Правительство, не имея на то юридических полномочий, решило не продлевать контракт с главой правления “Нафтогаза” Андреем Коболевым. Параллельно в отношении НАК была совершена информационная атака, в которой задействован соратник Коболева – Юрий Витренко. К чему все это приведет?
Что произошло?
На заседании правительства 6 марта премьер Владимир Гройсман неожиданно заявил, что не намерен продлевать трудовой контракт с главой правления НАК “Нафтогаз Украины” Андреем Коболевым.
В тот же день Кабмин объявил открытый конкурс на должность председателя правления НАК “Нафтогаз Украины”. Он должен начаться 23 марта и продлиться месяц. Следовательно, его результаты будут известны лишь после первого тура выборов президента страны, который пройдет 31 марта.
Почему это заявление было неожиданным? Потому что, во-первых, согласно законодательству, Кабмин не имеет полномочий продлевать или не продлевать контракт с руководителем “Нафтогаза”.
Во-вторых, 1 марта наблюдательный совет “Нафтогаза”, который такие полномочия имеет, проголосовал за продление контракта с Андреем Коболевым. Правда, с оговоркой, что это решение еще нужно обсудить с премьером.
Почему Кабмин не имеет права уволить Коболева?
Это прописано в законодательстве. В частности, в пунктах 8 и 9, второй части статьи 52 закона “Об акционерных обществах”.
Статья 59
…
К исключительной компетенции набсовета относится
…
8) избрание и прекращение полномочий председателя и членов исполнительного органа (правления – БЦ)
9) утверждение условий контрактов, заключаемых с членами исполнительного органа, установление размера их вознаграждения
Это же указано в третьей части статьи 11 закона “Об управлении объектами госсобственности”.
Статья 11
…
Субъекты управления объектами государственной собственности осуществляют управление корпоративными правами государства […] путем назначения представителей государства для участия в общем собрании обществ и путем назначения (избрания) представителей государства и независимых членов наблюдательных советов.
Это же указано в пункте 7 статьи 69 Устава “Нафтогаза”.
Статья 69. К исключительной компетенции набсовета относится:
…
7) утверждение условий контрактов, заключаемых с председателем и членами правления, установление размера их вознаграждения, избрание лица, уполномоченного подписывать такие контракты.
Чем руководствовался Гройсман?
Кабмин, возглавляемый Гройсманом, является акционером “Нафтогаза”. Видимо, премьер-министр считает, что понятийно имеет право снимать и назначать руководителя компании, акционером которой является возглавляемы им орган.
В частном секторе может возникнуть подобная ситуация. В таком случае, акционер должен был бы расформировать набсовет, который его не устраивает. Потом сформировать новый. А уже новый набсовет, назначенный согласно желанию акционера, не продлил бы контракт с неугодным акционеру главой правления.
Чем Коболев не устраивает Гройсмана публично?
Их конфликт длится уже давно. Публично члены правительства говорят о том, что недовольны “заоблачными зарплатами” правления “Нафтогаза”.
В предыдущем и новом контрактах, месячный оклад Коболева составляет 2,08 млн. грн. Плюс премия в размере до 100% месячного оклада. Итого, годовой доход главы правления НАК составляет около $2 млн. в год.
Кроме того, летом 2018 года члены правления “Нафтогаза” получили бонусы за победу над “Газпромом” в Стокгольмском арбитраже в размере $21 млн. Большая часть этих средств была выплачена главе правления Андрею Коболеву и его заместителю Юрию Витренко.
Сам Коболев заявил, что с января 2019 года будет отдавать весь свой доход в “Нафтогазе” на благотворительность, поэтому “вопрос зарплаты надуман”.
Коболев лукавит, потому что набсовет составляет контракт, исходя из запросов членов правления. По информации БЦ, в августе 2018 года Коболев обратился к набсовету с предложением увеличить вознаграждение членов правления НАК. Тогда набсовет эту просьбу отклонил.
Другими словами, глава правления может обратиться к набсовету с предложением снизить себе вознаграждение, прописанное в контракте.
Почему на самом деле Коболев не устраивает Грйосмана?
Причина банальна – контроль над оператором украинской газотранспортной системы (ГТС) – “Укртрансгаз” (УТГ). Об этом БЦ сообщал в материале “Крайняя битва за газовую трубу” еще в сентябре 2017 года.
Смысл этой многолетней борьбы в том, что Кабмин требует скорейшего разделения оператора ГТС – УТГ и продавца газа – “Нафтогаза”. Это предусмотрено европейскими правилами энергетических рынков – так называемым третьим энергопакетом.
Отделение УТГ от “Нафтогаза” означает, что прямым акционером оператора ГТС станет Министерство энергетики и угольной промышленности. Другими словами, Кабмин напрямую будет управлять этим активом.
“Нафтогаз” затягивает процесс. Сначала правление НАК утверждало, что с анбандлингом нужно подождать, пока идут разбирательства с “Газпромом” в Стокгольмском арбитраже. Теперь Коболев настаивает на том, что с анбандлингом нужно подождать до окончания контракта с “Газпромом” на прокачку газа в конце 2019 года.
В “Нафтогазе” считают, что если передать УТГ Минэнергоугля, в компании начнут воровать, как это было при Игоре Прокопиве, который впоследствии стал замминистра энергетики. Кабмин считает, что Коболев пытается выстроить монополию, не отпуская оператора ГТС, как того требует Европейское Сообщество.
Еще одна точка преткновения – перманентная война “Нафтоагаза” с “Региональной газовой компанией” (РГК) Дмитрия Фирташа, которая сконцентрировала около 70% распределения газа.
Коболев требует ликвидации спецобязательств для поставщиков газа, созданных операторами газораспределительных сетей. Тогда их заменит “Нафтогаз”, что позволило бы НАК контролировать всю систему реализации газа от добычи и импорта, до конечного потребителя.
Кабмин опасается расширения монополии “Нафтогаза”. Решения правительства чаще направлены на помощь операторам газораспределительных сетей, чем “Нафтогазу”.
Обо всем этом рассказал сам Коболев на своей пресс-конференции 6 марта.
Как Витренко “обвинил руководство “Нафтогаза” в коррупции”?
Исполнительный директор “Нафтогаза” написал служебную записку в набсовет НАК, в которой содержится подозрение в конфликте интересов Андрея Фаворова, руководителя направления Integrated Gas (добыча и реализация газа).
До прихода в “Нафтогаз” Фаворов был совладельцем трейдерской группы “Энергетические ресурсы Украины” (ЭРУ). В январе “Нафтогаз” начал продавать газ из хранилищ на открытом рынке. По словам Коболева – чтобы успеть продать газ по высокой цене на падающем рынке. Часть этих объемов купила ЭРУ.
Витренко считает, что цена была заниженной. Это принесло выгоду ЭРУ и убытки “Нафтогазу”. Трейдингом “Нафтогаза” в это время уже руководил Андрей Фаворов.
Такая позиция Витренко, очевидно, подрывает авторитет Андрея Коболева. Примечательно, что записки были обнародованы в СМИ 6 марта – в день, когда Кабмин объявил о новом конкурсе на руководителя “Нафтогаза”.
При этом сам Коболев, судя по его заявлениям на пресс-конференции 6 марта, конфликта интересов у Фаворова не видит.
Почему Витренко навредил Коболеву?
Витренко, скорее, играет против Фаворова. Во-первых, Фаворов пришел на место руководителя дивизиона Integrated Gas (формально еще не создан), который изначально планировал возглавить сам Витренко.
Во-вторых, Фаворов начал кадровые перестановки в подразделении “Нафтогаза”, которое отвечает за трейдинг – поменял менеджеров, назначенных Витренко.
В-третьих, как считают оппоненты Витренко в “Нафтогазе”, он занялся политикой и не исключает возможности возглавить “Нафтогаз” вместо Коболева.
Сам Витренко у себя в Facebook на вопрос БЦ ответил, что не планирует возглавить “Нафтогаз”.
Что дальше?
Гройсман “будет проводить конкурс” на нового главу правления. А Коболев будет игнорировать этот конкурс.
Известно, что Коболева поддерживают американские партнеры Украины. И отчасти – президент Петр Порошенко.
Теперь многое будет зависеть от позиции членов набсовета “Нафтогаза”. Если набсовет откажется проводить конкурс, такая патовая ситуация может продлиться до избрания нового президента страны.
Тогда утверждение главы правления “Нафтогаза”, или разбирательство с действующим руководителем, станет проблемой победителя президентских выборов. (Сергей Головнев, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)