупреждают, что если долг ошибочно будет оплачен на другие реквизиты, то задолженность будет считаться непогашенной. А если потребитель имеет переплату за электроэнергия, то для того, чтобы она была перечислена на счет абонента, ему нужно явится в свое структурное подразделение и написать заявление и сделать сверку.

Киев

В феврале все потребители начнут получать счета от новой компании, поэтому в платежке будут новые реквизиты. С 1 января 2019 года в Киеве начал работу новый поставщик электроэнергии, который принимает платежи от бытовых потребителей по новым реквизитам.

Об этом на брифинге сообщил директор новой компании-поставщика “Киевские энергетические услуги” Виктор Мельников.

“С 1 января поставщиком электрической энергии является компания “Киевские энергетические услуги” для более 1,2 млн. бытовых потребителей Киева”, – сказал он.

По его словам, в феврале все потребители начнут получать счета именно от этой компании, соответственно в платежке при оплате счета будут новые реквизиты.

“При оплате счета в отделениях банка или почты каждый должен проконтролировать правильное внесение реквизитов новой компании “Киевские энергетические услуги”, – пояснил он.

Мельников отметил, что кроме традиционных видов оплаты, также продолжает действовать способ оплаты через личный кабинет или платежные системы. “Личный кабинет на сайте нашей компании имеет все необходимые функции, чтобы передать показания использованных объемов электроэнергии”, – сказал он.

Директор компании сообщил, что логин и пароль, который потребители использовали на сайте прошлого поставщика остается таким же и для сайта новой компании.

“Для использования личного кабинета у нас на сайте логин и пароль остается такой же, не нужно снова проходить регистрацию”, – отметил Мельников.

По словам директора, компания выполняет функции только поставщика электроэнергии, транспортирует и распределяет электроэнергию – оператор системы распределения. “Основные функции нашей компании – поставка электроэнергии, прием показателей потребления и выставление счетов, проведение расчетов и сверок с потребителем”, – сказал он.

Новые платежки содержат ответы на наиболее распространенные вопросы и советы клиенту, как передавать показания и какие функции будет выполнять новая компания. На сайте “Киевские энергетические услуги” можно узнать стоимость электроэнергии, а через личный кабинет задать вопрос специалисту компании.

Мариуполь

В феврале мариупольцам придут новые счета от компании Донецкие энергетические услуги за потребленную в январе электроэнергию.

Об этом сообщил директор компании “ДЭУ” Александр Северин.

Как стало известно, визуально форма счета сохранена в привычном для потребителей виде.

“Из нового – появилось название поставщика. Также стоит обратить особое внимание на реквизиты. В новых платежных документах указаны реквизиты поставщика Донецкие энергетические услуги. Поэтому, оплачивая через банк или терминал нужно быть особенно внимательным. Если же это происходит через онлайн-банкинг, то необходимо изменить шаблоны и реквизиты”, – сообщил Северин.

Руководитель департамента по расчетам и платежам ДЭУ Елена Сенькина акцентировала, что в Личном кабинете на сайте dey.com.ua, а также в платежных онлайн-сервисах (iPay, Partmone) реквизиты компании изменятся автоматически.

В новых квитанциях клиенты впервые увидят структуру цены. Будет отображена информация о тарифе закупки электрической энергии, тарифе распределения и тарифе поставщика. В счетах указывается телефон контакт-центра, куда человек может обратиться с любыми заявлениями и претензиями.

Директор компании “Донецкие энергетические услуги” Александр Северин отметил, что задолженности, которые образовались у клиентов на первое января 2019 года необходимо оплачивать оператору системы распределения на те же реквизиты, которые были предоставлены до этого.

“Если же у клиента была переплата, то она будет учитываться. В новых квитанциях вся информация о переплатах будет указана”, – отметил он.

Запорожье

С января текущего года заплатить по старым реквизитам невозможно, так как получатель средств изменился в ООО “Запорижжяэлектропостачання”. Дабы не ошибиться с назначением платежа, горожан просят внимательно ознакомиться с новыми реквизитами.

Одесса

Согласно изменениям в закон “Про рынок электрической энергии”, вступившим в силу с 1 января, разделены функции поставщиков электроэнергии и компаний, осуществляющих ее распределение. Ранее обе функции выполняло АО “Одессаоблэнерго”. Теперь же оно будет лишь распределять электрическую энергию, а поставками оной будет заниматься новое юрлицо – “Одесская областная энергопоставляющая компания”.

Именно последняя будет фактически оказывать одесситам и жителям области услуги по поставке электричества, и именно на ее счета нужно будет осуществлять оплату. “Одессаоблэнерго” платежи ни от физических, ни от юридических лиц больше принимать не будет.

В принципе, особых сложностей возникнуть не должно: к примеру, показания счетчиков можно будет передавать по тем же телефонам, что и раньше (например, 048-752-90-90). Новые реквизиты для оплаты будут указываться в новых счетах за электроэнергию, которые также можно будет оплатить в любом банке или в режиме онлайн.

С некоторыми сложностями столкнутся те, у кого имелась задолженность за электричество, либо те, кто, напротив, заплатил за электроэнергию авансом. Гасить долги за электричество, потребленное в 2018 году, надо будет все еще на счета “Одессаоблэнерго” (по старым реквизитам). Если же по ошибке оплатить по новым, то получится, что на счетах “Одесской областной энергопоставляющей компании” образуется переплата (аванс), но старый долг перед “Одессоблэнерго” останется. В теории это даже может привести к тому, что электроэнергию придут отключать за неуплату, хотя в “Облэнерго” обещают таких ситуаций избегать.

Еще более сложная ситуация с теми, кто платит за электричество авансом. Деньги, уплаченные вперед, остались на счетах “Одессаоблэнерго” и на счета в новой компании автоматически не перечисляются. Чтобы перевести их с одного счета на другой, придется приехать в РЭС, который обслуживает данного потребителя, и написать заявление о переводе средств. При этом перечисление произойдет не сразу: по состоянию на начало февраля даже те, кто написал соответствующие заявления, денег на своих новых счетах пока не увидели. В “Одессаоблэнерго” точные сроки осуществления транзакций пока не называют, однако в неофициальном порядке говорят, что дело может затянуться на месяцы. Поэтому стоит следить за состоянием счетов и не допускать накопления долга во избежание отключения. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version