Увеличить собственную добычу газа, получить энергетическую независимость и снизить цены на газ. Премьер-министр Владимир Гройсман отмечает, что это реально. VoxCheck проверил, так ли это.
В программе “Свобода слова” Владимир Гройсман заявил:
“Когда рыночные цены в Европе падают, то почему” Нафтогаз “не принять быстрого решения о снижении цен? В конце концов” Нафтогаз “принял решение об уменьшении цен, пока на 300 грн. Цены на рынках падают, думаю, динамика продолжится”.
Кроме того, и во время выступления в программе “Свобода слова”, и во время приветственной речи на заседании правительства 24 апреля Гройсман отмечал, что “Нафтогаз” умышленно медлил со снижением цены на газ через “свои меркантильные интересы”.
Впрочем, премьер-министр манипулирует, когда говорит, что “Нафтогаз” может быстро принять решение о снижении цен, когда падают цены в ЕС.
Компания продает газ населению по цене, установленной “Положением о возложении специальных обязанностей”, к этой цене добавляются НДС и тарифы на распределение и транспортировку.
Таким образом, сначала решение о снижении цены должен принять правительство, а уже потом “Нафтогаз” корректирует свою цену, учитывая постановления правительства.
Кроме того, Гройсман заявил, что Украина должна стать независимой газовой государством:
“Мы должны избавиться от любых зависимостей от любого рынка. Если мы будем добывать в Украине 30-33 млрд. куб. м газа, то сможем формировать цены в Украине абсолютно системно”.
Премьер-министр подразумевает, что цена европейского газа станет неважным для Украины, если она сможет полностью обеспечивать себя отечественным газом.
С одной стороны, цена импортного газа в таком случае действительно не будет определяющей для Украины по свободного ценообразования, как сейчас.
С другой стороны, когда Гройсман говорит, что “мы должны избавиться от любых зависимостей от любого рынка”, то это противоречит планам самого правительства.
Энергетическая стратегия до 2035 года предусматривает интеграцию Украины в европейский рынок газа.
Государство станет частью европейского рынка газа и будет в определенной степени зависеть от ценовой конъюнктуры на нем.
Кроме того, компании смогут продавать газ за границу, если там цены будут выше. Итак, полностью избавиться от зависимости от внешних рынков не получится.
33 млрд. куб. м – это примерный объем газа, который Украина потребляет в год. В 2018 г. Украина использовала 32300000000 куб. м, в 2017 г. – 31900000000 куб. м. Почти половину из этого объема сжигает населения.
Этот объем наполовину больше, чем объем добычи газа в Украине. В последние годы добыча постепенно рос и достиг 21 млрд. куб. м в 2018 г. в противовес 19900000000 куб. м в 2015 г.
Однако добыча растет медленнее, чем хотели бы правительство и “Нафтогаз”. В 2017 году НАК заявлял, что ожидает увеличения добычи на 600 млн. куб м, но в том году он вырос на 400 млн. куб м.
Наращивание добычи газа – амбициозная цель, но сделать это быстро непросто. Даже если это удастся, Украина не сможет стать полностью независимой от внешних рынков, ведь в планах правительства – интеграция в европейский рынок, а частные компании экспортировать газ за границу, если им это будет выгодно.
Кроме того, некорректно обвинять “Нафтогаз” в недостаточно быстрых изменениях цен на газ для населения, ведь их регулирует правительство, и соответствующее постановление пересматривается каждые полгода. Цены на газ для промышленности меняются чаще. (Анастасия Иванцова, VoxUkraine, специально для ЭП, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)