Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Мир: чем чреват для Европы отказ от энергосотрудничества с Россией

Андрей Корнеев, руководитель Центра проблем энергетической безопасности Института США и Канады РАН специально для Центра энергетической экспертизы:

25 марта 2019 г. Палата представителей Конгресса США подавляющим большинством в 391 голос против всего лишь 24 своих членов одобрила очередной законопроект об европейской энергетической безопасности и диверсификации энергоснабжения (European Energy Security and Diversification Act), предусматривающий целенаправленное взаимодействие с государствами Центральной и Восточной Европы для снижения влияния на них России, которая, по мнению инициаторов законопроекта, якобы “последовательно использует природный газ для принуждения, запугивания и манипулирования другими странами”. Авторы данной законодательной инициативы – республиканец Адам Кинзингер и демократ Билл Китинг в своих широко распространенных публичных заявлениях не скрывают надежд на то, что ожидаемый рост внутреннего американского энергетического производства должен при этом использоваться для поддержки антироссийской политики союзников США в Европе и призывают на его основе создать альтернативу российскому топливному экспорту, который, по их мнению, “непосредственно угрожает как региональной, так и глобальной энергетической безопасности”. В случае вполне вероятного последующего одобрения законопроекта аналогично настроенным Сенатом, уже в ближайшее время он будет направлен для окончательного утверждения президенту Д. Трампу, по-прежнему испытывающему мощное давление смешанной многопартийной политической оппозиции, не прекращающей попыток его досрочной отставки.

Законопроект предусматривает обязать Государственный департамент США и другие профильные федеральные ведомства в кратчайшие сроки разработать план результативных практических действий, определить полный объем необходимых бюджетных затрат для последующего утверждения Конгрессом, а также требует от президента страны ежегодно отчитываться перед законодателями о ходе и результатах его выполнения. В законопроекте разрешается выделять по 250 млн. долларов в 2020 и 2021 годах для создания целевого федерального “Фонда противодействия влиянию России”. Кроме этого, в 2019 и 2020 году планируется направлять по 79,5 млн. долларов на аналогичные цели Агентству США по торговле и развитию. Документ предлагает содействовать повышению уровня энергетической безопасности союзников и партнеров США путем “поощрения развития доступных, транспарентных и конкурентоспособных энергетических рынков”, прямых инвестиций государственного и частного секторов в европейские проекты энергетической инфраструктуры с преобладающим американским участием, а также в результате увеличения объема экспорта энергетических ресурсов и технологий США в европейские страны.

Одним из ключевых каналов подачи американских инициатив планируется сделать Европейскую комиссию, которая является высшим органом исполнительной власти Европейского союза, ответственным за подготовку региональных инфраструктурных проектов. При этом учитывается недавний опыт использования в русле американской политики усиливающейся внешней энергетической экспансии и Европейского парламента, который недавно принял рекомендательную резолюцию о необходимости свернуть строительство газопровода “Северный поток – 2”, так как он якобы “не соответствует положениям энергетической политики Евросоюза и ее стратегическим интересам”. Многих европейских экспертов настораживает и специальное положение нового американского законопроекта, требующее от дипломатических представителей США содействовать международным переговорам относительно ускоренного развития в американских интересах трансграничной энергетической инфраструктуры, что может повлечь за собой попытки ее частичного выведения за рамки национальных суверенитетов отдельных европейских государств.

В число европейских энергетических инфраструктурных объектов, подпадающих под его действие, авторы законопроекта предлагают включить все технические средства транспортировки природного газа, такие как соединительные трубопроводы, хранилища, установки для импорта и переработки сжиженного природного газа, оборудование для повышения пропускной способности реверсивных газовых потоков; магистральные линии электропередач, объекты по промышленному аккумулированию электроэнергии, оборудование активно-адаптивных распределительных электрических сетей; технические объекты использования ветровой, солнечной, приливной и всех прочих форм возобновляемой энергии; электростанции, работающие на природном газе, угле и прочих видах минерального топлива, расположенные в странах Центральной и Восточной Европы и подлежащие восстановительной модернизации для повышения эффективности и надежности их работы.

Первоочередное внимание со стороны США планируется уделять энергетическим инвестиционным проектам с преобладающим американским участием, нацеленным на попытки жестко и необратимо связать между собой национальные энергетические системы двух или более стран Центральной и Восточной Европы под прикрытием интеграционных и диверсификационных программ Евросоюза, в отношении которых имеются очевидные привлекательные перспективы “иметь возможность использовать товары и услуги США в ходе их реализации”. Законопроект вполне откровенно требует, чтобы Государственный секретарь США оказывал постоянное дипломатическое и политическое воздействие на Европейскую комиссию и правительства отдельных стран, используя при этом все средства и возможности Государственного департамента для устранения ожидаемых препятствий на пути развития указанных проектов. При этом планируется активизировать переговорное давление на европейские страны с целью побудить их ввести дополнительные ограничения на импортные поставки российского топлива, создать закрытые региональные энергетические рынки и стимулировать строительство трансграничных трубопроводов и линий электропередач от портовых зон и терминалов, где предполагается организовать разгрузку и хранение американского сжиженного природного газа, стоимость которого пока оказывается значительно выше, чем в случае действующих российских трубопроводных поставок.

Для привлечения частного бизнеса, так же, как и в прошлогоднем варианте этого законопроекта, предусмотрена возможность целевых субсидий и федеральных налоговых льгот, правда, для американских инвесторов и в форме государственных кредитных и страховых гарантий на сумму до 1 млрд. долларов на период с 2020 по 2024 год. На внутренние расходы и найм дополнительного персонала Агентства США по торговле и развитию в те же годы планируется выделить еще 5 млн. долларов. В ожидаемых ежегодных президентских отчетах Конгрессу о противодействии “воздействию России” должны содержаться детальные описания объектов европейской энергетической инфраструктуры, которые будут определены в этих целях. Для каждого такого проекта от президента потребуется обоснование конкретной роли США на ранней и поздней стадиях их поддержки; указание сумм и форм кредитного финансирования и страхования, предоставляемых правительством Соединенных Штатов, а также данные о достигнутых результатах на дату составления отчета.

Вместе с тем в реальной действительности рассмотренные попытки США навязать свою сомнительную расширенную энергетическую юрисдикцию суверенным европейским государствам имеют мало шансов на успех и вряд ли станут действенным инструментом по ограничению надежных, бесперебойных и более выгодных по цене для потребителей поставок российского трубопроводного и сжиженного природного газа. При этом, по официальным прогнозам экспертов Еврокомиссии к 2023 году, экспорт СПГ из США в Европу в лучшем случае увеличится в 2,4 раза до примерно 8 млрд. куб. м, что составит всего лишь около 1,6% от общего ожидаемого его ежегодного потребления в ЕС, не менее трети которого сейчас обеспечивает Россия. В этот объем входит и растущий дефицит за счет постепенного снижения собственной европейской газодобычи, уверенно перекрываемый поставками российских компаний Газпром и НОВАТЭК. На очереди – ввод в строй дополнительных мощностей по производству и экспорту российского СПГ, отдельные партии которого в последнее время через посредников регулярно закупались на восточном побережье США. Не планируют в Европе и отказ от “Северного потока – 2” с ожидаемым запуском в 2019 году и стоимостью 9,5 млрд. евро. С объективной точки зрения ситуация такова, что отказ от энергетического сотрудничества с Россией чреват для европейцев такими убытками, которые не смогут восполнить любые возможные и предлагаемые на данном этапе компенсации со стороны США. (Центр энергетической экспертизы/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version