Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: грязная нефть из России, ОПЕК+ и эмбарго, почему бензин будет дорожать

Нефть опять дорожает. Правда, существенных проблем глобальной экономике это пока не обещает. Но вот на горючее, в том числе в Украине, цены могут попрыгать.

Нефтяной индикатор политики

Новости международной политики о том, что США собираются ввести полный запрет на импорт нефти из Ирана, подтолкнули вверх мировые цены на нефть. Ее стоимость превысила $74 – это самый высокий показатель с октября прошлого года. Нефть марки Brent подорожала в понедельник на 2,93%, до $74,08 за баррель. Во вторник было уже $74,31, к утру среды – $74,5. Нефть марки WTI также подорожала – на 2,54%, до $65,67 за баррель, а затем и до $65,83.

Итак, США объявили о строжайшем запрете со 2 мая покупать иранскую нефть. При введении ограничений в прошлом году американские власти в порядке исключения разрешили беспрепятственно закупать иранскую нефть восьми странам – Китаю, Турции, Южной Корее, Индии, Греции, Италии, Тайваню и Японии. Теперь стало известно, что продлевать это “окно возможностей” Вашингтон не будет. Свои действия Госдеп объясняет необходимостью повысить цену, которую Иран платит за “злонамеренное поведение”, а также “усилить противодействие угрозе миру и безопасности, которую представляет действующий в Тегеране режим”.

На данный момент к нулю свой импорт из Ирана свели только три страны из восьми, которым была дана отсрочка, – Греция, Италия и Тайвань. Остальным теперь придется выбирать между полным отказом от иранских поставок или угрозой вторичных санкций со стороны США. Сейчас именно Пекин преимущественно выкупает нефть у Ирана и Венесуэлы. Экспорт нефти из Исламской Республики оценивается в 1 млн. барр./сут., до санкций было 2,5 млн. В ответ на действия США Иран в очередной раз предупредил о готовности перекрыть поставки любой нефти через Ормузский пролив – стратегическую артерию в зоне Персидского залива. Ранее эта регулярно звучащая угроза Штаты не останавливала.

На цены влияет и то, что Венесуэла за год сократила добычу нефти более чем на 40%. В марте, по данным Международного энергетического агентства, добыча в стране упала до 870 тыс. барр./сут. В начале апреля усугубилась и ситуация в Ливии. Глава национальной армии Ливии фельдмаршал Халифа Хафтар начал наступление на Триполи. Глава Национальной нефтяной корпорации Ливии (NOC) Мустафа Саналла уже предупредил, что эскалация конфликта в стране может привести к полной остановке добычи нефти и газа.

Полный запрет на покупку иранской нефти может означать потерю порядка 1,5-2 млн. барр./сут. для мирового рынка. По всей видимости, санкционное давление вынудит европейские страны, а также Японию и Южную Корею свести потребление иранской нефти к нулю, а Китай и Индия после первоначального снижения объемов импорта сохранят поставки из Ирана в суммарном объеме порядка 1 млн. барр./сут.

Что дальше?

Чиновники Госдепартамента считают, что потрясения на рынке в связи с этими мерами будут минимальны. Они объясняют это тем, что сейчас предложение превышает спрос и уход Ирана с рынка компенсируется поставками из Саудовской Аравии и ОАЭ. Но эксперты настроены менее оптимистично. Как отмечает Bloomberg, полный запрет на импорт иранской нефти может еще больше сократить предложение в условиях нестабильных поставок из Венесуэлы, Ливии и Нигерии и спровоцировать скачок стоимости нефти.

В случае развития событий в таком направлении, с учетом воздействия со стороны ОПЕК+, летом на нефтяном рынке может сложиться существенный дефицит предложения. И цены на нефть получат потенциал роста до уровня $80 и выше, предупреждают эксперты.

“Что это значит для Украины? Топливо на автозаправках будет дорожать даже при стабильном курсе гривни. Дополнительную нервозность вносит решение РФ остановить в будущем поставки топлива в Украину и делать это лишь по спецразрешениям. Вдобавок “Белнефтехим” выявил снижение качества поставляемой из РФ нефти. Это может привести к снижению поставок готового топлива в Украину (с Мозырского НПЗ) и дополнительной переориентации на нефтепродукты из ЕС, которые несколько дороже”, – сказал в комментарии экономист-международник, координатор Экспертной платформы НБУ Андрей Блинов.

По его мнению, кумулятивный эффект может составить до 1,5 грн. на литре бензина А-95 и дизеля.

Плюс ко всему, как отмечает эксперт, есть сезонный спрос: весной и осенью цены дополнительно растут из-за аграриев.

“Очевидно, учитывая лаг между ценами нефти и газа в шесть-девять месяцев, мы приближаемся к минимуму цен на импортируемый природный газ. В мае-июне вполне реалистична его стоимость около 7000 грн. за 1 тыс. куб. м. Ближе к осени цены на газ начнут быстро расти, как отражение роста цен нефти с $50 до $70 за баррель. Вряд ли 40%+, но на 20-25% вполне реально. Однако многое зависит от того, насколько быстро будет остывать мировая экономика и, соответственно, вести себя спотовый рынок газа”, – считает Андрей Блинов.

Неопределенности украинскому рынку моторного топлива добавляют действия Москвы. На минувшей неделе Дмитрий Медведев подписал постановление, определяющее список товаров, которые с 1 июня можно будет вывозить из РФ в Украину только на основании специальных разрешений. Это в основном энергоносители: каменный уголь и различные виды твердого топлива, полученные из каменного угля, бурый уголь, бензин, дизельное топливо и сжиженный газ. Из всего этого перечня наиболее критичны для Украины уголь, бензин, дизельное топливо и сжиженный газ.

Но есть версия, по которой и анонсированное Россией для Украины топливное эмбарго, и нынешняя “нефтяная война” между Александром Лукашенко и Кремлем – только временные потрясения, и уже летом ситуация выровняется. Добавим сюда вчерашнее заявление Владимира Гройсмана о том, что Украина переживет запрет экспорта нефти из РФ с минимальными потерями.

Участники топливного рынка тоже считают, что коллапса не ожидается. Так, по мнению директора “Консалтинговой группы А-95” Сергея Куюна, рынку предстоит заместить большой объем дизельного топлива. По его информации, в 2019 г. Украина в среднем ежемесячно импортирует 160 тыс. т белорусского ДТ, его доля по итогам первого квартала составила 34,5% рынка.

“По оптимистическому сценарию предстоит найти 80-100 тыс. т, по пессимистическому – 150-180 тыс. т, – говорит эксперт. – Последствия сбоя белорусских поставок облегчены большими запасами дизельного топлива, которые были сформированы под посевную кампанию, а она в этом году сдвинулась на конец апреля из-за плохой погоды”.

Проблем с обеспечением бензином в “А-95” также не ожидают: белорусский объем будет замещен топливом украинского производства, импортом из Литвы и по морю. “Цены на нефтепродукты для потребителей в ближайшее время продолжат рост, но пока основным драйвером является повышение котировок на мировом рынке вследствие уменьшения поставок из Ирана и Венесуэлы. На данный момент мировая конъюнктура сформировала потенциал роста в размере до 1 грн./л. Фактор перехода на альтернативные поставки дизтоплива скажется на ценах в мае”, – прогнозируют в “Консалтинговой группе А-95”. (Денис Лавникевич, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version