25 апреля Верховная Рада поддержала во втором чтении законопроекта №8449-д, который позволит проводить аукционы на рынке возобновляемой энергетики. Документ дает возможность не только снизить “зеленый” тариф в течение 2020-2024 гг., но и создает равные конкурентные условия для всех игроков.
Издание #Буквы попытались разобраться в том, почему данный закон вызвал столь бурный резонанс в СМИ и экспертной среде.
О чем закон?
Согласно законопроекту №8449-д, увеличивается мощность по каждому виду альтернативного источника энергии – как для частных домохозяйств, так и для небольших промышленных объектов. В первом случае устанавливается мощность для домашних солнечных электростанций (ДСЭС), которая не должна превышать 50 кВт (было 30 кВт), во втором – 150 кВт. Однако для домашних солнечных электростанций вводится существенное ограничение: с 2020 года они не смогут устанавливать солнечные панели на земле, а лишь на крышах и фасадах зданий, стенах капитальных сооружений (сараи, гаражи, беседки). Для того, чтобы разместить солнечные панели на всех зданиях, принадлежащих владельцу дома, необходимо их внести в план домохозяйства.
Вышеупомянутый документ не отменяет “зеленый” тариф для тех, кто уже построил домашние солнечные электростанции на земле или фермах, поскольку закон обратной силы не имеет. Более того, украинцы могут построить ДСЭС без каких-либо ограничений по старым правилам до конца этого года, потому что закон вступит в силу лишь со следующего года. Также до 2020 года они имеют право продавать “зеленую” энергию государству по старой цене – 18 центов за 1 кВт/час. Однако с нового года цена на “зеленый” тариф (ЗТ) снизится на 10%.
С 1 января 2020 года большие энергетические компании будут принимать участие в “зеленых” аукционах, вместо ныне действующих фиксированных “зеленых” тарифов. Внедрение аукционов позволит снизить цены на “зеленую” электроэнергию благодаря запуску механизма конкуренции. В аукционе имеют право принимать участие предприятия, которые производят “зеленую” энергию из ветра мощностью 5 МВт и солнечной энергии мощностью 1 МВт. Аукционы будут проводиться два раза в год, при этом каждый из участников должен будет предоставить банковскую гарантию в размере 5 евро за 1 киловатт. Кроме того, они должны иметь подтвержденные права собственности на землю и заключенный договор о присоединении к электрическим сетям. Ежегодно Кабмин до 1 декабря устанавливает размер квоты государственной поддержки на протяжении 5 лет подряд.
Следующим шагом после принятия закона станет запуск пилотных проектов в электронной системе ProZorro.
Шумиха вокруг закона
Законопроект “О внесении изменений в некоторые законы Украины об обеспечении конкурентных условий производства электрической энергии из альтернативных источников энергии” уже называют спорным.
Некоторые СМИ считают, что документ защищает большие энергетические компании, позволяя последнем вытеснить более мелкие предприятия. Их мнения разделяют эксперты, написавшие о том, что именно под Ахметова и был принят соответствующий закон, запрещающий украинцам строить у себя во дворе солнечные электростанции для своих нужд.
С другой стороны, в социальных сетях начали писать, что данный закон разрабатывался с целью борьбы с недобросовестными гражданами, которые продавали избыток солнечной электроэнергии по завышенным ценам.
При этом они выкупали целые заброшенные улицы в селах и устанавливали на земле нежилых домов мини СЕС (2-3 МВт), продавая в итоге полученную электроэнергию по ЗТ для частных домохозяйств без уплаты налогов. А поскольку в Украине установлен высокий “зеленый” тариф (5 грн.), особенно для СЭС, то это создает избыточную ценовую нагрузку для потребителей, которая в дальнейшем будет стремительно расти. Именно для того, чтобы прекратить рост ТЗ и остановить рост цен на “зеленую” энергию был принят закон №8449-д, позволяющий закрыть лазейки в законе для непорядочных граждан.
Мнение народного депутата от БПП
В комментарии #Буквам народный депутат от фракции БПП Ольга Белькова отметила, что в данной сфере очень важна честная борьба за потребителей. А благодаря законопроекту об аукционах в Украине со следующего года будет снижаться “зеленый” тариф.
“Это очень выгодный бизнес, поскольку “зеленый” тариф прописан в норме закона, который его же определяет. Справедливый он или нет, но он зафиксирован в евро. Это нестандартный подход, и ни у какого другого бизнеса нет таких гарантий, как у “зеленой” энергии. На сегодня все производители “зеленой” энергии получают “зеленый” тариф, и вопрос лишь в том, насколько мы как потребители готовы его оплачивать”.
Она считает, что нельзя выделять малые, средние и крупные предприятия, а нужно смотреть на этот вопрос комплексно. Именно поэтому она предлагала в своих правках к закону, которые не были поддержаны ее коллегами, учитывать не только технические, финансовые и инвестиционные риски всех типов производителей, но и интересы потребителей.
“Сейчас идет попытка демонизировать одну или две правки. Это неправильно. Мне жаль, что за весь период существования “зеленой” энергии в Украине общество разделилось на романтиков и противников. Важно, чтобы все цены на все категории были справедливыми. Вопрос “зеленой” энергетики требует широкого общественного обсуждения, потому что мне бы не хотелось, чтобы на смену старых олигархов, которые сделали состояние на газе или угле, пришли новые, которые будут это делать на “зеленой” энергии. “Зеленая” энергия, безусловно, нужна, но это не значит, что все должны из карманов достать последние копейки и отдать их на “зеленую” энергию”.
По словам Бельковой, закон позволяет провести в текущем году пилотные аукционы для тех, кто уже сегодня готов на них выйти. Это при желании может сделать как действующее Правительство, так и новое.
“И тогда мы увидим настоящую цену “зеленой” энергии в условиях Украины, а не то, что определяет законодатель. Чтобы вы понимали: в мире нет такого, чтобы законодатель определял размер “зеленого” тарифа. Обычно это делает регулятор, который ежегодно пересматривает тариф. То есть сегодня большинство стран переходит на аукционы, а у нас законодатель написал, а некоторые владельцы пролоббировали, и вот мы имеем цену на электроэнергию”.
Нардеп объяснила, что “зеленый” тариф компенсируется за счет кросс-субсидирования сниженной цены от других производителей (это “Энергоатом”) и повышенного тарифа для промышленности.
“Для населения существует регулируемая цена, поэтому кажется, что конечный потребитель за это не платит, но на самом деле так или иначе каждый из нас платит, потому что мы все являемся потребителями услуг, сервисов и товаров, производимых промышленниками. Они, в свою очередь, исходят из средневзвешенной рыночной цены, которая предусматривает компенсацию по “зеленому” тарифу. И никаких государственных субсидий нет, есть только субсидии от промышленности для населения и от других производителей”.
В конце она добавила, что выступала за существенное увеличение банковской гарантии, поскольку при переходе на аукционы бизнесмены, подающие заявки, понимали, что несут определенный уровень ответственности за выполнение обязательств, которые они взяли перед банком. И если предприниматели пообещали построить солнечную электростанцию, то они должны будут это сделать.
Экспертное мнение
В комментарии #Буквам эксперт по энергетическим вопросам Сергей Дяченко подчеркнул, что в Украине не совсем правильно понимают, что такое возобновляемая энергетика, поэтому все говорят лишь о солнечной и ветровой, забывая при этом об остальных видах альтернативной энергии.
“В нашем случае это очень сложные для развития виды энергетики (солнечная и ветровая), поскольку у нас очень ограничены маневровые потуги, которые нужны для маневрирования энергосистемы. У нас подобные потуги выполняет гидроэнергетика, которой мало (у нас где-то до 8 %) и тепловая (угольная). Хотя последняя не относится к высокоманевренным, то есть она не может принимать участия в пиковых нагрузках, что, в свою очередь, приводит к ускоренному износу”.
Эксперт привел две основные проблемы, которые возникают на рынке возобновляемой энергетики. Во-первых, “зеленая” энергетика чувствительна к резервам в энергосистеме и ее регулированию. Во-вторых, в Украине установили высокие “зеленые” тарифы, которые очень скоро могут ударить по кошельку украинцев.
“Мы уже начинаем это чувствовать. Если я не ошибаюсь, то 10 % рынка уже идет на оплату возобновляемой энергетики, хотя у нее процент покрытия баланса гораздо меньше, чем 10 %. Сама идея аукциона достаточно хорошая, поскольку уже пора ограничивать дополнительные мощности. И помнить, что “зеленая” энергетика – это не только солнце и ветер, а есть много других видов “зеленой” энергетики, которые не такие чувствительные к регулированию энергетического баланса. Например, гидроэнергетика и биогаз могут сами участвовать в регулировании энергобаланса”.
По его мнению, “зеленые” тарифы создавались не под малый бизнес, а под олигархов, желающих заработать на них под видом европейской интеграции. Именно поэтому многие бизнесмены вкладывали деньги в солнечные и ветроэлектростанции, и через год все вложенные средства окупались.
“Например, господин Клюев, который в свое время занимался строительством солнечных электростанций. У нас монопольный рынок, и компании ДТЭК, и “Энергоатом”, и “Укргидроэнерго” контролируют где-то около 80 % рынка электроэнергии, а были времена, когда они контролировали более 90 %. Это три монопольных кита, которые будут держать высокие цены. И тут по-другому быть не может, потому что такая монопольная структура рынка. И мы получим очень высокие цены на электроэнергию из-за интенсивного развития “зеленой” энергетики с высокими “зелеными” тарифами. И нам надо разработать какие-то сдерживающие механизмы для развития “зеленой” энергетики. Поэтому принятие этого закона позволит аукционам сдерживать рост цен на энергию”.
Он привел пример Словакии, которая тоже в начале развивала солнечные и ветровые электростанции, но потом поняла, что ее трудно регулировать и постепенно перешла на другие виды альтернативной энергии (биоэнергетика, биогаз, мусор и прочее). Украине же необходимо модернизировать атомные станции и теплогенерацию.
Сергей Дяченко также подчеркнул, что альтернативную энергетику необходимо развивать и диверсифицировать по разным видам и формам собственности.
“Знаете, за счет чего немцы имеют такой большой процент регулирования возобновляемой энергетики в балансе? Потому что у них общая энергосистема с Австрией, у которой есть гидроэлектростанции, которые помогают регулировать немецкую энергетику.
У нас сейчас в балансе преобладает дешевая атомная генерация (около 60 %), у которой отсутствует маневренный диапазон, из-за чего ее саму надо регулировать. При этом дорогая возобновляемая энергетика (солнце и ветер) будет выталкивать из энергобаланса дешевую атомную. По закону возобновляемую энергетику обязаны брать в баланс, а это значит, что нужно уменьшать баланс других видов энергии (дешевую атомную)”.
В комментарии #Буквам эксперт по энергетическим вопросам Алексей Оржель отметил, что, согласно закону, промышленные объекты получат поддержку через аукционы, то есть тот, кто предложит лучшую цену (из-за того, что у него лучший бизнес-план или лучше оборудование), тот и получит возможность продавать электрическую энергию по аукционной цене в течение 20 лет.
“Недостаток в том, что аукционы надо было внедрять раньше, дата 01.07.2019 была определена, когда появилась первая редакция законопроекта. Ответственность за затягивание лежит на законодателях, которые затянули сознательно или бессознательно этот процесс”.
По его словам, поправка нардепа Домбровского к закону (24) убивает экономическую модель бытовых СЭС, так как на крышах и фасадах можно установить лишь до 12 кВт.
“Окупаемость составляет 7-12 лет. Конечно, бороться со злоупотреблениями нужно, но не запретами для всех. Более того, такое ограничение уже действовало до 2015 года (было исключено законопроектом № 2010-д), и злоупотребления все равно были. Были установлены ДСЭС на земле, а облэнерго этого “не видели”. То есть это ограничение – поправка Домбровского № 24 – будет действовать на законопослушные домохозяйства. Тот, кто злоупотреблял, и дальше будет злоупотреблять”.
Исходя из всего вышесказанного, становится очевидным, что законопроект № 8449-д направлен на борьбу с монополистами на рынке возобновляемой энергетики. Также он позволит значительно снизить цены на “зеленый” тариф и урегулировать “зеленую” энергетику. Вопрос лишь в том, насколько эффективно он будет внедряться и чьи интересы будет защищать. Если потребителей, то цены на электроэнергию начнут снижаться, если же олигархов, то мы вскоре почувствуем это на себе. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)