Глава НАК “Нафтогаз Украины” Андрей Коболев предлагает отменить регулирование цен на газ для населения, мотивируя это тем, что рыночная стоимость топлива сегодня ниже, чем установленная Кабинетом министров. С 1 мая украинцев ожидает очередное повышение цен на газ, но либерализация газового рынка позволит этого избежать, считают в “Нафтогазе”. “Апостроф” выяснил, могут ли быть снижены цены на газ, и при чем здесь Международный валютный фонд (МВФ).
Глава НАК “Нафтогаз Украины” Андрей Коболев, под которым недавно зашаталось кресло, утверждает, что есть действенный способ не повышать цену на газ для населения с 1 мая 2019 года, как это определено постановлением Кабинета министров.
Как известно, Кабмин в октябре 2018 года принял постановление о поэтапном повышении цены на газ для населения. Первое повышение произошло с 1 ноября – на 23,5%, до 8550 грн. за 1 тыс. куб. м (с учетом НДС). Следующий этап подорожания топлива запланирован на 1 мая 2019 года – цена должна вырасти до 9852 грн. за 1 тыс. кубов.
Такое повышение цен согласовано с Международным валютным фондом (МВФ), который в конце прошлого года открыл программу финансирования для нашей страны на почти 4 млрд. долларов. Тогда же был выделен первый транш в размере 1,4 млрд. долларов. Следующий транш на 1,3 млрд. долларов ожидается по итогам пересмотра программы в середине мая, то есть уже после предполагаемого повышения. Очевидно, что, если цены на газ увеличены не будут, МВФ может и не выделить запланированный транш, как это уже было не раз в истории взаимоотношений нашей страны с фондом.
Без обязательств
Что же предлагает Андрей Коболев? Руководитель “Нафтогаза” считает целесообразным отменить с 1 апреля режим специальных обязательств, возложенных на НАК, цель которых – удержание цен на газ для населения на уровне ниже рыночных. Эти спецобязательства (так называемые ПСО) утверждены тем самым постановлением правительства от 19 октября 2018 года.
Но в чем же смысл отмены ПСО, если их ввели для сдерживания цен на газ? А в том, утверждает Коболев, что недавно “Нафтогаз” приобрел газ в Словакии с поставкой в апреле по цене 5981 гривна за 1 тыс. куб. м (в эквиваленте). “С учетом НДС и расходов на транспортировку и поставку этого газа, это соответствует розничной цене на уровне приблизительно 8380 грн. за 1 тыс. куб. м”, – говорится в письме Андрея Коболева на имя премьер-министра Владимира Гройсмана. То есть, получается, озвученная главой “Нафтогаза” цена – ниже той, что украинцы платят даже сегодня, не говоря уже о грядущем повышении с 1 мая (а с 1 января 2020 года, также по договоренности с МВФ, цена должна вырасти еще больше).
В завершение Андрей Коболев предлагает полностью либерализовать потребительский рынок газа с тем, чтобы “дать возможность украинским домохозяйствам свободно выбирать поставщика природного газа”, в результате чего, по его словам, “цена, которую им предложит конкурентный рынок, будет меньше текущей регулируемой цены”.
Владимир Гройсман в ответ (который прозвучал публично в эфире одного из телеканалов) отверг предложение Андрея Коболева, заявив, что правительство в ближайшее время не будет отменять режим спецобязательств для “Нафтогаза”. Премьер отметил, что в данном предложении может таиться ловушка – мол, отмени Кабмин сегодня ПСО, согласно которым предельной ценой газа для населения является 8500 грн. за 1 тыс. кубов, а завтра “Нафтогаз” взвинтит цену до 10 тыс. и выше. Вместо этого глава правительства предложил холдингу продавать газ дешевле, если у него, как оказывается, такая возможность появилась.
Но, похоже, озвученные Коболевым мысли запали в душу Гройсману – днем позже он заявил, что поручит НАК и Министерству финансов “начать рабочую дискуссию с Международным валютным фондом, чтобы урегулировать этот вопрос и не допустить повышения (цены) газа, основываясь на предложении “Нафтогаза Украины”.
Сезон низких цен
Эксперты, опрошенные “Апострофом”, отмечают, что сейчас, действительно, сложилась благоприятная ситуация на европейском рынке газа, где “Нафтогаз” покупает топливо, и цены снизились.
“Сейчас вполне понятно, почему цена на газ пошла вниз. Она в это время практически каждый год снижается – после того, как заканчивается отопительный сезон в Европе, образуется много лишнего газа, и его сбрасывают на рынок, и цена падает”, – сказал изданию президент Центра глобалистики “Стратегия XXI” Михаил Гончар. Однако добавляет специалист, осенью ситуация будет совершенно иной.
С этим согласен эксперт программы “Энергетика” аналитического центра “Украинский институт будущего” Андриан Прокип. “Сейчас начинается сезон низких цен и, соответственно, если полностью использовать эту схему, что цена для населения будет базироваться на уровне закупочной цены, то возникает вопрос, какой будет цена для населения в октябре-ноябре?”, – отметил он в разговоре с “Апострофом”.
По словам директора спецпроектов научно-технического центра “Психея” Геннадия Рябцева, глава “Нафтогаза” Коболев предлагает то, что выгодно его компании как субъекту хозяйствования, поскольку у нее в случае отмены ПСО и перехода к рынку не будет накапливаться дебиторская задолженность (стороны Кабмина) за выполнение специальных обязательств. “Понятно, что “Нафтогаз” заинтересован в том, чтобы режим спецобязательств закончился, и цены на газ определялись рынком”, – сказал эксперт изданию.
Все сложно
Но проблема в том, что в Украине полноценного рынка газа нет, как нет и рыночных цен на газ. “А тот импортный паритет, о котором все говорят, привязан к европейскому спотовому рынку. Спотовый рынок очень волатильный. Он подвержен спекулятивным колебаниям. Сегодня он ниже цен, которые установлены для населения, однако в любой другой момент, например, перед началом отопительного сезона, цены могут подскочить до 10, 12, 15 тыс. грн. за 1 тыс. куб. м. И что тогда делать тем потребителям, которые не в состоянии даже платить нынешние 8550? Поэтому решение этой проблемы не может быть таким простым, как предлагает Коболев. Он предлагает то, что выгодно компании, но не соответствует интересам государства, если оно считает себя социальным”, – говорит Рябцев.
Свободного рынка газа нет, потому что отсутствует полноценная конкуренция, добавляет Михаил Гончар. “Ее наличие никто особо не ощущает. Поэтому, если сейчас говорить – давайте отменим регулирование, и у нас автоматически появится конкурентный рынок, – нет не появится. Он будет псевдо-конкурентным”, – сказал эксперт.
А, раз нет конкуренции, то и ценам нет “смысла” снижаться.
Андриан Прокип, в свою очередь, отмечает, что едва ли можно говорить о снижении цен для населения, так как в конце лета начнется закачка газа в подземные хранилища, а это – дополнительные расходы, в частности, связанные с хранением топлива. Он также сомневается, что в нынешних условиях, то есть при режиме ПСО, “Нафтогаз” будет продавать газ дешевле.
По словам Геннадия Рябцева, сценарий, по которому цены на газ могут быть снижены, реализуем “при согласии всех участников”, однако глава НАК вряд ли согласится на такой вариант, если не будут учтены его пожелания, касающиеся отмены ПСО.
Что скажет МВФ?
Таким образом, на сегодня актуальным является вопрос даже не о том, чтобы снизить цены, а, хотя бы, удержаться от их повышения с 1 мая. А это, напомним, зависит от позиции МВФ.
Геннадий Рябцев достаточно пессимистично оценивает перспективы консультаций с фондом по поводу цены на газ, о которых заявлял премьер Гройсман. Кроме того, по словам эксперта, в меморандуме о сотрудничестве с МВФ есть и другие условия помимо повышения цен на газ. “Но переговоры возможны, и они постоянно проходят”, – отметил он.
Михаил Гончар также не особенно верит в успех переговоров. “МВФ будет стоять на своем, потому что был подписан меморандум, и, к сожалению, аргументы украинской стороны, такие как рыночная конъюнктура, влияния на МВФ иметь не будут”, – сказал специалист. При этом, по его словам, если за Украина “замолвят слово” США, являющиеся главным акционером МВФ, тогда некоторые уступки со стороны фонда возможны. “Но, честно говоря, я в этом глубоко сомневаюсь”, – добавил Гончар.
В свою очередь, Андриан Прокип не исключает, что украинской стороне все же удастся убедить фонд в возможности не повышать цену на газ для населения с 1 мая. “Было достаточно историй, когда правительство не выполняло полностью условия МВФ, и (Украина) получала транш. Не исключаю, что есть шансы, что они могут договориться. Они либо отложат этот транш, либо договорятся на условиях, приемлемых для Кабмина, потому что они (МВФ), возможно, не заинтересованы в смене власти и, соответственно, подходов к ценообразованию на рынке газа и реформе, на которой настаивает МВФ”, – резюмировал эксперт. .
Но не стоит забывать, что в ближайшее время в Украине состоятся президентские выборы – первый тур назначен на 31 марта, второй, который практически неизбежен, – 21 апреля. А это значит, что, возможно, с МВФ будут вести переговоры уже совсем другие люди, и их исход предсказать сегодня не решится никто. (Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)