“Укрзализныця”, крупнейший потребитель топлива в стране, столкнулась с его дефицитом. Причина простая: трейдеры не желают сотрудничать с компанией. Почему так произошло, и повезут завтра поезда грузы и пассажиров?
В конце февраля появилась информация о критически низкие запасы горючего в “Укрзализныци”. Причина – компания почти два месяца не может провести тендер и купить необходимые объемы дизельного топлива.
Ситуация выглядит странной, ведь УЗ – крупнейший потребитель топлива в Украине, и поставщики должны бороться за такого клиента. Однако трейдеры не подают документы на тендеры, объясняя это тем, что их не устраивает предложенная цена.
В самой компании утверждают, что ситуация контролируется, а “топливные кризисы” придумывают недобросовестные поставщики, шантажируя УЗ. Почему трейдеры не хотят участвовать в торгах и не приведет ли это к остановке поездов?
Стоп, машина
27 февраля в СМИ попала телеграмма за подписью члена правления “Укрзализныци” Иренеуша Василевского. “В связи с временным прекращением централизованного снабжения дизельного топлива на региональные филиалы обязываю срочно принять меры по экономии расхода топлива”, – говорится в телеграмме.
Подразделениям поручено сократить парк тепловозов, задействованных в маневровой работе, и оптимизировать пропуск грузовых поездов электрифицированного участка.
Также было приостановлено выделение дизельного топлива для выполнения работ по модернизации и ремонту путей, других задач, связанных с обслуживанием инфраструктуры, за исключением аварийных ситуаций. Локомотивным и мотовагонним депо поручили слить дизельное топливо с тепловозов, отставленных в резерв.
Между региональные подразделения сообщили о критически низкие запасы горючего. На “Южной”, “Юго-Западной” и “Одесской” железных полного оставалось в день. “Приднепровская” сообщила о запас на три дня, “Львовская” – на два дня.
Реагируя на обнародованные факты, в “Укрзализныце” сообщили, что ситуация контролируется, а “топливные кризисы” вроде придумывают недобросовестные поставщики. “В ближайшие дни УЗ получит очередные партии горючего общим объемом 10 тыс. т”, – заявил руководитель “Центра обеспечения производства” Евгений Никитин.
Кроме того, контракты с поставщиками предусматривают поставку еще 30 тыс. т горючего, что, по словам Никитина, покрывает потребность компании в полтора-два месяца. “Об остановке” Укрзализныци “речь не идет. Попытка” разогнать “информацию о” топливный кризис “может быть воспринята нами как давление и шантаж”, – подчеркнул он.
Тендерные короли
Впрочем, трудности с закупками в компании таки есть. Последний тендер, объявленный 22 декабря 2018, не состоялся. Причина – отсутствие интереса у поставщиков. В результате для обеспечения работы УЗ на первый квартал 2019 компания пролонгировала старые договоры на 53 тыс. т, то есть докупила этот объем без тендера.
“Декабрьский тендер” был разделен на семь лотов, в общем планировалось закупить 100 тыс. т горючего. Сейчас активные четыре из них на 60 тыс. т, каждый – по 15 тыс. т.
Конечный срок подачи заявок переносился семь раз, сначала он был определен на 22 января, затем – на 29 ноября, 5 февраля, 13 февраля, 21 февраля, 1 марта и теперь – на 11 марта. Состоится торги – вопрос открытый.
Железная дорога – крупнейший потребитель топлива в Украине. Она нуждается в более 300 тыс. т “дизеля” в год. Казалось бы, такой клиент – на вес золота. Только за 2018 на приобретение горюче-смазочных материалов “Укрзализныця” потратила 10100000000 грн., общий объем закупок составил 27900000000 грн.
Однако сведения по тендерам компании за 2018 свидетельствуют, что многомиллионные лоты не слишком интересуют лидеров рынка горючего. Среди фаворитов УЗ, по даннымпроекта “Железная дорога без коррупции”, были не самые известные поставщики.
Так, с 10100000000 грн. около 3800000000 грн. получили компании “Август пром”, “ФИДЕ” и “Торум”. Эти фирмы аффилированы с компанией “Трейд коммодити”, которую связывают с окружением народного депутата от БПП, “адвоката Харькова” Александра Грановского. Сам депутат опровергал свою причастность к этой фирме.
Еще 2740000000 грн. получила компания “Анвитрейд”, которая входит в группу Wexler бизнесмена Петра Бэлза. Обе фирмы связывали с группой предпринимателя Нисана Моисеева и с Виктором Медведчуком. Белз заявлял, что имеет дружеские и деловые отношения с Моисеевым, потому покупает у него топливо, а связь с Медведчуком назвал выдумкой.
Компании из группы “Приват”, ОККО, WOG или Socar похвастаться такими результатами не могут. Прежде всего потому, что в последнее время неохотно подаются на тендеры “Укрзализныци”. По 2018 ОККО поставила железной дороги всего 10 тыс. т горючего, WOG – ноль. “Последняя партия была в 2017 году”, – заявили в пресс-службе WOG.
Формула дала сбой
На последний формульный тендер, объявленный на 22 декабря, Socar, WOG и ОККО тоже решили не подаваться. Отказался от участия и один из фаворитов 2018 – компания “Анвитрейд”. Какая мотивация? “Мы сомневаемся в экономической целесообразности участия в аукционе на предложенных” Укрзализныцей “условиях”, – заявили в Socar.
“Мы не подавали свои предложения, в торгах не участвовали. Накладные условия поставки, не видим экономической целесообразности”, – прокомментировали в WOG.
Аналогичный ответ ЭП получила от пресс-службы “Анвитрейду”: “Наша компания не принимала участия в последних тендерах УЗ. Торги нас не заинтересовали, поскольку в УЗ ожидали более низкую цену, чем ту, по которой мы готовы были поставлять горючее”.
Трейдеры имеют и другие замечания к работе крупнейшего потребителя топлива.
“Мы высоко оцениваем риски, связанные с отсутствием надежного механизма выполнения тендерных соглашений. Речь идет об отсутствии четкого графика поставок и задержки с оплатой. Трейдер испытывает финансовые и репутационные убытки. Надеемся, УЗ сделает серьезные шаги для изменения данной ситуации”, – отметили в Socar.
“Среди вещей, которые можно усовершенствовать, – график поставок, дало бы возможность планировать отгрузки”, – заявили в пресс-службе ОККО. “Укрзализныци” надо оптимизировать процесс закупок и улучшить финансовую дисциплину. В идеале она должна перейти на предоплату”, – отметили в компании” Анвитрейд “.
Такую позицию трейдеров “Укрзализныця” называет давлением и шантажом.
Этого можно было бы избежать, если бы компания сформировала достаточный запас горючего.
“Запас – это сигнал трейдерам: у нас все хорошо, поэтому” загибать “цены не надо.
Теперь же все понимают: в компании постоянно “подгорает”, значит, будут брать топливо по любой цене “, – считаетруководитель консалтинговой группы” А-95 “Сергей Куюн.
В “Укрзализныце” отмечают, что накопление большого запаса горючего не проводится в связи с экономией средств.
Или не заплатит компания за эту “экономию” двойную цену, станет известно в ближайший понедельник. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)