В апреле сложилась уникальная ситуация, когда промышленность покупает природный газ, реэкспортированный в Украину через люксембургские и швейцарские “прокладки”, частные трейдеры продают газ украинской добычи в Европу, а население оплачивает его же, но по цене дороже и экспортного, и импортного. В это же самое время “Нафтогаз” во главе с Андреем Коболевым надеется получить от “Газпрома” в международном арбитраже компенсацию за “обесценивание украинской ГТС” в случае критического сокращения транзита газа в 2020 г.
Буквально на днях Коболев опубликовал на своей странице в Facebook информацию аналитической компании ICIS, согласно которой трейдер TAS Energy (специализируется на продажах газа и электроэнергии), входящий в группу компаний TAS Group (принадлежит бизнесмену и политику Сергею Тигипко), осуществил поставку украинского газа в ЕС, точнее, в Венгрию.
“Укртрансгаз” открыл экспорт газа из Украины в направлении Венгрии”, – торжественно заявил глава “Нафтогаза”, еще недавно сетующий на то, что в 2020 г., после полноценного запуска южных и северных обходных “потоков”, наша страна может вообще остаться с пустой трубой. Может, это хитрый план “Нафтогаза” – заменить транзит российского газа в украинской ГТС на отечественный? Но как же быть с дефицитом газового баланса страны на уровне примерно 10 млрд. куб. м в год, который приходится перекрывать импортным ресурсом? И это без учета потенциальной возможности реанимации национального промышленного потенциала, в частности химических предприятий.
Разведка тестом
И это только начало, ведь параллельно с Венгрией в качестве направления экспорта рассматривается и Словакия. Нынешние небольшие продажи украинского газа за рубеж свидетельствуют о том, что мы пока наблюдаем тестирование выхода из ГТС Украины в сторону ЕС на западных точках “входа-выхода”. Такие тесты нужны для отработки технологии будущих продаж газа за рубежом по всей цепочке. И экспорт энергоресурсов в таком случае будет несоизмеримо выше нынешних объемов в эквиваленте 1 МВт·ч газа.
Кроме того, ведутся переговоры между “Укртрансгазом” и польским оператором Gаz-System касательно открытия транзитной точки выхода в Германовичах. В ближайшем будущем украинский газ может пойти на экспорт и в Румынию. В планах “Нафтогаза” и предоставление украинских подземных хранилищ газа европейским операторам для краткосрочного хранения энергоресурса. В этом случае газ, купленный евротрейдерами, будет летовать в Украине, чтобы зимой отправиться на европейский рынок и принести своим собственникам многомиллионные барыши. И Украина не в доле – тарифы ведь будут снижены.
Для создания оазиса для экспортеров и хранителей Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, в два раза уменьшила тарифы для трансграничных точек входа в ГТС с $12,47 до $6,04 за 1 тыс. куб. м в сутки (без НДС). При этом тарифы по точкам выхода должны быть также уменьшены в среднем в два раза. Чтобы обеспечить пристойную структуру себестоимости для добывающих компаний, которые и так платят в Украине мизерную ренту за добычу газа, комиссия снизила и тарифы “Укртрансгаза” для входа в ГТС “со скважины” более чем в три раза: с 296,8 грн. до 89,02 грн. за 1 тыс. куб. м в сутки (без НДС).
Как видим, создаются максимально выгодные тарифные предпосылки для обеспечения нужной рентабельности экспортных продаж украинского газа. Трейдер группы ТАС уже реализовал тестовые партии в Словакию (покупатель UK METALEX LIMITED) и Венгрию.
Операция “Кооперация”
Что касается таких стран, как Польша, Венгрия и Словакия, то интерес украинских поставщиков к ним может быть вызван их корпоративными и кооперационными интересами, учитывая наличие в Словакии и Венгрии достаточно мощных металлургических мощностей, которые являются потребителями железорудного сырья из Украины, а в ближайшем будущем могут стать и потребителями украинского газа. В частности, по итогам 2018-го Украина экспортировала в Польшу железной руды на $381 млн. (13,3% от общего объема) и в Словакию на $333 млн. (11,6%). Складывается ущербная торговая модель – мы продаем руду и газ, а взамен покупаем листовой металл для нужд машиностроения, который надлежащего качества не можем производить у себя.
Но даже с учетом всех бонусов в виде тарифов на “вход-выход” и кооперационной схемотехники, казалось бы, какой смысл экспортировать газ в Европу, если с учетом всех накладных затрат в Украине его можно продать более выгодно.
В нашей стране любую экспортную бизнес-модель необходимо рассматривать в контексте схемы возмещения НДС за счет госсредств. Некоторые виды бизнеса основывают на этом всю свою предпринимательскую стратегию. Похожие на “газовые” телодвижения наблюдаются и на рынке электроэнергии, где один из крупнейших украинских трейдеров контролирует 90% ее экспорта в Венгрию, причем цены продаж в этой стране почти вдвое дешевле тарифов на закупку электроэнергии у нашей тепловой генерации.
Электроэнергия дает нам ключ к пониманию того, как можно продавать тот или иной ресурс на экспорт дешевле, чем он стоит в Украине. Как известно, при продаже за границу действует нулевая ставка НДС и экспортер получает право на возмещение налогового кредита на величину исходящего финансового потока по закупке товаров и услуг внутри страны, в ценах которых присутствует НДС. При невысоком уровне добавочной стоимости (а у трейдеров она всегда невысока) экспортер чисто теоретически может продавать за рубеж свой товар по цене на 20% ниже, чем он стоит на внутреннем рынке. Убыток ему компенсирует государство в виде возмещения суммы налога. Эта коллизия привела к тому, что налоговая служба вынуждена была разослать свое разъяснение касательно налогообложения экспортной поставки товаров по цене ниже обычной. Исходя из норм Налогового кодекса, в данном случае мы имеем дело с контролируемыми операциями и включаются нормы о трансфертном ценообразовании. По мнению фискалов, при экспорте товара по цене ниже рыночной продавец должен не только применить налоговую льготу в виде нулевой ставки НДС, но и обложить разницу между “обычной” и реальной продажной ценой налогом на добавочную стоимость по ставке 20%. Не вдаваясь в тонкости налогового права и не определяя, кто прав, а кто нет, скажем только, что данная коллизия лишь показывает, насколько распространена практика продажи экспортного товара по цене ниже рыночной.
В случае, если данная налоговая модель заработает и на рынке газа (при его экспорте), отечественные трейдеры получат возможность продавать газ украинской добычи по стоимости ниже внутренних цен на 20% – разницу все равно компенсирует государство из бюджетного кармана. Задел в 20% вполне достаточный, исходя из паритета цен на внутреннем и внешнем рынке и учитывая себестоимость добычи газа в Украине. Главное – иметь “точку входа” в энергетической таможне, и все срастется.
Кстати, а что в Европе с ценами?
Начиная с января 2019 г. цена на газ на немецком хабе NCG составила 22,8 евро/MВт·ч. В феврале она снизилась до 17,85 евро, а в марте – до 14,36. В апреле произошел рост до 16,54 евро. Чтобы перевести эти цены в привычные нам тысячи метров кубических, нужно показатель немецкого хаба умножить на 10,57. А для получения цены на границе Украины и ЕС необходимо добавить еще примерно 3 евро за использование европейской газотранспортной системы, чуть более $6 за точку входа в нашу ГТС, умножить полученную цифру на курс НБУ к евро и доллару и добавить налоги.
Таким образом, на границе Украины и ЕС на данный момент газ должен стоить от 7692 грн. за 1 тыс. куб. м (с голландского TTF) до 7961 грн. (в немецком NCG). На практике с учетом “домешивания” газа украинской добычи по результатам торгов на Украинской энергетической бирже (УЭБ) средневзвешенная цена газа становится на 10% дешевле, чем ценовой индикатор на точке входа на западной границе. Этот диспаритет и создает начальные стимулы для поиска экспортных коридоров.
Рыночные индикаторы в ЕС не могли не сказаться на показателях украинского рынка газа. Согласно данным УЭБ по результатам электронных торгов средневзвешенные котировки по коммерческому газу в Украине сократились с 12 062 грн./тыс. кубов в ноябре 2018 г. до 6905 грн. в апреле 2019-го. Всего, начиная с ноября прошлого года, цена на коммерческий газ в Украине сократилась на 5157 грн. за 1 тыс. куб. м, или на 43% (правда, в эту цену не входит стоимость за транзит и распределение). Но даже этот “голый” показатель можно наглядно сравнить с ценой на газ, которую “Нафтогаз” предлагает населению, – 8380 грн. за 1 тыс. куб. м. Распределение и транзит должны стоить кратно меньше, чем разница в 1475 грн. за тыс. кубов между этой ценой и той, что на бирже.
При этом НАК прикрывается режимом ПСО и не менее изощренно предлагает его отменить, аргументируя это рыночным снижением цен в ЕС. Хотя, как мы уже упоминали, цена на газ в европейских хабах в апреле этого года начала расти, и отмена режима ПСО в нынешних условиях полностью отцепит население от тарифного “страховочного троса” к следующему отопительному сезону. В этих условиях продажа газа населению по ценам выше, чем покупает промышленность, – это всего лишь обычная попытка НАК затариться кэшем, продавая населению задорого то, что пока стоит дешево.
Подытожим: попытки “Нафтогаза” открыть коридор для экспорта украинского газа в ЕС на фоне позиции страны как нетто-импортера данного энергоресурса приведет лишь к ослаблению внутреннего предложения и, следовательно, к росту внутренних цен для промышленных потребителей. Кроме того, появится и удобный аргумент для обоснования нынешних цен для населения. Ну а описанная выше тарифная стимуляция лишь приведет к сокращению доходов “Укртрансгаза” – в преддверии уменьшения транзита из РФ это весьма “своевременно”. Похоже, руководители НАК так и не поняли, что удобные торговые механизмы для трейдеров, как отечественных, так и европейских, нужно создавать в рамках рыночной оболочки и инфраструктуры, каковой может быть лишь модель газового хаба. (Алексей Кущ, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)