Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: особенности развития рынка электромобилей

В Украине об электромобилях принято говорить только как о более экологичном и экономичном виде транспорта.

В мире же их рассматривают еще и как часть энергетики будущего: батареи на колесах станут важной составляющей децентрализованной энергосистемы. Автомобильные аккумуляторы будут использоваться для хранения электроэнергии, а владельцы авто смогут потреблять или выдавать ток в сеть по выгодным ценам, таким образом помогая сбалансировать энергосистему, сделав ее более устойчивой и независимой.

Об особенностях развития рынка электромобилей в Украине НВ рассказал Александр Онищенко, директор по развитию D. Solutions – нового операционного холдинга “ДТЭК”, который управляет бизнесами в сфере поставки электроэнергии, энергоэффективности и энергосбережения, а также развивает сеть скоростных зарядных станций под брендом STRUM.

– Александр, что нужно для того, чтобы мировой тренд пришел в Украину?

– Украинский рынок электромобилей должен развиваться. А сегодняшнюю ситуацию можно охарактеризовать как замкнутый круг: украинцы не пересаживаются на электромобили, потому что нет инфраструктуры; инфраструктуры нет, потому что рынок не развит настолько, чтобы инвестиции в нее окупались.?

Чтобы Украина могла двигаться дальше, необходим импульс. Уже вступил в силу закон, до 2022 года освобождающий от уплаты НДС при импорте электромобилей в Украину, – барьер цены снижен. Следующий шаг за инвесторами. Мы понимаем, что наличие инфраструктуры все же первично: когда украинцы будут уверены, что батарею можно зарядить в любой точке страны, они начнут делать выбор в пользу электромобилей.

В прошлом году ДТЭК вышел на рынок операторов зарядных станций, установив в Киеве 10 скоростных зарядок последнего поколения от европейского производителя АВВ. Локации выбирались таким образом, чтобы автомобиль с запасом хода в 5?км мог добраться до ближайшей зарядки STRUM. Сумма инвестиций составила 15,5 млн. грн. В этом году мы откроем одесское, львовское и днепровское направления, поставив на каждой трассе от трех до пяти станций.

Кроме инвестиций в инфраструктуру мы вкладываем ресурсы и в продвижение электромобильности – показываем, что эти возможности не где-то в будущем, а ужездесь, в Украине.

– То есть ваша стратегия работы на этом рынке – в установке скоростных станций последнего поколения?

– Чтобы электромобили в Украине набирали популярность, скорость зарядки должна быть высокой. Это однозначно. Медленная заправка – еще одна причина, почему электромобили не так удобны, как авто с ДВС. Hyundai Ioniq на станциях STRUM можно заправить с нуля до 80% всего за 20 минут.?

И да, мы инвестируем в оборудование последнего поколения. В Европе много примеров, когда станции предыдущих поколений устаревали, не успев окупить вложения. Но дело даже не в европейских кейсах; мы хотим предоставлять нашим клиентам услугу высочайшего качества. Выбор в пользу электромобильности не должен быть вопреки. Это – удобная, современная, экологичная и экономичная технология. Большой гаджет на колесах, по сути. Пользование им должно приносить водителю удовольствие.

Когда мы выбирали производителя и модель зарядных станций, то ключевым критерием было чтобы на этом оборудовании могли заряжаться все электрокары, существующие в Украине.

Что касается программного обеспечения, то для STRUM мы приобрели австрийский софт. Его используют операторы во многих странах Европы, соответственно, он оттестирован годами эксплуатации и работает без сбоев. Ошибки после зарядных сессий исключены.

Уделили внимание и ценообразованию – оно максимально прозрачное: клиент платит не за время, а за киловатт-часы. И только за те, что реально вошли в электромобиль. Это исключает влияние фактора изношенности батареи на общую стоимость зарядной сессии.

– А вы делаете выбор в пользу электромобилей?

– У ДТЭК сейчас самый крупный корпоративный электропарк в Украине – 24 автомобиля. Сегодня практически все поездки по Киеву обеспечиваются электротягой. Наше февральское пополнение – 11 электромобилей в ДТЭК Киевские электросети. Это фургоны Renault Kangoo Z. E. и хэтчбеки Renault ZОЕ. Важно отметить, что это специально оборудованные автомобили для работы выездных бригад. И дальше – больше: впереди пилот с электроавтобусами?

Этот выбор крайне прагматичен, потому что экономия расходов на топливо составляет 85%.

Как эффективный бизнес, мы ставим перед собой цели и последовательно идем к их достижению.

Цель, на которую мы работаем в этом году, – чтобы поездки на электромобиле из Киева в Одессу, Львов и Днепр были всего с двумя остановками на кофе. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version