С 1 июля 2019 г. в Украине запускают электронное администрирование акцизов на топливо. Соответствующее постановление Кабмин принял 24 апреля.
Обновленная система СЭАРТ (Система электронного администрирования реализации топлива) будет отслеживать путь топлива – от поставки в страну до развоза заправкам. Чтобы все правильно учитывалось, операторы АЗС должны до 1 июня внести свои мощности (для хранения, транспортировки и продажи топлива) в СЭАРТ.
Еще одна обязанность заправщиков – оборудовать склады, транспорт и колонки на АЗС уровнемерами и расходомерами для контроля.
Эксперты считают, что благодаря всем этим мерам в Украину станет сложнее завозить контрабандное топливо и разбавлять горючее. Они направлены против теневого рынка и могут помочь.
“После вступления в силу изменений операторы будут обязаны, по сути, в режиме онлайн регистрировать каждое перемещение горючего. Саму идею считаем положительной для украинского рынка и одним из весомых шагов в борьбе с теневым сектором. В документе расписан порядок регистрации всех плательщиков акциза в СЭАРП, по-новому определено понятие акцизных складов и их распорядителей, изменены требования к акцизным накладных. Все эти меры значительно усложнят и сделают невозможной работу нелегальных операторов. Они позволят контролирующим органам гораздо эффективнее бороться с нелегальными потоками топлива”, – заверили UBR.ua в пресс-службе сети АЗК ОККО.
По подсчетам Нефтегазовой ассоциации Украины, в 2018 году через нелегальные АЗС в Украине было продано до 1,5 млн. т нефтепродуктов. Теневой оборот горючего оценивался 10 млн. грн.
Как будет работать
Новая система будет учитывать обороты и остатки легального топлива на каждом заводе, нефтебазе, заправке. Данные будут сверяться с информацией уровнемеров и расходомеров, которые установлены на акцизных складах. Все это покажет реальный объем оборота и остатков топлива в ежедневном режиме.
Если что-то не сойдется – значит докажет контрабанду и контрафакт. Это станет сигналом для налоговиков. Как только топливо вырастет в объеме при помощи каких-то неподакцизных добавок – значит с новых литров придется уплатить акциз.
Система перекрестного контроля поможет ликвидировать скруточные схемы, которые используются для продажи горючего на нелегальных АЗС.
“Для обеспечения работы такой системы будут сокращены сроки регистрации акцизных накладных, составляемых при реализации топлива. С одной стороны, ужесточается контроль за ресурсом, а с другой государство сможет собирать больше налогов. Так как не получится “спрятать” какую-то часть топлива. Повысится прозрачность рынка и улучшатся условия для добросовестной конкуренции”, – спрогнозировала UBR.ua президент Нефтегазовой ассоциации Украины (НАУ) Неля Привалова.
Влияние на цены
Работа по-новому будет дороже. Нефтетрейдерам нужно будет увеличить число работников под ежедневную регистрацию новых документов. Точно потребуется больше бухгалтеров. Число специалистов будет зависеть от величины конкретной сети заправок и объемов реализуемого ею топлива.
Еще придется потратиться на оборудование складов, заправок и передвижных цистерн. Нужно будет докупать уровнемеры и расходомеры, согласовывая установку с ГФС.
“Закупка уровнемеров и расходомеров – существенные затраты и увеличение нагрузки на бухгалтерско-учетный сектор. Не исключаю, что это может повлиять на конечную цену продукта. Хотя и не очень значительно. Главными ценовыми факторами останутся расценки внешнего рынка, курс гривны и соотношение спроса и предложения. Уменьшит ли новая система количество бодяжников – будет зависеть от степени контроля со стороны налоговых органов и ответственности за торговлю мимо ГФС. Ведь и сейчас есть те, кто торгуют без кассовых аппаратов и отчетов”, – подчеркнул в беседе с UBR.ua эксперт топливного рынка Леонид Косянчук.
По мере перехода на новую систему может возникать неразбериха. Хотя в целом введение электронного учета топлива приветствуется легальными заправщиками. Они рассчитывают на активную работу чиновников против нелегалов, и попутное формирование нужной нормативной базы.
“На текущий момент контролирующие органы не могут конфисковать товар – механизм изъятия не прописан законодательно. Его просто опечатывают, после чего нередко за малую мзду возвращают законному владельцу. С газом еще сложнее: чтобы демонтировать “левую” АЗС, нужно сначала откачать из нее газ и отвезти на ГНС. Все сложно”, – признал Косянчук. (Денис Вергун, Ubr.ua/Энергетика Украины и мира)