Россияне пообещали компенсации всем, кто докажет, что пострадал от загрязнения хлорорганикой нефти в нефтепроводе “Дружба”. Такое заявление сделал вице-премьер-министр России Дмитрий Козак, добавив, что размер компенсации будет определен позже, через 3-4 недели.
“Мы не занимаемся сегодня подсчетом компенсаций. Надо завершить физическое устранение всех последствий. Если мы будем заниматься только этими расчетами и попыткой подсчитать, сколько кому выгодно, мы сместим акценты на другие задачи”, – сообщил Козак после встречи с вице-премьером Беларуси Игорем Ляшенко. Однако в тот же день министр энергетики России Александр Новак заявил, что общий ущерб от поставок загрязненной нефти по “Дружбе” составляет менее $100 млн.
По словам Козака, Беларусь и Россия договорились создать для оценки убытков совместную группу, однако компенсация будет полагаться не только Беларуси. “Всем, кто докажет, что у них есть реальные убытки, конечно, будем компенсировать”, – отметил Козак. Он не уточнил, что подразумевает собой “доказательство”, однако отметил, что к ситуации с загрязнением нефти и компенсации убытков конструктивно отнеслась не только Беларусь, но также Польша, Венгрия, Словакия и Украина. При этом следующее обсуждение этой темы, сказал Козак, возможно уже на уровне премьер-министров заинтересованных стран.
Тем временем оператор украинских нефтепроводов, в которые также попала загрязненная хлорорганикой российская нефть, компания “Укртранснафта” 14 мая уже предварительно обсудила вопрос компенсации с представителями российской компании “Транснефть”. В данном случае речь идет о компенсации дополнительных затрат на проведение нестандартных работ, связанных с вытеснением некондиционной нефти из нефтепровода “Дружба”. При этом “Укртранснафта” сообщила, что урегулирование этого вопроса не предусмотрено действующим соглашением о предоставлении услуг по транзиту российской нефти, поэтому стороны обсуждают дополнительный договор, в соответствии с которым будет проводиться расчет, сроки и условия компенсации этих затрат.
“Укртранснафта” остановила транзит российской нефти, в которую попали примеси хлорорганики, 25 апреля. По информации компании, на украинской части нефтепровода “Дружба” оказалось 500 тыс. т “плохой” нефти. Позднее глава “Укртранснафты” Николай Гавриленко уточнил, что к 14 мая в украинской части нефтепровода “Дружба” осталось около 350 тыс. т загрязненной нефти.
Для того, чтобы решить проблему с загрязненной нефтью, было договорено, что она будет постепенно добавляться в чистую таким образом, чтобы не превышать в итоговой смеси концентрации хлорорганических соединений. Поэтому уже 11 мая “Укртранснафте” удалось освободить от “плохой” нефти одну ветку нефтепровода, и по ней возобновить транзит. По расчетам “Укртранснафты”, для прокачки в сторону Венгрии и Словакии некондиционной нефти в соответствии с графиком, утвержденным всеми заинтересованными сторонами, потребуется от четырех до шести месяцев, и этот срок зависит от концентрации хлорорганики.
Украина пострадала в этом инциденте несравненно меньше, чем соседняя Беларусь. Если загрязненная нефть вывела из строя Мозырский нефтеперерабатывающий завод, и президент Беларуси Александр Лукашенко оценил размеры убытков в “сотни млн. долларов”, то “Укртранснафта” 3 мая сообщила, что за период с 25 апреля по 2 мая она недополучила 29,2 млн. грн. выручки из-за приостановки транзита российской нефти в направлении Словакии, Чехии и Венгрии. При этом в компании рассчитывали, что российские отправители нефти наверстают упущенное за счет увеличения объемов прокачки в следующие периоды до конца текущего года. При этом в “Укртранснафте” отметили, что нефть с повышенным содержанием хлора в процессе транспортировки не причиняет вреда трубопроводам компании, поэтому говорить о компенсации прямого ущерба неактуально. Однако “Укртранснафта” может потребовать от “Транснефти” компенсации затрат, связанных с проведением технических работ, необходимых для решения проблемы грязной нефти.
По мнению директора специальных проектов Научно-технического центра “Психея” Геннадия Рябцева, убытков у “Укртранснафты” от грязной российской нефти не будет – оборудование и инфраструктура испорчены примесями не будут. “Укртранснафта” может лишь недополучить прибыль от сокращения транзита. Но в таком случае взыскать недополученную прибыль можно будет лишь при условии, что в договоре об услугах прокачки нефти по территории Украины четко зафиксированы посуточные объемы. Если же договор предусматривает оплату “по факту” прокачки, да еще и по итогам года, то факта недополучения прибыли может и не быть. Кроме того, нужно учитывать, что мощности нефтепровода “Дружба”, проходящего по территории Украины, позволяют увеличить прокачку и таким образом наверстать упущенное.
Тезис о том, что контракты на транзит российской нефти будут выполнены российской стороной, поддерживает и директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. “Контракты будут выполнены, объемы нефти будут докачаны позже, и я не вижу здесь особой проблемы, – сказал он.
В частности, на входе в Украину мощность украинского участка нефтепровода составляет 55 млн. т в год, на выходе – 26,5 млн. т в год. Для сравнения – в прошлом году “Укртранснафта” прокачала транзитом через территорию Украины только 13,3 млн. т нефти.
Пока “грязная” нефть не вызвала сокращения объемов прокачки – как сообщила “Укртранснафта”, по итогам апреля, даже несмотря на инцидент, объем транзита вырос почти на 6% по сравнению с апрелем прошлого года, до 848,6 тыс. т.
Сергей Куюн отметил, что в этой ситуации главное, что “Транснефть” уже пообещала покрыть все дополнительные затраты. “Это заявлено уже на официальном и неофициальном уровне. Главное, что они признают наличие проблемы, а не отнекиваются”, – отметил он.
Дополнительные расходы, которые может понести “Укртрансанафта” в связи с этой проблемой, пока сложно посчитать, поскольку они зависят от объема нефти, которую нужно будет разместить на хранение, а он постоянно меняется. “Сейчас в интересах всех – как можно быстрее возобновить транзит, поскольку как только это случится, все сразу опять начнут зарабатывать. Поэтому это – задача №1”, – сказал он.
Директор компании ExPro Gas&Oil Геннадий Кобаль считает, что даже если хлорорганика и вызовет порчу или усиленный износ нефтеперекачивающего оборудования и трубопроводов, получить компенсацию “Уктранснафте” будет тяжело – нужно будет четко доказать, что убытки вызваны именно хлорорганикой, а не чем-то еще. “Чтобы доказать убытки, нужно провести очень большую работу. Оборудование ведь не выходит из строя прямо сейчас. Могут, например, сократиться сроки межремонтных работ, может сократиться срок службы оборудования. Но чтобы это доказать, нужно проводить осмотр и экспертизы”, – сказал он.
При этом не следует забывать, что транзит российской нефти является основным источником заработка для “Укртранснафты” – при общем объеме транспортировки в 2018 году 15,4 млн. т нефти непосредственно на долю транзита в сторону европейских НПЗ пришлось 13,3 млн. т. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)