Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: что изменилось в процедуре работы поставщиков с оптовым рынком электроэнергии

Работа на либерализованном розничном рынке э/э постепенно налаживается, насколько это возможно при нынешней организации системы учета э/э, сбора и обмена данными. О том, что изменилось в текущем году в процедуре работы поставщиков с оптовым рынком э/э, о данных почасовых цен на э/э и конкуренции на рынке поставки «Энергореформа» побеседовала с директором ООО “Энерджи 365” Юрием Подлесным.

– Ощутили ли Вы сложности при начале работы в новом, либерализованном, розничном рынке э/э?

– Вкратце отмечу, что сложности были, но они – организационного характера, и их постепенно устраняют.

Начнем с того, что Временный порядок определения объемов купли-продажи э/э на оптовом рынке э/э электропоставщиками и операторами систем распределения (ОСР) на переходной период до даты начала действия нового рынка э/э был опубликован 28 декабря 2018 года. Проект, разумеется, появился, раньше, но принятая редакция от проекта отличалась кардинально.

Это повлекло за собой некий хаос в сроках подачи информации в ОСР, процесс смены поставщиков замедлился.

Также до сих пор остается спорным вопрос срока смены поставщика не позднее, чем за 21 день до начала расчетного месяца и срока заведения лимитов на такого потребителя за 30 дней до начала поставки (у некоторых ОСР). Такая несогласованность значительно усложняет процесс “оформления” нового потребителя, процесс смены поставщика растягивается как минимум на два месяца.

Но мы надеемся, что со временем ОСР приведут свои договора в соответствие с действующим законодательством, и это несколько ускорит процесс перехода.

– ОСР не препятствуют в предоставлении доступа к сетям?

– Договора на распределение подписывают со всеми. Ведь одним из принципов функционирования нового рынка э/э является недискриминационность.

Иное дело, что у ОСР есть неформальные методы влияния на потребителей, они могут проводить с ним беседы, настоятельно рекомендовать не менять поставщика. Но рано или поздно эти методы все равно перестанут действовать.

К тому же у всех ОСР на вэб-сайтах по-разному размещена информация о поставщиках, не всегда потребитель может ее там быстро отыскать. Поставщик сам должен проводить активную кампанию по наработке собственного портфеля клиентов, информировать о своей активности.

– Накануне нового года многие энергопоставщики жаловались, что не могут “взять” новых потребителей…

– Опять же это связано с организационными вопросами. В конце 2018 года у всех был вопрос – как работать дальше, ведь договоров с “Энергорынком” не было, как оформить заявку на январь, какие отношения, формы оплаты. Соглашение подписывали сразу все (а это несколько сотен контрагентов) за пару дней до начала года.

– Как поменялась система оплаты э/э, покупаемой в оптовом рынке?

– Раньше платеж в “Энергорынок” необходимо было совершить до второго банковского дня расчетного месяца в размере одной трети, а потом каждые 5 дней – по одной шестой. Сейчас же следует вносить ежедневную предоплату и начинать нужно за 5 дней до начала поставки. То есть ко второму числу расчетного месяца где-то около трети потребления оплачивается, примерно то же самое, что и раньше.

Но правила несколько ужесточились. В личных кабинетах, созданных на платформе “Энергорынка” для каждого поставщика, фиксируются все транзакции, и если внесенных на счет средств недостаточно, то на следующий день поставщику приходит уведомление с просьбой доплатить. И при отсутствии оплаты до 17.00 ему просто прекращается отпуск э/э из рынка, а все его потребители переходят к поставщику “последней надежды” (это не касается универсальной услуги).

– Но пока таких прецедентов не было?

– Нет! На одном из собраний Совета ОРЭ кто-то задался риторическим вопросом, были ли случаи, когда кто-то из поставщиков нарушил график оплат. Правила жесткие, их невыгодно нарушать иначе тебе могут навсегда закрыть доступ к покупке э\э.

– А как насчет возможности появления поставщиков-мошенников, которые могут взять с потребителей предоплату по принципу финансовой пирамиды, а потом скрыться и не выполнить перед ними обязательства?

– Теоретически такое возможно, но пока подобных прецедентов не было, рынок функционирует по новой процедуре лишь второй месяц.

– В январе рынок, по сути, вообще работал “втемную”…

– Да, “Энергорынок” не мог рассчитать почасовые цены и не присылал их, как ранее. В конце января мы, конечно, их получили, но у большинства поставщиков показатели не совпадали с фактическими, и только по итогам подписанных актов между всеми участниками, показатели выровнялись.

Наладился и обмен данными с ОСР. Возможно, были сложности из-за изменения алгоритма оплаты потерь в распредсетях. Раньше покупка э/э осуществлялась с потерями, они вкладывались в цену продажи э/э. Сейчас потери “сидят” в тарифе ОСР, которые платят за них в ОРЭ.

Некоторые региональные отделения “Укрэнерго” поначалу вообще не передавали данные, но сейчас уже все в порядке.

Таким образом, в январе все платили по прогнозной оптовой цене, то есть э/э оплачивалась не по реальному рыночному уровню, которого никто не знал, а по ориентировочному, основанному на прогнозной оптово-рыночной цене, утвержденной регулятором.

С февраля все уже начинает систематизироваться, и мы получаем данные более оперативно.

– То есть вам уже оперативно приходят почасовые цены э/э?

– Да, “Энергорынок” присылает их с задержкой в 2-3 дня.

– Вы анализировали, как изменилась цена покупки э/э в ОРЭ?

– По итогам января мы не особо ощутили рост закупочной цены э/э, рост такой же, какой заложен в ОРЦ – 2%.

– Многие небытовые потребители, ранее оптимизировавшие расходы за счет дифтарифа, лишились такой возможности в текущем году. Какая у них может быть альтернатива?

– По сути ночная цена существует и сегодня, но только для потребителей, у которых установлена автоматизированная система коммерческого учета э/э – АСКУЭ (либо ЛУЗОД).

Мы же осуществляем закупку э\э каждый час, и цена соответственно меняется в зависимости от времени суток. Именно поэтому мы рекомендуем всем нашим потребителям устанавливать такие системы у себя на предприятиях. Реализация такой системы и ее эффективное функционирование даст возможность снизить оплату за потребляемую энергию за счет корректировки графика потребления и распределения нагрузок в ночное время.

– Прогнозируете ли рост установки ЛУЗОД/АСКУЭ в связи с отменой дифтарифов?

– Это неизбежно, так как является одним из требование нового законодательства (Кодекса коммерческого учета и др).

После открытия нового оптового рынка все будут покупать по часам, и мы уже сейчас информируем наших потребителей об этом. Таким образом, им придется прогнозировать свои графики потребления и чем точнее они будут, тем выгодней у них будет цена.

– Сейчас в счетах выставляется отдельная плата за поставку и передачу, можно обе составляющие платить через поставщика, а можно каждому отдельно. Каковы предпочтения у ваших клиентов?

– Предпочтения разные. Мы всегда предоставляем потребителю возможность выбора. Наши потребители в основном платят самостоятельно, но есть и такие, которым удобнее осуществлять платеж через нас.

– С поставщиком “последней надежды” была некоторая неразбериха вначале года. Вначале к нему попало много потребителей, потом списки уточнились и значительно сократились…

– Да, нашим клиентам также пришлось понервничать, но мы оперативно решили все вопросы с ОСР, и они откорректировали списки. ППН судя по всему просто был не совсем готов к такому потоку информации, и все что произошло – это сугубо организационные вопросы, которые уже отрегулировались.

В конце концов, впервые такие серьезные изменения происходят в стране.

– Ощущаете ли высокую конкуренцию на рынке, в том числе недобросовестную?

– Конкуренция, конечно, есть. В каждой области зарегистрировано по 50, а то и больше поставщиков. что говорит об интересе к этому рынку. Насколько они добросовестные – мы узнаем через пару месяцев, так как появилось много новых поставщиков, в том числе из газовой сферы, которые только начинают осваивать данное направление.

Они начали достаточно быстро демпинговать, это видно и по тендерам, которые проходят, и в целом по общению с клиентами. Иногда предлагают столь низкую цену, что возникает вопрос компетентности таких компаний, поскольку работать “в минус” достаточно рискованно для любого бизнеса.

Мы всегда рекомендуем клиентам, даже, если они нас не выбирают, тщательно изучать договора, которые подписывают, ведь зачастую в низкой цене в итоге скрываются комиссии, о которых клиент узнает только после получения акта в конце месяца поставки.

– Каковы ваши планы по увеличению присутствия на рынке?

– Мы достаточно долго изучали и готовились к открытию ринка, чтобы оперативно реагировать на все изменения, которые происходят. Сегодня мы четко понимаем, что нужно потребителю, и какие услуги для него будут наиболее востребованные.

У нас утвержден план развития на 2019 год по масштабированию компании и наращиванию объемов продаж, который с начала года уже дал свои результаты. На сегодня наши потребители уже присутствуют в 16 регионах Украины, и процесс увеличения их количества продолжается. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version