Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Россия: ПАО “Транснефть” назвало источник появления хлора в трубопроводе “Дружба”

Возбуждено уголовное дело из-за поставки некачественной нефти.

Некачественная нефть с высоким содержанием дихлорэтана попала в нефтепровод “Дружба” (проходит по территории Беларуси, Украины и Польши в Германию) через узел учета нефти в Самарской области, которым владел “Самаратранснефть-терминал”, сообщил в пятницу представитель “Транснефти”. На этом узле происходят прием нефти и анализ ее качества от нескольких малых производителей.

Правоохранительные органы возбудили уголовное дело об умышленном загрязнении нефти в трубопроводе “Дружба”, сказал он. По его словам, следственные действия проходят в Самаре в офисах нескольких частных организаций.

Представители Следственного комитета России, прокуратуры и ФСБ не ответили на вопросы “Ведомостей”.

Расследованием занимаются сотрудники ФСБ, сообщил “Ведомостям” человек, близкий к правоохранительным органам: рассматривается несколько версий – вплоть до диверсии. “Речь могла идти о спланированной акции – через узел могли влить несколько цистерн химикатов”, – считает собеседник, знакомый с ходом расследования.

Следственные мероприятия в офисах компании “Самаратранснефть-терминал”, ее дочерних и зависимых структурах в пятницу и субботу не проводились, сообщил “Ведомостям” первый заместитель гендиректора Антон Томилов.

“Самаратранснефть-терминал” (основной актив – НПЗ в Самарской области) входит в холдинг “Петронефть”. Последний принадлежит ООО “Даматриа”, ООО “Рид”, ООО “Спецресурс-сервис” и “Абсолют банку”.

“Самаратранснефть-терминал” продал узел учета нефти еще в 2017 г., говорят Томилов и Роман Трушев (был основным владельцем “Петронефти” до января 2019 г.). При этом сам “Самаратранснефть-терминал” находится в предбанкротном состоянии: в феврале по иску “Абсолют банка” суд ввел процедуру наблюдения в отношении его.

Томилов знает, что в 2018 г. узел приема нефти в лизинг взяла компания ООО “Нефтеперевалка”, а затем приобрела его. Представитель ООО “Нефтеперевалка” (100% принадлежит его гендиректору Светлане Балабай) отказался от комментариев.

Через узел, пока он принадлежал “Самаратранснефть-терминалу”, поступало сырье от нескольких частных нефтяных компаний Самарского региона, говорит Трушев. По данным двух чиновников и собеседника в крупной нефтяной компании, некачественную нефть могли поставлять четыре производителя, не входящие в вертикально интегрированные компании. Всего загрязнено около 700 000 т нефти, говорят они.

Управляющий партнер компании Bright Денис Абакумов сомневается, что это была диверсия. По его мнению, скорее всего, произошел сбой системы из-за критической массы проблем: “Смысл диверсии, кроме как создать политический резонанс, малопонятен, да и в чем смысл политического резонанса?”

Версия о том, что кто-то из нефтяных компаний мог злонамеренно направить в трубу “Транснефти” некачественную нефть, тоже вызывает сомнения – это огромные риски и легко обнаружить, подчеркивает он. Перед сдачей нефти с месторождения в трубопровод, а также при ее входе на НПЗ сырье проходит через автоматизированную систему измерения и контроля, говорит источник в одной нефтяной компании. “Если нефть не соответствует определенным стандартам – например, превышает требуемое содержание серы, то “Транснефть” прекращает ее принимать, а чтобы поставки возобновить, приходится все исправлять и дожидаться комиссии”.

“Транснефть” очень тщательно проверяет качество входящей нефти, отмечает гендиректор “Ассонефти” Елена Корзун. “На хлор проверка проходит каждые 10 дней, и то, что такое количество прошло, форс-мажор. Для такого загрязнения должно было пройти очень много нефти через пункт приема. Малые компании столько не добывают”, – говорит она.

“Проблема может быть связана с общим падением качества нефти, добываемой в Поволжском регионе, и устаревающей системой контроля, не способной оперативно реагировать на подобного рода проблемы”, – рассуждает Абакумов.

В пятницу, 19 апреля, “Белнефтехим” пожаловался на резкое ухудшение качества российской смеси Urals. России пришлось ограничить ее экспорт в Европу. Проблема вызвала большой резонанс и стала темой для обсуждений президентов Белоруссии Александра Лукашенко и России Владимира Путина в Пекине. “Если недостаточно будет внутрикорпоративного расследования (на уровне “Транснефти”. – “Ведомости”), я не исключаю, что мы проведем расследование на уровне правоохранительных органов и специальных служб”, – обещал Путин.

“Белнефтехим” оценил недополученную выручку от снижения переработки из-за ухудшения качества российской нефти в $100 млн. Компании пришлось заменить часть оборудования, которое вышло из строя из-за высокого содержания хлора в российской нефти.

Обычно в контрактах оговариваются подобные риски, а также кто должен возмещать убытки, сказал партнер юридической фирмы TA Legal Consulting Марат Агабалян. Как правило, “Транснефть” несет ответственность за качество нефти в трубе, говорят два собеседника в нефтяных компаниях. Агабалян уверен, что “Транснефть” сможет взыскать убытки с виновных в загрязнении нефти.

К самой “Транснефти” пока никаких требований о возмещении убытков от покупателей нефти и от нефтяников не поступало, знает один из собеседников “Ведомостей”. (Виталий Петлевой, Алексей Никольский, Елена Вавина, Ведомости/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version