Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: кого НАК “Нафтогаз Украины” хочет обмануть снижением цен для населения

Есть в преферансе понятие “розыгрыша”. Каждый участник “стола” должен выложить по одной карте. Первая карта ходящего, которая задает масть. И уже все остальные игроки обязаны либо ходить картами масти хода, а ежели таковых не имеется, то козырем. Условную “взятку” возьмет тот, кто выложит старшую карту “в масть” либо среди козырей.

Сегодня “в масть реформ” попытался пойти Андрей Коболев, предложив избавить население от газовой опеки государства.

В истории реформирования “Нафтогаза” есть несколько реперных точек, прохождение которых может кардинально изменить рельеф национального газового рынка и системы добычи украинского газа. Не говоря уже о возможности утраты корреляции между ресурсным и транзитным потенциалом страны и кошельками простых украинцев, когда содержание домашних “портмоне” будет не то чтобы наполняться по мере реализации указанного выше потенциала, а, напротив, оскудевать.

Первая реперная точка – это снятие любых ограничителей с цены на газ для населения и предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ). Покамест таким ограничителем выступает Кабмин, но в случае открытия “шлюзов” все отрегулирует костлявая рука Адама Смита, то есть пресловутая рука рынка. А она действует, как флюгер во время торнадо. Может показать правильное направление, а может и оторваться, прибив пару “зевак”. В любом случае обязательство по привязке цены на газ к импортному паритету заложено в меморандуме с МВФ. Это вовсе не значит, что правительство не сможет инициировать пересмотр данной нормы, но для этого просто необходима совершенно иная политика управления затратами в “Нафтогазе” (Direct Costs), то есть методологически и, главное, идеологически, новый подход к учету затрат в госкомпании и его дочерних структурах. Еще в 1936 г. американский экономист Д. Харрис ввел разделение затрат на постоянные и переменные. Сегодня так работает весь мир, вот только попытки “Укргаздобычи” обосновать цену на украинский газ свыше уровня 10 тыс. грн. за 1000 куб. м с помощью включения в цену инвестиционных затрат вместо их поступательной амортизации в течение десятков лет говорят о том, что калькуляция стоимости газа в государственном монополисте происходит от обратного, то есть не в процессе определения экономически обоснованных затрат и средней по экономике нормы рентабельности, а исходя из хотелок всевозможных департаментов закупок и инвестиций.

Вторая реперная точка – это отмена режима ПСО, то есть обязательств “Нафтогаза” по продаже энергоресурсов населению и предприятиям ТКЭ. В этом случае с 15 млрд. куб. м ресурса компания получает единоличное доминирование на коммерческом рынке газа, контролируя большую часть его объемов. А учитывая потенциальную возможность, как гроздями, обсадить газодобывающую компанию нужными трейдерами, схема получается просто идеальная. С одной стороны, миллиардные государственные инвестиции в добычу природного газа и потенциальная возможность устанавливать “вкусные” цены, а с другой – конгломерат трейдеров, которые смогут продать “по рынку” газ промышленным потребителям. А население? К другим частным трейдерам, выбирайте по вкусу и цвету.

И третья реперная точка – возможная приватизация “Укргаздобычи” и передача части магистральной ГТС в управление иностранным операторам. В таком случае пазл сложится почти идеально, и новый собственник бывших государственных газодобывающих мощностей вполне сможет продавать украинский газ и на экспорт, оставляя население в стихии рынка. Ну и новый оператор ГТС (магистральной части в сторону Словакии-Италии) сумеет уже без всяких стокгольмских арбитражей договориться с РФ о транзите газа в сторону ЕС по нужному тарифу, который все равно уже пойдет в частный карман, а не государственный.

Все указанные выше реперные точки могли быть реализованы в течение 2019-2020 гг. Но рынок помог “реформаторам” и в марте-апреле: сложилась уникальная ситуация пропедалировать первые две “быстрым” оптом.

Горе от падения цен

Цена газа на европейских хабах в феврале текущего года упала до минимальных отметок в чуть более $200 за тыс. куб. м.

Это отразилось и на рыночных котировках в Украине: во второй декаде февраля цена на природный газ (продажа) сократилась с 8170 грн. за 1000 куб. м до 7918 грн. Эти цифры вполне сопоставимы с теми ценами, которые платит за газ население и которые заложены в новом тарифе на отопление и горячую воду. Справедливости ради, стоит заметить, что юридические лица дополнительно оплачивают услуги “Укртрансгаза” за транспортировку энергоресурса и облгазов за так называемое распределение. Для населения все эти платежи уже зашиты в единую цену.

Но динамика снижения цены на газ сегодня столь стремительная, что уже в апреле, даже с учетом различий в моделях ценообразования, газ для населения может стать дороже рыночного. Как заявил глава “Нафтогаза”, даже с учетом транспортировки и распределения в апреле текущего года цена на газ для промышленных потребителей составит 8380 грн. за 1000 куб. м (с НДС), что на 170 грн. дешевле, чем его покупает по льготной цене население и предприятия ТКЭ.

В этой связи вполне логично было бы ожидать от “Нафтогаза” инициирования пропорционального снижения цены на газ для населения или хотя бы предложений по замораживанию ценовой динамики, учитывая, что очередной раунд повышения цен на газ в режиме ПСО запланирован на ближайший май. Что касается возможностей ценовых корректировок, то здесь глубина отката назад определяется уже не рынком, а эфемерным понятием совести. И как бы данное словосочетание не передергивало сторонников вульгарного либерализма, даже самые конкурентоспособные рыночные экономики включают в некоторых экономических сегментах режим ограничений рыночных экстерналий, то есть влияния третьих лиц, которые не могут быть амортизированы рыночными инструментами. В Украине такой экстерналией является именно цена на газ, которая в условиях бедности населения и наличия внутреннего ресурса не может быть амортизирована рынком для социальных потребителей без участия (прямого или косвенного) государства.

По сути, у “Нафтогаза” могло быть три варианта (с согласия правительства, которое принимает окончательное решение): заморозка цены до следующего отопительного сезона; снижение цены до уровня рынка; снижение цены от уровня в 8550 грн. за 1000 куб. м пропорционально падению рыночных цен за последние месяцы.

Тем более что динамика рыночной маржи говорит о том, что снижение цен на природный газ на европейском рынке может стать достаточно продолжительным трендом: в течение последней декады февраля 2019-го маржа сократилась с 320 грн. до 173 грн., что говорит о том, что новая точка рыночного равновесия практически найдена и новый тренд “устоялся”.

Простые решение со сложными последствиями

Но вместо этого глава “Нафтогаза” решил “задать масть”: он предложил премьер-министру воспользоваться сложившейся ситуацией и пожалеть простых украинцев, которые рискуют в апреле покупать газ дороже, чем он стоит на рынке для промышленных потребителей. А для этого “необходимо и достаточно” просто отменить льготный режим ПСО, который уже и не льготный вовсе, а скорее наоборот. “Мы уверены, что бытовые потребители должны получить возможность свободно выбирать поставщика с учетом лучшей цены, надежности и сервиса”, – заявил глава “Нафтогаза”.

Данная идея тут же встретила ободрямс у “сонмища” “инвестиционных банкиров”, которые уже давно настроили “нюх на газ” и незамедлительно заявили об окончательной победе либерализма в отдельно взятом сегменте рынка, поддержав состоявшийся ценовой диссонанс “вставанием”.

По сути, Коболев не только решил, как в упомянутом в начале статьи “розыгрыше” задать “масть”, но и попытался загнать правительство в состояние цугцванга, когда любое действие будет априори ошибочным: оставить режим ПСО – значит обречь население платить за украинский газ больше, чем промышленность платит за импортный ресурс. Отменить – значит, пытаясь спасти сиюминутное положение, подставить миллионы потребителей под ценовой удар уже ближайшей осенью. Ведь ни рынок газа, ни уровень антимонопольной политики на нем пока не готовы взять социальную ответственность за обеспечение газом млн. бытовых потребителей по приемлемым для них ценам. Рыночных трейдеров у нас, может, и много, да вот их собственников можно пересчитать на пальцах одной руки. В этих условиях, отмена режима ПСО обернется лишь тем, что с нового рынка снимут “сливки” и затем вернут обратно государству, когда новый рост рыночных цен сделает газ недоступным для большинства населения.

Чтобы оценить, когда это может произойти, достаточно взглянуть на консенсус-прогнозы нашего Министерства экономразвития и торговли относительно максимальных экстремумов падения гривни в ближайшие годы. В 2019-м данный показатель может составить 33 грн./$, в 2020-м – уже 37 грн./$, в 2021-м – 40 грн./$. Если мы возьмем нынешний уровень достаточно низких цен в размере $310 за 1000 куб. м, то в пересчете на новый курс национальной валюты цена на природный газ для населения в следующем отопительном сезоне может составить 10 242 грн. за 1000 куб. м, в 2020-м – уже 11484 грн. и в 2021-м – 12415 грн.

Получается, что в случае отмены ПСО не учитывается главное – уже в ближайшем отопительном сезоне на население будут переложены все возможные курсовые риски, ведь цена на газ будет зависеть не только от котировок на европейском рынке, но и от динамики курса гривни к доллару США.

В этом контексте перевод домохозяйств в “рыночные пучины” стоит сравнить с рыночным ценообразованием на топливо на АЗС. Вот только если машину в случае роста цены на бензин можно поставить на стоянку до лучших времен, то отопление многоквартирных домов “в гараж” не отправишь.

В этой связи щедрое предложение “Нафтогаза” сродни банальному “передергиванию карт”, когда “жирный рынок” домохозяйств и предприятий ТКЭ рассматривается как площадка для сиюминутного заработка, для получения которого “необходимо и достаточно” всего лишь раскольцевать финансовые потоки, завязанные пока на государственную компанию. (Алексей Кущ, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version