Турецкий строительно-энергетический холдинг GURIS вскоре приступит к строительству на Закарпатье первой в области ветроэлектростанции (ВЭС) мощностью 120 МВт. Ветропарк планируют разместить в восточной части верховий полонины Боржава.
На днях департамент экологии Закарпатской облгосадминистрации дал позитивное заключение о влиянии проекта на окружающую среду, а это один из основных разрешительных документов. О применении новейших эко-технологий в строительстве ветропарка и сопротивлении эко-активистов «Энергореформе» рассказал представитель GURIS Лоик Лерминьо.
– Когда началась реализация проекта Smart Borzhava и почему была избрана горная местность?
– В 2017 году Государственное агентство по энергоэффективности и энергосбережению Украины пригласило ряд турецких компаний, включая GURIS, для сотрудничества с целью ускорения темпов развития “зеленой” энергетики в стране. Почему именно турецких? По итогам 2016 года, Турция вошла в ТОП-10 стран мира по количеству введенных мощностей ВЭС и гидроэлектростанций.
Придя в Украину, мы взялись за разработку проектов в двух областях, где не было ни одного ветряка – в Одесской и Закарпатской. Мы уже завершили строительство Овидиопольской ВЭС мощностью 30 МВт под Одессой, и в апреле она должна начать отпускать э/э в сеть.
Следующий наш проект – ветропарк в Закарпатской области, на горном хребте Боржавы. Это первый инвестпроект в регионе, который предполагает использование уникального потенциала местного ветрового поля. На горном хребте Боржава среднегодовой показатель силы ветра составляет 8 метров в секунду, что оптимально для работы ВЭС.
После аннексии Крыма в Украине осталось не так много территорий, подходящих для строительства ВЭС, – в основном приморские и горные. При этом горные до сих пор не задействованы.
Сегодня ВЭС в Украине сверхактивно развиваются только в приморской зоне, в то время как СЭС – практически во всех регионах. Отсутствие диверсификации по “ветру” не дает возможности балансировать ВЭС между собой и тем самым заставляет обращаться к угольным теплоэлектростанциям. Поэтому очень важно развивать ветровой потенциал Карпат.
– А почему выбрали именно Боржавский хребет?
– В Карпатах достаточная сила ветра есть только на горных хребтах. И там не так много мест, где при этом нет лесов, природоохранных зон и существует возможность удобного подключения к электросети, то есть не нужно строить длинную высоковольтную воздушную ЛЭП. Избранные для нашего проекта участки расположены близко к подстанции НЭК “Укрэнерго”, поэтому можно проложить кабель под землей.
Размещение ВЭС именно на этом месте предусмотрено и схемой планирования территории Закарпатской области до 2031 года, разработанной ГП “Украинский государственный научно-исследовательский институт проектирования городов “Дипромисто”. Ее утвердила сессия Закарпатского облсовета еще в 2013 году. То есть, данная территория была выбрана экспертами как наиболее подходящая для строительства ВЭС на Закарпатье задолго до начала нашего проекта.
– И на каком этапе сейчас работа?
– Для реализации проекта GURIS создала дочернюю компанию – ООО “Атлас Воловец Энерджи”. Предусматривается строительство 34-ех ветрогенераторов на территории пяти сельсоветов в Воловецком и Свалявском районах (за пределами населенных пунктов). На территории ветропарка планируется также построить подстанцию ПС 35/110 кВ “ВЭС Воловец”, три распределительных пункта и подземную линию электропередачи напряжением 35 кВ и 110 кВ.
Проект стартовал в 2017 году, и сейчас мы прошли практически все этапы, начиная от поиска подходящей территории и проведения на ней ветроизмерений, решения земельных вопросов, прохождения разрешительных процедур и заканчивая завершившейся недавно процедурой оценки влияния на окружающую среду (ОВОС). В данный момент проходит общая экспертиза, после нее финальный этап – получение разрешения на строительство.
– Какова общая стоимость проекта и кто является источником финансирования Боржавской ВЭС?
– GURIS – строительный гигант со своими инвестициями. Все построенные нами объекты ВИЭ принадлежат холдингу, то есть мы владеем ими и управляем. Стоимость боржавского проекта – порядка 120 млн. евро.
– Какие преимущества получит регион благодаря строительству ВЭС?
– Преимуществ много, и они закреплены в виде наших обязательств в меморандуме о сотрудничестве в социально-экономической сфере, подписанном с Закарпатской ОГА. Так, мы должны регулярно наполнять местные бюджеты. Уже сейчас за аренду земельных участков платим порядка 50 тыс. евро в год.
Также мы инициировали дополнительные перечисления в местные бюджеты – 50 тыс. евро ежегодно как социальный взнос инвестора в развитие местной инфраструктуры (после введения объекта в эксплуатацию).
За 25 лет уплаты арендной платы и социальных взносов инвестором местные бюджеты наполнятся на сумму более 2,5 млн. евро. Плюс уплаченные налоги и сборы в местные бюджеты. Вместе это как минимум 5 млн. евро. Кроме того, мы уже начали спонсорскую деятельность в Свалявском и Воловецком районах Закарпатской области.
– С какими сложностями сталкивается иностранный инвестор на подготовительном этапе проекта?
– Схема реализации проекта строительства ВЭС в Украине практически ничем не отличается от реализации аналогичных проектов в большинстве стран мира. Однако каждый проект уникален, и работать нужно с учетом особенностей конкретного региона. Здесь важную роль играет поддержка со стороны органов местной власти. В рамках боржавского проекта мы сотрудничаем с районной властью и сельскими советами. Со стороны госорганов тоже никаких проблем нет. Есть сложности с общественностью, но не плановых территорий, а соседних.
Изначально проект планировался на территориях трех районов Закарпатья: Свалявского, Воловецкого и Межгорского. Однако против проекта выступило сообщество парапланеристов, которые совершают полеты в Межгорье, а за ними и общественность этого района. Мы оставили территории, где нас не хотели “видеть”, то есть ушли с Межгорья, сократив количество запланированных ветроустановок с 52 до 34.
Однако это почему-то не устроило жителей Межгорья, и теперь они требуют, чтобы мы вообще отказались от строительства. Мы спрашиваем: “Что не так? Проект уже не затрагивает ваш район”. Нам отвечают, что просто не хотят, чтобы была эта ВЭС – и все. На самом деле, думаю, причина в том, что Межгорье боится конкуренции за туристов, которая возникнет, как только мы сделаем в Воловце дорогу в горы. Сейчас туристы зачастую выходят из поезда в Воловце и едут в соседний район, где есть доступ на полонину. А с появлением дороги будет удобно подниматься и из Воловца.
– Если громады, на чьих территориях планируется строительство, поддерживают проект, они могут отстоять “своего” инвестора?
– Конечно, общественность Воловецкого района просит соседей-межгорцев хозяйничать только на своих землях. В Свалявском районе люди тоже очень заинтересованы в проекте. Во время общественных слушаний в одном селе нас даже попросили поставить втрое больше ветроустановок, чем запланировано. В одном из поселков были проблемы с финансированием местной больницы, стоял вопрос о ее закрытии. Однако эту проблему удалось решить именно за счет нашей арендной платы за землю. Местные жители говорят, что GURIS первый в их краях инвестор, готовый вкладывать деньги в развитие инфраструктуры.
Противники проекта считают, что Боржава должна остаться нетронутой и что это ветряки в горах – это неэстетично. Однако об этом говорят горожане, жители других областей Украины, а местные жители хотят, чтобы инвестор создал рабочие места, чтобы оставались больницы, появились условия для экономического развития края. Думаю, золотая середина была именно в том, что мы “ушли” с западной части Боржавы.
– А парапланеристов устроило ваше решение?
– Отступив от Межгорья, мы учли пожелания парапланеристов: изменили расположение ветряков так, чтобы оставалось достаточно места для безопасных полетов. Но они все равно недовольны: говорят, дескать, летать будет опасно.
Мы нашли массу примеров, как во многих странах успешно сосуществуют ВЭС и парапланеризм. Например, летом 2018 один из этапов соревнований в рамках подготовки к мировому кубка по парапланеризму состоялся в португальском городке Монталегре. Рядом расположена ВЭС “Терра Фриа”, где установлено 18 ветрогенераторов – в двух километрах от места старта полетов международных соревнований. И это никому не мешало.
В нашем же случае старт полетов парапланеристов находится на расстоянии более 3 км от крайней ветроустановки.
– Один из аргументов противников проекта – угроза туристической активности в регионе…
– Напротив, проект будет способствовать созданию условий для развития туризма. Мы обязались реконструировать единственную в округе дорогу на полонину Боржава протяженностью 8 км. Сейчас эта дорога находится в аварийном состоянии, проехать по ней может разве что армейский тягач.
Реконструкция дороги откроет доступ на полонину, а значит, в Воловецком районе начнет активнее развиваться туризм. Также люди смогут посещать нашу ВЭС с ознакомительными экскурсиями – как это происходит в Австрии, Черногории, Шотландии и других странах.
Известно, что экологи выступают против строительства ветропарка, предупреждая о нарушении экосистемы в результате строительных работ…
Опасения экологов не обоснованы, и это доказал отчет по анализу воздействия проекта на окружающую среду. Над отчетом работали более 20 специалистов из разных областей науки, сотрудники ведущих научных учреждений Украины. В него вошло несколько специально проведенных научных исследований, в частности, орнитологическое и анализ ценных видов растений и животных.
Кроме того, мы дополнительно заказали исследование Appropriate Assesment – анализ воздействия проекта на природные оселища, согласно европейских природоохранных директив (кстати, украинское законодательство подобных исследований от застройщика не требует). Выводы экспертов говорят, что влияние ВЭС на живую природу будет минимальным, угрозы нарушения экосистемы нет никакой.
Однако активисты-экологи утверждают, что отчет якобы фальсифицировали (не имея на это ни единого доказательства) и распространяют в СМИ откровенную клевету. Дошло до того, что во время брифинга во Львове экологи заявили: мол, ВЭС выгодны только для инвесторов, а рядовым гражданам Украины от них нет никакой выгоды. То есть, с их слов, ветроэлектростанции украинцам не нужны в принципе.
Наш проект далеко не первый и не единственный в Украине, который пытаются блокировать экологи. В Запорожской, Херсонской и других областях проекты встречают такое сопротивление. При чем, очерняют проекты ветропарков одни и те же люди, в частности, правозащитная организация “Экология-Право-Человек”.
– А как насчет так называемых “изумрудных” зон?
– Экологи твердят: Боржава – это объект Изумрудной Сети Европы, территорий природоохранного значения. Мы отвечаем – в Европе на охранных зонах строят ВЭС, таких уже 376 единиц. Противники строительства ВЭС на Боржаве обратились с жалобой в Постоянный комитет Бернской конвенции – главный наблюдательный орган в этой сфере. И Комитет ответил, что развитие ветроэнергетики не противоречит развитию Изумрудной Сети Европы.
Ситуация парадоксальная: во всем мире ветроэнергетика считается наиболее экологичным способом производства электроэнергии. И в то время, как в развитых странах наращивают ее мощности с целью сохранения экологического баланса планеты, в том числе и для сохранения вымирающих видов растений и животных, в Украине ряд экологов публично дискредитирует саму идею ветровой энергетики. Когда я общался с представителями ГО “Экология-Право-Человек”, они заявили, что спасать планету от глобального потепления нужно… путем развития атомной энергетики. Это просто нонсенс.
– ВЭС на Боржаве – первый проект в высокогорье Украины. Какие в целом особенности строительства ветропарков в горах?
– Одна из основных трудностей – транспортировка лопастей и других частей ветровой установки в условиях сложного горного рельефа. У GURIS уже есть опыт строительства ВЭС в горах, и мы постоянно изучаем подобные проекты в других странах. Для доставки частей ветроустановки по узкой, крутой горной дороге используют специальную технику.
Например, самоходный радиоуправляемый трейлер (его еще называют “курьером”) – транспортер, который перевозит лопасти в вертикальном положении. Он способен транспортировать груз весом до 27 т даже по очень узкой дороге, зажатой со всех сторон зданиями или деревьями.
Как это работает? Самоходный радиоуправляемый трейлер адаптируется к размерам груза и особенностям местности благодаря модульной конструкции, включающей фланцевый адаптер, а также перекидное устройство, которое может постоянно держать угол 60 градусов. Поскольку лопасть (или другой груз) может вращаться в подвеске, они без проблем проходят через ограниченное свободное пространство.
В случае сложного горного рельефа, как на полонине Боржава, дополнительно планируем использованы специальные тележки на гусеницах. Это очень маневренная техника (вращается на 360 градусов), поэтому легко может сделать “острый” поворот на крутой горной дороге.
– Существуют ли технологии, использование которых позволит избежать нанесение вреда природе?
– Мы стараемся свести до минимума влияние строительства на природу: использовать будем исключительно существующие дороги, укатанные квадроциклами, каждый ветряк займет всего 4 сотки (в то время как оселища занимают сотни гектаров) и многое другое.
Чтобы сохранить существующий ландшафт и минимизировать вмешательство в природу, планируем применить несколько инновационных экологических решений в строительстве: соединительные дороги между ветровыми установками будут строиться по технологии “экологическая дорога”. Эта технология считается одной из самых экологичных в мире, поскольку покрытие “экомат” позволяет отказаться от выемки значительного количества грунта и требует минимального количества задействованной техники.
Еще одно экологическое новшество в строительстве ВЭС – Enviro-Mat 2 для установки ветровых генераторов, что позволяет в разы сократить выемку грунта. Enviro-Mat 2 является полностью органическим, поэтому поврежденная растительность быстро восстановится. Кстати, компания GURIS стала первой в Украине, кто применил технологию Enviro-Mat в Украине – во время строительства Овидиопольской ВЭС.
– Когда может начаться активная фаза строительства?
– При условии получения разрешения на строительство ВЭС, мы готовы приступить к реализации проекта в июне текущего года. Ранее планировалось начать реконструкцию подъездной дороги в Воловецком районе в мае текущего года. Однако позитивное заключение о влиянии проекта на окружающую среду скорректировало наши планы. Так, оно содержит ряд ограничений в частности, строительные работы должны начаться не ранее 15 июня 2019 года, когда закончится период размножения животных.
– Со следующего года тариф на отпуск э/э для ветроэлектростанций Украины снизится на 10%, является ли такой уровень приемлемым для инвестора?
– Снижение тарифа для ВЭС в Украине приемлемо, если запускать объект в самое ближайшее время. Ведь тариф действует лишь до 2029 года, а для окупаемости проекта и возврата кредитов нужно в общем-то не менее 8 лет.
Все понимают, что “зеленый” тариф являлся временной мерой, принятой для того, чтобы увеличить невысокую долю ВИЭ. Отмечу, что в течение последних лет в мире значительно снизилась себестоимость э/э из ВИЭ, в результате чего стабильно снижается и “зеленый” тариф.
После ожидаемого принятия закона об аукционах инвесторы смогут предлагать гораздо более низкую стоимость ветрового кВт-ч, именно поэтому уровень тарифа будет гарантирован в течение 20 лет, а не 10, как сейчас. Также это даст возможность амортизировать оборудование за 20 лет. Это, на наш взгляд, тоже привлекательные условия. Они позволят развить ветроэнергетику в то время, когда некоторые другие источники используют старую материальную базу, в которую за время независимости Украины практически не было инвестиций.
В 2025-2030 годах закончатся проектные сроки эксплуатации существующих ТЭС и АЭС, а продолжить их в соответствие с новыми нормами безопасности, в том числе экологической, очень дорого. Но к тому моменту ветроэнергетика, а наверное, и солнечная тоже, будут достаточно развиты для того, чтобы, несмотря на подорожание источников традиционной энергетики, способствовать удешевлению э/э.
На сегодня GURIS является лидером в Турции по развитию возобновляемых источников энергии и, кроме того, имеет большой опыт реализации энергетических проектов в разных странах мира. Непосредственно в Турции компания построила 4 гидроэлектростанции, 8 тепловых электростанций, 4 ВЭС и крупнейшую в стране геотермальную станцию – вторую по величине в Европе. Общая мощность всех электростанций, построенных GURIS, составляет около 4 ГВт, в частности ВЭС – больше 300 МВт. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)