После многих громких заявлений Андрея Коболева по поводу того, что “Укрнафта” перестанет быть вотчиной Игоря Коломойского, компания успешно осталась в руках собственника “1+1”. И ключевую роль в сохранении этого статус-кво сыграл Коболев.
Сегодня акционеры ПАО “Укрнафта” досрочно, с 30 апреля 2019 г., прекратили полномочия главы правления Марка Роллинса и избрали временно исполняющим его обязанности Олега Геза, которого относят к сфере влияния Игоря Коломойского. Напомним, что 50%+1 акция крупнейшей нефтедобывающей компании Украины принадлежит “Нафтогазу”, а свыше 42% акций контролирует “Приват”.
По данным enkorr, Гез, работающий в “Укрнафте” с 2016 г., является креатурой представлявшего группу “Приват” Феликса Лунева, который курирует коммерческий блок компании. Ранее Гез работал непосредственно под руководством Лунева в группе российских компаний ТНК и ТНК-ВР в Украине.
Геза якобы уполномочили вести переговоры с “Нафтогазом” о разделе “Укрнафты” и решении проблемных вопросов, таких как погашение долгов НАКа за природный газ.
Параллельно с этим, по данным СМИ, на сегодняшнем собрании акционеров решили оплатить “Укрнафте” 4,06 млрд. куб. м газа. Из них 2 млрд. куб. м газа купят в счет будущих поставок. Еще 2,06 млрд. куб. м – это газ, добытый в 2006 г., который “Нафтогаз” использовал для нужд населения, но не оплатил. Теперь же этот ресурс “Нафтогаз” купит уже по современным расценкам, которые в разы выше, – $290-300 за тыс. куб. м.
Часть из полученных “Укрнафтой” средств будет использована на погашение налоговых долгов компании (которые, по данным компании, составляют 10,6 млрд. грн., а по оценкам аналитиков – намного больше). Они возникли потому, что в 2014 г. “Укрнафта” перестала платить в бюджет ренту на добычу нефти и газа и ряд других налогов. Это стало поводом для многолетних судебных разбирательств. И вот деньги “нашлись”.
Все бы хорошо, но источником погашения налоговых долгов “Укрнафты” должны были стать не средства, выплаченные “Нафтогазом” за 4,06 млрд. куб. м, а оплата по счетам от других компаний, которые стали должниками крупнейшей нефтедобывающей компании (дебиторская задолженность). Произошло это в 2014-2015 гг., когда топ-менеджмент “Укрнафты” был подконтролен группе “Приват”. Именно тогда из компании якобы вывели на счета фирм-“прокладок” миллиарды грн.ь предоплаты за нефтепродукты, которые так и не были поставлены.
Примечательно, что долгое время глава правления “Нафтогаза” Андрей Коболев пытался вернуть эти деньги и отправить их на нужные цели. Так, в мае 2016 г. он настаивал на “возврате дебиторской задолженности структурами, которые работают с “Укрнафтой”, кому бы они ни принадлежали”. А через полтора года в интервью Liga открыто заявлял, что “к господину Коломойскому есть претензии относительно действий предыдущего менеджмента, на который он имел влияние”.
Но все круто изменилось в последние месяцы. И, возможно, поэтому, вчера (27 марта), перед собранием акционеров НАК, Кабинет министров обязал правление “Нафтогаза” предварительно согласовывать с правительством решения относительно крупных сделок в дочерних компаниях (до утверждения финплана).
Почему же “Укрнафта” снова уходит под влияние Коломойского? Коболев, как мы помним, со скрипом остался главой правления “Нафтогаза”. У него напряженные отношения с правительством (ему не хотели продлевать
контракт из-за высоких премий и невыполнения некоторых обязательств, хотя в результате оставили на год с определенными условиями). Но у Коболева есть союзники – посол США, несколько ЛОМов, ориентирующихся на посольство и ряд более чем влиятельных представителей “Народного фронта”. И вот теперь с уверенностью можно говорить о том, что на какое-то время его союзником станет Игорь Коломойский. И это все происходит на фоне истерического крика о том, что отставка Коболева может разрушить все наши усилия по Стокгольму.
По большому счету Коболев подстраховался со всех сторон и на все возможные варианты результатов президентских выборов. Правда, его новый контракт предусматривает возможность отставки, если он не будет выполнять поставленные KPI. Но, как показывает практика, для его отставки нужна просто политическая воля. И все усилия Коболева тратятся в первую очередь на то, чтобы эту самую волю уменьшить. И последнее. Сегодня правление “Укрнафты” (читай – Коболев и его благодетели плюс Коломойский) де-факто проигнорировали решение Кабмина о том, что все крупные сделки должны согласовываться с правительством. По большому счету мы сейчас стоим перед таким себе водоразделом: если Коболеву это сойдет с рук, он становится таким себе государством в государстве, ставя себя выше правительства, парламента и во многом даже выше президента. (Алекса Швец, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)