Об этом говорили в Хьюстоне на CERAWeek 2019 – “нефтяном Давосе”.
CERAWeek обычно проводится в феврале или марте и является главным событием мирового нефтяного и энергетического бизнеса. В 2011 г. на открытии конференции выступал Бжезинский, среди выступающих были экс-президенты США Клинтон и Буш (младший), а также глава “ЛУКойла” Алекперов. Например, в форуме CERAWeek 2018 приняли участие около 4000 делегатов из 70 стран, включая 600 спикеров.
Организатор – Кембриджская консалтинговая ассоциация энергетиков IHS Cambridge Energy Research Associates (IHS CERA). Выступить на этой конференции для любого бизнесмена, энергетика или нефтяника, весьма почетно. Ведущие игроки на мировой арене нефтяного бизнеса обсуждают новые идеи, взгляды и стратегические направления развития отрасли, а также решают проблемные вопросы, стоящие перед мировой энергетикой.
В 2019 году форум под названием CERAWeek, который еще называют “нефтяным Давосом”, прошел в период с 11 по 15 марта в Хьюстоне (столица нефтяного штата Техас, США).
Общий тон CERAWeek 2019 отличался от предыдущих форумов духом некоторой тревоги и неопределенности, царящими в индустрии последнего времени. Эти неопределенность и тревога обусловлены такими факторами, как: инициированный президентом Трампом пересмотр торговых взаимоотношений США и стран мира, в частности США и Китая, и влияние этого процесса на рост мировой экономики; стремительно нарастающая добыча нефти в США, в особенности в Пермском бассейне; приближающееся обсуждение в конгрессе США концепции NOPEC (читай “Не-ОРЕС”, в противовес OPEC); вынужденное сокращение добычи странами OPEC+ как меры, предпринимаемой нефтедобывающим сообществом, за исключением США, по предупреждению бесконтрольного перепроизводства нефти и поддержанию приемлемого уровня цен на нефть; все возрастающая геополитическая напряженность в мире, также все очевиднее продиктованная теми же причинами и уже приведшая к вытеснению из пула нефтеэкспортеров таких стран, как Иран и Венесуэла, а такие страны, как Ливия, Нигерия и Алжир – к состоянию неустойчивой стабильности; все более возрастающее давление со стороны экологов и их политических сторонников и заказчиков по сокращению использования ископаемых (нефть, газ и уголь) источников энергии.
Во вступительном интервью агентству CNBC один из наиболее авторитетных мировых экспертов нефтеиндустрии Дэн Ергин (Dan Yergin) отметил все эти факторы, при этом изящно уйдя от вопроса прогноза ближайшего будущего цен на нефть. Однако при этом он отметил, что инвесторы американских нефтесланцев, вложившие сотни млрд. долларов в добычу нефти в Пермском и других сланцевых бассейнах, уже не удовлетворяются ростом объемов добычи, а хотят вернуть свои инвестиции с прибылью. Уклончивый, но достаточно прозрачный ответ на “секрет Полишинеля” о том, что рост добычи из сланцевых залежей требует высоких цен на нефть для обеспечения безубыточности нефтедобычи. Иначе говоря, если OPEC+ снимет ограничения и позволит странам добывать нефть по возможностям, если Иран и Венесуэла восстановят и реализуют свой потенциал добычи и экспорта, то мир захлебнется от переизбытка предложения нефти над спросом, цены обрушатся, что приведет к краху американских нефтесланцев в их сегодняшней конфигурации, глобальному кризису нефтеиндустрии и катастрофическим последстиям для экономик ряда стран.
Вряд ли такой поворот событий может устроить американских сланцевиков и нефтеэкспортеров из OPEC+, однако есть также понимание неустойчивости сложившегося на рынке равновесия сил. Прямо с площадки CERAWeek от руководства OPEC прозвучала недвусмысленная угроза о том, что если концепция NOPEC будет принята конгрессом США, то ограничения на добычу стран ОРЕС будут сняты. Последствия очевидны.
Незадолго до начала CERAWeek 2019 из левого крыла Демократической партии США прилетела “Новая зеленая доктрина”. Доктрина предписала экономике США отказаться от ископаемых источников энергии и перейти на возобновляемыe к 2025 году. Доктрину озвучила молодая и пассионарная, как Долорес Ибаррури, Александрия Оказио Кортез. Казалось бы, можно только улыбнуться такой неглубокости, но на выручку пришел Майкл Блумберг,рассудительный и авторитетный политик, успешный бизнесмен-миллиардер, просто мудрый, порядочный человек и признанный патриот своей страны. Он предложил воспринять доктрину в качестве ответственной цели, стоящей перед правительством и страной, и призвал объединиться для достижения этой цели.
И вот уже с трибуны CERAWeek раздаются призывы, исходящие от руководителей крупнейших нефтяных компаний (Shell, Chevron), контролировать и ужесточить регулирование выбросов метана и углекислого газа, сжигания попутного газа; умножить усилия компаний по снижению воздействия на окружающую среду.
Нетрудно усмотреть за этой ширмой лозунгов истинные причины таких заявлений. В мире с возрастающим темпом происходит коренное переустройство энергетического рынка и игроки нешуточно бьются за сохранение себя на этом поле. Понятно, что места хватит не всем. Понятно, что переизбыток предложения энергоресурсов налицо. Понятно, что жертв не избежать. Борьба идет как между державами, где США уверенно побеждают, так и внутри США, где крупные компании либо поглощают, либо выдавливают более мелкие.
Особое и стремительно возрастающее значение в этой гонке на выживание занимают инновационные технологии. США не пугает высокая себестоимость сланцевой нефтедобычи сегодня. Технологии исторически отзываются на потребности рынка. На экономические вызовы адекватно ответить может только инновационная экономика. Традиционно таковой является экономика США и нетрадиционно – экономика Китая. Рынок непременно обеспечит стимулы для всплеска инновационной активности. Не случайно эта сессия CERAWeek привлекла такое большое количество инновационных компаний. Наряду с гигантами инновационности, такими как Amazon, Apple, Microsoft и им подобные, на площадке форума продемонстрировали свои достижения представленные во множестве разработчики технологий, решающих конкретные задачи отрасли. Так, например, компания JP3 разработала и внедрила технологию непрерывного мониторинга композиции потока нефти и газа с разделением на фракции. Компания отметила очень существенный рост в 2018 и прогнозирует взрывной рост в этом, 2019 году.
Технологии служат цели сокращения затрат на добычу, процессинг, транспортировку углеводородов, увеличения эффективности единичных операций и процесса в целом. Компания Exxon уже объявила о достижении снижения себестоимости добычи сланцевой нефти до $15. Если это подтвердится, то это прорыв. Exxon, BP, Chevron, Shell, Oxy, ConocoPhillips – гиганты, которые могут себе позволить работу на грани прибыльности на протяжении длительного времени, увеличивают объемы работ в Пермском бассейне. Малые и средние компании такого себе позволить не могут и должны освободить площадку. Они будут поглощены более сильными и эффективными. Такова диалектика рынка.
Одним из драйверов индустрии нефтедобычи и нефтеэкспорта, пожалуй, вторым по значению после роста добычи в США, является рост импорта углеводородов Китаем. Будучи третьим по величине потребителем углеводородов, после США и Евросоюза, Китай является чемпионом по темпам роста импорта энергоресурсов. При этом собственные ресурсы углеводородов в Китае колоссальны. Однако для их реализации требуются технологии, которыми Китай пока не владеет. Но активная работа в этом направлении ведется. Китай наращивает инновационную активность в стремлении к самообеспечению энергоресурсами или хотя бы к снижению импорта. Пионерами в этом выступают компании CNPC и SINOPEC. Десятки млрд. долларов направлены на эти цели. Уже есть успехи. Нефтеэкспортеры встревожены.
Падение цены на нефть и переустройство мировой нефтеиндустрии неизбежны. Вероятность того, что ценовой крах произойдет уже завтра, весьма велика – слишком много случайных факторов в этом уравнении. Достаточно небольшого сбоя в неустойчивом балансе интересов, и этот баланс распадется как карточный домик. OPEC, со всеми ее +++, не сможет это предотвратить, а главным участникам он, по большому счету, на руку. Несомненно, что через полгода-год этот баланс, после завершения раунда слияний и поглощений, восстановится. На каком уровне цен – будет зависеть от порога безубыточности добычи нефти в Пермском бассейне и успехов Китая в снижении импорта энергоносителей. Рынок явно находится в замешательстве в преддверии этого. Вот в такой атмосфере неопределенности и прошла неделя CERAWeek. (Алекс Барак, президент GALEX Energy Corporation (Houston, USA), член редколлегии издания “Нефть и газ”, Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)