Правительство Германии, скорее всего, поддержит недавнее предложение о поэтапном отказе от угольных электростанций для производства электричества в стране. Такое решение будет иметь серьезные последствия не только для энергетической отрасли Германии, но и для рынков угля, природного газа и электричества всей Европы в целом, отмечает старший аналитик Global Gas Analytics (GGA) Катриона Скотт, передает «Энергореформа» со ссылкой на обзор Interfax Energy.
Спрос на газ в энергетическом секторе, вероятно, вырастет, что скажется на потребностях страны в импорте этого сырья по мере ввода в эксплуатацию новых проектов в сфере трубопроводного газа и сжиженного природного газа (СПГ). Тем не менее, проблемы, связанные с использованием газа для генерирования электроэнергии, никуда не делись, и ожидаемое увеличение совокупного потребления может не состояться без более последовательной государственной поддержки отрасли.
Спрос на газ в энергетике
В конце января созданная правительством Германии комиссия предложила поэтапный отказ от генерирования электроэнергии из угля к 2038 году. Власти страны просигнализировали свое намерение поддержать это предложение, отметив, что спрос на газ может возрасти в результате сокращение потребления угля.
Окончательное решение еще не принято, и скорость и масштаб поэтапного отказа от угля на данный момент трудно предсказать. Однако уже сейчас можно сделать вывод, что спрос на уголь в Германии в будущем будет только снижаться.
На уголь приходится около 22% потребления энергоносителей в Германии, а на газ – 24%. Тем не менее, уголь играет более важную роль в генерировании электроэнергии, составляя 36,6% выработки по сравнению с 12% для газа. Учитывая, что Берлин решил полностью отказаться от ядерной энергетики, дающей стране 11% электроэнергии, к 2022 году, а также принимая во внимание ожидаемое снижение роли угля к 2038 году, образующуюся нехватку мощностей нужно будет компенсировать альтернативными источниками. Ожидается, что больше всех от этого выиграет газовая отрасль.
Спрос на газ в Германии составил около 88 млрд. куб. м в прошлом году, снизившись на 4,8% по сравнению с 2017 годом. На энергетический сектор в последние годы приходилось около 21-24% общего потребления газа, а 29-31% приходилось на жилой сектор.
В последнее время колебания спроса на газ объяснялись главным образом погодными условиями и ценами по сравнению с другими энергоносителями. Однако в условиях необходимости найти альтернативу ядерной энергии и углю, Германии придется увеличить выработку электроэнергии на газе, что поддержит общий спрос на это сырье в стране.
Тем не менее, рост может оказаться ограниченным. GGA прогнозирует, что потребление газа в Германии будет расти в среднем на 1% в год до 2021 года. Совокупный объем германских мощностей по производству электроэнергии из газа оценивается в 30 ГВт, и даже если в указанный период не будет построено ни одной новой газовой электростанции, потенциал к росту потребления в стране все равно есть за счет более активного использования существующих мощностей.
Так, в 2018 году производство электроэнергии из газа в Германии снизилось примерно на 10% по сравнению с 2017 годом, поскольку высокие цены ухудшили конкурентоспособность газа. Между тем, по оценкам GGA, цена газа на площадке NBP снизится в среднем до 51 пенса за терму в этом году по сравнению со 59,2 пенса в прошлом. В свою очередь, более низкие цены на газ в Европе помогут поспособствовать увеличению выработки электроэнергии из этого энергоносителя в 2019 году.
Вместе с тем Германия по-прежнему привержена своей амбициозной цели по получению 65% электроэнергии из возобновляемых источников энергии к 2030 году. В частности, в прошлом году наблюдалось значительное увеличение числа солнечных электростанций. Ожидается, что возобновляемые источники электроэнергии будут все более активно использоваться, что в конечном счете ограничит потенциал роста газогенерирующего сектора.
Потребность в увеличении импорта
Тем не менее, даже умеренный подъем спроса на газ приведет к повышению импорта этого энергоносителя в Германию. Страна сильно зависит от поставок из-за рубежа, поскольку внутренняя добыча, которая в прошлом году составила менее 6 млрд. куб. м, удовлетворяла лишь около 7% спроса.
Россия поставляет в Германию большую часть газа, остальная часть примерно поровну распределена между Нидерландами и Норвегией, и менее 5% поступает из других источников. При этом голландские поставки сокращаются в связи с поэтапным прекращением добычи на крупнейшем в стране месторождении Гронинген.
В настоящее время у Германии вообще нет мощностей по импорту СПГ, однако в стадии реализации находятся три проекта с участием плавучих СПГ-терминалов (FSRU, ПРГУ). В частности, проект в Вильгельмсхафене на северо-западе Германии должен заработать в 2022 году, а его пропускная мощность составит 10 млрд. куб. м в год. Два других проекта имеют совокупную пропускную способность примерно на аналогичном уровне.
Реальные сроки сдачи этих трех проектов могут измениться, однако необходимость увеличить закупки газа означает, что Германия может начать импортировать СПГ в течение ближайших нескольких лет, а в течение 5-10 лет может существенно нарастить свои импортные мощности, поддержав совокупный спрос на газ в Европе.
Тем не менее, поставки газа из России, вероятно, останутся ключевым источником этого топлива для Германии в долгосрочной перспективе, даже с учетом неопределенности в отношении транзита через Украину с начала следующего года. Кроме того, возможности Норвегии по обеспечению топливом Германии и других крупных европейских стран-импортеров газа будут снижаться в ближайшие пять лет.
Как следствие, у России будет возможность увеличить поставки трубопроводного газа и СПГ в средне- и долгосрочной перспективе как по доле рынка, так и в абсолютном выражении. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)