Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Мир: электрический парадокс – почему развитым странам нужно меньше электроэнергии

Спрос на электроэнергию уже сократился в 18 наиболее развитых экономиках мира. И это только начало.

Электромобильный бум, засилье электроприборов и гаджетов, отказ от газа в пользу электрических систем при обогреве и промышленном производстве стимулирует спрос на электроэнергию во всем мире. В 2000-2017 гг. глобальное потребление электричества выросло на 70%, а только за 2017 г. – на 3%, до отметки 25,6 тыс. ТВт-ч. При этом электроэнергия оставляет за собой статус наиболее востребованного ресурса.

Но приведенные цифры – не более чем “средняя температура по палате”, считают в IEA. Агентство проанализировало спрос на электроэнергию в различных регионах планеты и пришло к неожиданному выводу: на протяжении последних нескольких лет его динамика в отдельных развитых экономиках либо существенно замедлилась, либо остановилась на определенной отметке, а то и вовсе пошла на убыль.

Энергоэффективность в деле

IEA насчитало 18 развитых стран, где текущий уровень спроса на электроэнергию ниже показателя 2010 г. И это условное “падение” вовсе не связано с замедлением темпов роста. Все дело в энергосбережении, опережающем по своей эффективности увеличение потребления электроэнергии новой техникой. Меры в области энергосбережения совокупно позволили сэкономить 1,7 тыс. ТВт-ч электроэнергии с 2000 по 2017 гг. Это около 20% от текущего уровня потребления в развитых странах (9,2 тыс. ТВт-ч). Большая часть мероприятий, инноваций в области энергоэффективности происходила именно в развитых странах. Без них, утверждает IEA, среднегодовой прирост спроса на электричество во всех развитых экономиках в целом колебался бы в пределах 1,6%, вместо 0,3%, фиксируемых сегодня.

Новые стандарты энергопотребления для промышленного оборудования наиболее существенно повлияли на потребление электричества. Энергосберегающие инновации в промышленном секторе за последние восемь лет сократили его на 41% от того условного уровня, который существовал бы в отсутствие таковых. Аналогичная ситуация наблюдается и в сегменте домашней бытовой техники. На сегодняшний день, например, в 98% эксплуатируемых холодильников используются энергосберегающие технологии. Текущий уровень потребления электричества бытовыми приборами в развитых странах на 21% меньше пикового показателя, зафиксированного в 2009 г.

Структурные изменения в западных экономиках также повлияли на ситуацию. В 2000 г. 53% от общего потребления электричества во всех секторах промышленности приходилось на тяжелую промышленность. Сегодня этот показатель составляет 45%. Это произошло в силу утраты позиций западных экономик на глобальном металлургическом рынке (30% доля Запада в мировой металлургии сегодня по сравнению с 60% в 2000 г.). А также в алюминиевой промышленности (25% глобального рынка сегодня; 60% – в 2000 г.).

Третьим фактором, влияющим на замедление спроса на электроэнергию, IEA называет невысокие темпы замещения бензиновых и дизельных автомобилей электромобилями и газовых котлов электрическими. Что касается электрокаров, то сегодня на их долю приходится 1,2% от годового объема продаж всех видов авто. Пока все существующие электромобили – это всего лишь 0,5% от общего количества автотранспорта в западных странах. Что касается обогревательных котлов, – в большинстве западных стран нет систем центрального отопления, а преимущественно индивидуальные котлы, – то и здесь переход с газа на электричество также происходит медленными темпами. Всего с 2000 г. только 7% систем домашнего отопления были переоборудованы под электричество. Цена газа для потребителей в развитых экономиках выдерживает конкуренцию с ценой на электроэнергию, что и замедляет переход. Таким образом, электромобили и электрокотлы увеличили потребление электроэнергии на 350 ТВт-ч с 2000 по 2017 гг. В разрезе данного периода цифра небольшая и теряется в общем потоке факторов, влияющих на спрос.

Но это пока. Именно наращивание электромобильного парка и снижение цен на электричество, и, как результат, более активный переход с газовых на электрокотлы, в скором времени станут едва ли не главными катализаторами роста спроса на электроэнергию, прогнозирует IEA. Агентство считает, что при таком развитии событий среднегодовой показатель увеличения спроса в развитых странах составит 0,7% до 2040 г. В противном случае спрос будет сокращаться, и эта тенденция распространиться на весь западный мир.

США как пример электрического застоя

Делать долгосрочные прогнозы относительно объемов потребления электроэнергии – дело неблагодарное, как доказало американское министерство энергетики в 2006 г. Основываясь на данных потребления в 1985-1995 гг. (+25%) и 1995-2005 гг. (+18%) министерство посчитало, что спрос на электричество в США в 2018 г. составит более 5 тыс. ТВт-ч. Но в 2007 г. в Штатах началась экономическая рецессия, и все прогнозы пошли коту под хвост. Погрешность составила более 20% от текущего уровня потребления.

После резкого падения в 2007-2009 гг. кривая спроса на электричество в Соединенных Штатах в последующие два года немного подтянулась к докризисному уровню и застыла на отметке около 4 тыс. ТВт-ч, который актуален и сегодня. Исследование профессора Джорджтаунского университета Арика Левинсона о причинах замедления спроса на электроэнергию в США (Energy Intensity: Prices, Policy or Composition in US States, 2016 г.) во многом совпадает с выводами, сделанными IEA. Американская экономика в пострецессионый период перешла от тяжелой промышленности (например, производство цемента) к менее энергозатратным индустриям (производство электроприборов и др.). Также сыграли свою роль меры по энергосбережению.

Американское издание Forbes, также проводившее исследование по данной теме, добавило к перечисленным Левинсоном факторам то обстоятельство, что экономика США все еще окончательно не оправилась от кризиса десятилетней давности. А стало быть, в скором будущем кривая спроса резко пойдет вверх. Этому должна способствовать $1,5-трилионная госпрограмма возрождения тяжелой промышленности, и крупные транспортные проекты, как, например, строительство за $77 млрд. скоростного железнодорожного сообщения на электротяге между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско.

Также, по прогнозам U.S. National Renewable Energy Laboratory (NREL), засилье электромобилей только в Калифорнии увеличит потребление электричества в штате на 50% от текущего уровня. Даже при самом пессимистическом сценарии, уверены в NREL, спрос на электроэнергию в США увеличится на 36% к 2050 г., или с 3,8 до 5,2 тыс. ТВт-ч. Но, опять же, в данном случае речь идет о долгосрочном прогнозе, который еще не раз будет пересматриваться.

Энергетическое плато

На сегодняшний день основным двигателем глобального спроса на электроэнергию являются развивающиеся страны Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, (в основном Индия и Китай), для которых характерно наращивание промышленных мощностей и активный прирост населения. Но эта тенденция затухнет через 15 лет, считают авторы аналитического исследования The Global Energy Perspective 2019 (GEP). С 2035 г. мир вступит в фазу так называемого “энергетического плато”, когда показатель потребления всех видов энергоресурсов застынет на протяжении целого десятилетия. Это будет период стабильного сокращения использования ископаемых энергоресурсов. Падение компенсируется увеличением генерации за счет возобновляемых источников, что и удержит показатель на одном уровне. Уже к 2050 г., уверены авторы GEP, на долю возобновляемых источников будет приходиться 73% от общего объема производства энергоресурсов.

А согласно прогнозу New Energy Outlook 2018, опубликованному агентством Bloomberg, глобальный спрос на электроэнергию к 2050 г. составит 38 тыс. ТВт-ч в год. На тот момент электромобили станут самым энергопотребляющим видом оборудования и будут поглощать 9% мирового электричества. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version