То, что происходит сейчас в топ-менеджменте “Нафтогаза Украины”, выглядит как попытка “подвинуть” главную “звезду” компании, Андрея Коболева. Он уже начал проявлять политические амбиции, ввязавшись в открытое противостояние с главой Кабмина. Антитезой Коболеву становится Юрий Витренко.
Кто у кого газ украл?
Исполнительный директор НАК Юрий Витренко подозревает наличие коррупционных схем в некоторых случаях продажи газа из газовых хранилищ в IV квартале 2018 г. Об этом стало известно общественности из опубликованных СМИ служебных записок топ-менеджера, адресованных службе комплаенса и наблюдательному совету “Нафтогаза”. По мнению Витренко, суть коррупционной схемы – в том, что назначенный недавно руководителем газового направления НАК Андрей Фаворов может быть причастен (не без выгоды для себя) к продаже “нафтогазовского” газа из подземных хранилищ по заниженным ценам компании “ЭРУ Трейдинг”, которой сам же Фаворов ранее и руководил. Как считает Витренко, она могла заработать на этих операциях $2,2 млн. И хотя в службе комплаенса “Натогаза” ответили, что конфликт интересов Фаворова был урегулирован еще 11 февраля 2019 г., Витренко на этом не остановился. По его словам, продавать газ по заниженным ценам тем, кто будет держать его в ПХГ, не имело экономического смысла.
В свою очередь, “ЭРУ Трейдинг” заявила, что считает рыночной цену природного газа при его покупке у НАК в IV квартале 2018 г, добавив, что “Нафтогаз” тогда продавал голубое топливо девяти украинским компаниям. С этим утверждением согласился и председатель правления “Нафтогаза” Андрей Коболев.
Предыстория конфликта
13 ноября 2018 г. Юрий Витренко был переведен с должности главного исполнительного директора НАК “Нафтогаз Украины” на должность простого исполнительного директора. По сообщению пресс-службы НАКа, Витренко на должности исполнительного директора должен был сосредоточиться на арбитражном процессе с российским “Газпромом”. Его задачи – обеспечить принудительное исполнение решения по транзитному делу и вести переговоры о заключении нового транзитного контракта.
Еще одной сферой ответственности Юрия Витренко стала координация проекта по решению проблемы устойчивого развития нефтедобывающей компании “Укрнафта” и подразделения маркетинговых исследований и анализа “Нафтогаза”.
Однако это было если не “почетная ссылка”, то очень близко к тому. Поскольку менеджера фактически отстранили от управления основными газовыми потоками. В том числе на новой должности Юрий Витренко перестал заниматься импортом газа из Европы и стратегией развития компании.
Напомним, что до того Витренко занимал должности главного советника председателя правления НАК “Нафтогаз Украины”, директора по развитию бизнеса “Нафтогаза”, главного коммерческого директора группы “Нафтогаз Украины”.
Впрочем, главный герой воспринял перемены в своей судьбе на первый взгляд спокойно: на своей странице в Facebook выразил благодарность за совместную работу своей команде, которая занимается импортом газа, а также команде, которая занимается стратегией “Нафтогаза”, советникам и партнерам.
Уже 27 ноября 2018 г. стало известно, что руководителем интегрированного газового бизнеса НАК “Нафтогаз Украины” будет назначен Андрей Фаворов. До недавнего времени он был директором и управляющим партнером компании “Энергетические ресурсы Украины” (ЭРУ). Во избежание конфликта интересов при переходе в НАК Фаворов продал свою долю в компании ЭРУ остальным партнерам и сложил с себя полномочия по управлению предприятием.
Прежде, с сентября 2010 г. до июля 2014-го, Фаворов занимал должность коммерческого директора энергохолдинга ДТЭК (Киев), с мая 2009 г. по июль 2010-го – директора по развитию бизнеса в компании ContourGlobal (Киев), до этого он также работал на руководящих позициях в AES Corporation.
Теперь в “Нафтогазе” Андрей Фаворов начал курировать вопросы добычи газа, оптовой торговли и розничной продажи газа. То есть, по сути, выполнять те функции, которые прежде были возложены на Юрия Витренко. Несложно предположить, что отлученный от рычагов газового влияния менеджер затаил обиду, пусть поначалу этого и не показал.
Известно, например, что Юрий Витренко считает именно себя, а вовсе не Андрея Коболева, настоящим победителем “Газпрома” в эпической “Битве при Стокгольмском арбитраже”. Дошло до того, что один из ведущих бизнес-ресурсов Украины подготовил спецпроект под названием “#СТОКГОЛЬМ “Нафтогаз” против “Газпрома” Персональная история Юрия Витренко о большой победе Украины”.
Но если копнуть глубже в прошлое, то окажется, что Юрий Витренко с 2002 г. то приходил в “Нафтогаз”, то уходил, а потом снова возвращался. В 2002-м 26-летний Витренко сразу стал помощником заместителя председателя правления Александра Ковалко. Его друг 24-летний Андрей Коболев довольствовался меньшим – креслом главного специалиста департамента корпоративных финансов и ценовой политики.
Витренко в НАК занимался финансовыми вопросами: просчитывал цены на газ и реверсы, заключал контракты, брал кредиты. И далее, все последующие годы, Витренко на одну-две карьерные ступеньки опережал Коболева в иерархии НАК. В 2014 г. именно Юрию Витренко было поручено заниматься диверсификацией импорта газа – главным на тот момент вопросом для НАК. Однако возглавил эту структуру именно Коболев.
Юрий Витренко и его амбиции
Главное и, по сути, единственное объяснение происходящего: Юрий Витренко недоволен сегодняшним распределением ролей в топ-менеджменте НАК “Нафтогаз” и своей (урезанной) сферой полномочий. Вопрос в том, как далеко простираются амбиции исполнительного директора НАК.
По одной версии, задача Витренко – вернуть себе управление газовыми потоками в стране. В этом ключе его действия вполне логичны: он компрометирует Андрея Фаворова, обвинив его в коррупции, а также показывает Коболеву, что имеет в загашнике предостаточно информации, которую при желании можно истолковать как дискредитирующую, – любого из руководства НАК.
По другой версии – Юрий Витренко сам не прочь встать у руля НАК “Нафтогаз Украины”. То есть стать альтернативой Коболеву в ситуации конфликта между, с одной стороны, наблюдательным советом НАК и топ-менеджментом, с другой – правительством. Скорее всего, Витренко расценил ситуацию как сигнал, что пора “поднимать бунт на корабле”.
Напомним, что в начале марта правительство Украины приняло решение о проведении конкурса на должность главы “Нафтогаза”. Премьер-министр Владимир Гройсман на заседании Кабмина сообщил: “22 марта заканчивается контракт главы правления НАК “Нафтогаз Украины”… Мы сегодня принимаем решение о том, чтобы с 23 марта объявить публичный и открытый конкурс на должность главы правления “Нафтогаза”. Также обратимся к наблюдательному совету с точки зрения предложений об условиях нового контракта нового главы, который будет избран в соответствии с отрытыми процедурами”.
В ответ Андрей Коболев, руководящий “Нафтогазом” с 25 марта 2014 г., заявил, что правительство не имеет полномочий определять условия контрактов с правлением “Нафтогаза”, это юрисдикция наблюдательного совета НАК.
Сам Юрий Витренко, впрочем, категорически отрицает планы “подсидеть” Коболева. В переписке на своей странице в Facebook он говорит: “Я не критиковал Фаворова. Я не планирую возглавить “Нафтогаз”. И здесь лучше не мою логику анализировать, а логику людей, которые хотят освободить [от должности] Коболева, к которым я точно не отношусь”.
Однако наши эксперты считают, что такие заявления – не более чем “дымовая завеса”.
“Не знаю причин, которые побудили Витренко сделать заявление о коррупционных схемах в НАК. Но с такими же обвинениями можно смело выступить по отношению к любому государственному предприятию. Государство не допускает приватизацию своих предприятий, многим из них обеспечивает и гарантирует монопольное положение на рынке именно для того, чтобы у чиновников (государственных служащих) была возможность заниматься на этих предприятиях именно тем, о чем говорит Витренко, – сказал в комментарии для “ДС” директор Института свободной экономики Михаил Чернышев. – Но тут важно понимать, что целью Витренко (как и любого другого чиновника на его месте) является не ликвидация вскрытых им проблем, а желание этими проблемами руководить и иметь возможность направлять их в нужное ему или его партнерам русло. Или, наоборот, не потерять такую возможность, если сейчас она уже существует. Не хочу, чтобы мои слова восприняли, как критику именно Витренко. Как я уже сказал, конкретная фамилия тут ни при чем. Пока существует это госпредприятие и его монопольное положение, проблемы эти будут всегда. Будут меняться только фамилии, которые извлекают прибыль из существования этих проблем”.
Вполне может так статься, что у Юрия Витренко и не было четкого плана действий. Он просто создал себе “веер вариантов”: понимая, что такие междоусобицы поколеблют позиции Коболева еще больше, менеджер теперь смотрит, что именно у него получится. То ли возглавить сразу “Нафтогаз”, то ли одну из структур, которые появятся после анбандлинга, то ли просто вернуть контроль над газовыми потоками, отправив Фаворова туда, откуда тот вышел. (Денис Лавникевич, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)