Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: быть или не быть конкурентному оптовому рынку электроэнергии с 1 июля

До пуска нового оптового рынка лектроэнергии, намеченного на 1 июля, осталось немногим более месяца. Одним из главных вызовов является низкий уровень конкуренции на рынке генерации, который при отсутствии механизмов защиты определенных категорий потребителей может вылиться для них в ценовой шок.

Помимо высокой концентрации немаловажными проблемами также является: ненадлежащее качество коммерческого учета потребления э/э, отсутствие ряда необходимых нормативно-правовых актов, а в некоторых случаях и наличие противоречий в законодательстве. На этом фоне проблематичным стороны считают и отсутствие единого центра контроля за мероприятиями по подготовке к внедрению новой модели рынка и ненадлежащий уровень коммуникации между всеми его участниками. “Энергореформа” разбиралась, что же накануне пуска говорят действующие лица о своей готовности к нему, а также необходимости переноса старта новой модели.

Оператор системы передачи

В НЭК “Укрэнерго” уверены: система не может быть на 100% готова к корректной работе с 1 июля. Так, по мнению главы компании Всеволода Ковальчука, наряду с высоким уровнем концентрации на рынке генерации двух крупнейших производителей э/э (НАЭК “Энергоатом” и ДТЭКа, чья суммарная доля составляет порядка 80%) проблематичным является и отсутствие из-за нормативно-правовых ограничений возможности обеспечить в общей структуре производства долю импорта на надлежащем уровне – в 10%.

Чтобы предотвратить значительный рост стоимости э/э Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) работает над введением предельных цен (price cap) для каждого сегмента рынка.

Однако, по мнению Ковальчука, price cap не является гарантией защиты потребителей, поскольку данный механизм направлен не на развитие конкуренции, а на предотвращение возможных резких движений крупнейших генерирующих компаний.

“Мы четко понимаем, что если будет price cap на уровне средневзвешенной цены генерации или даже на уровне ОРЦ, то наибольшие участники рынка получат техническую возможность (не говорю, что они ею воспользуются) ставить свою цену под обозначенный максимум этого price cap. Например, в случае с “Энергоатомом” эта цена может быть в 2,5 раза больше их текущей цены реализации”, – заявил глава НЭК в ходе круглого стола в агентстве “Интерфакс-Украина”.

Это, по мнению Ковальчука, в условиях отсутствия возможности для госкомпании работать на рынке двухсторонних договоров, может привести к росту средневзвешенной цены для небытовых потребителей приблизительно на 25%.

В случае, если путем возложения специальных обязательств на “Энергоатом”, будет сохранена действующая цена на э/э для населения, то для небытовых потребителей она может вырасти на 12-15%. В конечном итоге за это все равно заплатит население, которое получит рост стоимости различных видов товаров и услуг. Такие результаты внедрения рынка будут противоречить основной его цели – снижению цены предложения, подчеркивает глава “Укрэнерго”.

В тоже время он акцентирует внимание на том, что технически низкий уровень конкуренции на рынке не мешает внедрению его новой модели. Реальная угроза в настоящее время – отсутствие необходимой нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность поставщиков вспомогательных услуг. Проблемой будет также качество данных коммерческого учета, ненадлежащий уровень которого приводит к расчетным небалансам, за которые также заплатят потребители.

Нерешенным остается и вопрос противоречий в законодательстве. Так, например, согласно закону о рынке э/э, “Укрэнерго” должно быть собственником системы передачи (условие, необходимое для сертификации компании как оператора системы), что противоречит закону о приватизации, и закону об управлении государственным имуществом, в которых четко указано, что ни одна организация не может быть собственником системы. При этом глава НЭК сомневается, что такие значительные противоречия, которые не были урегулированы в течение двух лет, могут быть устранены за оставшиеся полтора месяца.

Комментируя непосредственно готовность самой компании к запуску нового рынка, Ковальчук отметил, что “Укрэнерго” со своей стороны успеет обеспечить выполнение с 1 июля всех закрепленных за ним функций.

“Технически, с точки зрения работы программного обеспечения, я абсолютно уверен, что наша компания будет готова обеспечить выполнение закрепленных за ней функций… Но будет ли корректно работать рынок? Я абсолютно в этом не уверен”, – заявил он, добавив, что, по его мнению, новая модель так или иначе будет запущена с 1 июля, поскольку Верховная Рада вероятнее всего просто не успеет своевременно принять решение о его переносе.

Генерация

В энергохолдинге ДТЭК не видят необходимости переносить дату запуска рынка. Уровень готовности нормативно-правовой базы там оценивают в 98% – 39 из 44 основных актов уже приняты, остальные находятся на финальной стадии. Кроме того, позитивно оценивают в энергохолдинге и техническую готовность участников, которые в тестовом режиме продают более 70% объема потребления э/э в стране.

Что касается уровня концентрации, то в компании не усматривают возможность каких-либо критических проблем и утверждают, что запуск нового оптового рынка будет способствовать развитию конкурентных механизмов.

“Когда речь идет о двух больших игроках нужно учитывать загруженность их мощностей. Тепловая генерация на сегодняшний день работает на 36% от своих технических возможностей. В условиях нового рынка начнется борьба между компаниями за повышение уровня своей загруженности выше нынешнего. Мы будем стараться конкурировать с тем же “Энергоатомом”, который закрывает базу. Нам тоже нужно в ней работать. Кроме того, необходимо учитывать, что помимо “Энергоатома” на рынке есть еще “Центрэнерго” и “Донбассэнерго””, – отметил гендиректор компании “ДТЭК Трейдинг” Виталий Бутенко, вытуспая на круглом столе в “Интерфакс-Украина”.

В ДТЭКе заверяют, что открытие импорта э/э через Бурштынский остров будет способствовать развитию конкуренции. Еще более важное значение будет иметь запланированная на 2023 год интеграция энергосистемы Украины с энергосистемой Европы, которая позволит обеспечить присутствие европейских энергогенерирующих компаний на всей территории Украины.

Говоря о цене э/э для потребителей, в энергохолдинге отмечают, что готовы работать с механизмом ограничения регулятором цен на новых сегментах ради их своевременного запуска и во избежание скачков.

“В безопасном режиме рынок уже может быть запущен, пусть и с какими-то ограничениями, которые создают необходимый уровень комфорта и уверенности в том, что не произойдет каких-то критических проблем и ошибок”, – считает Бутенко.

В свою очередь “Энергоатом”, который, возможно, как никто другой, ожидает запуска новой модели в надежде получить адекватную цену за генерируемую им э/э и платежеспособных трейдеров, со своей стороны готов на себя взять решения вопроса с компенсацией низкой цены на э/э для населения.

“Мы готовы участвовать в удержании цен для населения на том уровне, который действует в нынешнем рынке. По нашему мнению, новый рынок не должен привести к росту стоимости для населения и значительному росту для промышленности”, – заявил гендиректор “Энергоатом Трейдинг” Сергей Бедин в ходе круглого стола.

Следует отметить, что Министерство энергетики и угольной промышленности в рамках планов по возложению на “Энергоатом” специальных обязательств, предлагает Кабинету министров установить цену на отпуск компанией электроэнергии поставщикам универсальных услуг, осуществляющих поставки населению, на уровне 0,75 грн./кВт-ч, что на 31,6% нынешней цены реализации (0,57 грн./кВт-ч).

По словам Бедина, запуск новой модели позволит компании за счет выхода на более высокую стоимость энергоресурса увеличить инвестиции в ряд долгосрочных проектов, реализуемых “Энергоатомом”, в частности, в строительство Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ), продление сроков эксплуатации действующих блоков, а также строительство новых.

“НАЭК “Энергоатом” полностью поддерживает введение новой модели рынка с 1 июля в защищенном режиме, так чтобы не пострадал ни потребитель, ни производитель. Но запускать рынок надо”, – отметил Бедин, добавив, что регулятор должен своевременно внести необходимые изменения в нормативно-правовые акты.

Распределительные компании

Позицию генерации не разделяют бывшие облэнерго, которые с января 2019 года прошли анбандлинг, разделившись на операторов системы распределения и поставщиков. При этом, в условиях подготовки к запуску оптового рынка (до момента внедрения “Укрэнерго” платформы Датахаб) на них были возложены функций администратора коммерческого учета.

Так, по словам директора департамента энергосбытовой политики ООО “Укрэнергоконсалтинг” (представляет интересы “Львовоблэнерго” и “Прикарпатьеоблэнерго”) Натальи Костышеной, главной проблемой для распределительных компаний является отсутствие инструментов для надлежащего учета.

“Фактически за два года было провалено развитие заложенной в законе концепции развития рынка услуг коммерческого учета… В настоящее время у нас нет соответствующих инструментов и мы делаем все в Exel на “колене”, – сказала она.

В частности, ребром стоит вопрос об учете потребления небытовых потребителей, которые в настоящее время не имеют систем почасового учета э/э. В настоящее время для учета потребления таких потребителей разрабатывается соответствующая методика, но то, насколько она будет отработана до 1 июля, по мнению Костишеной, остается под вопросом.

Кроме того, по ее мнению, значительной проблемой также является вопрос возможности обеспечения поставщиками универсальных услуг (ПУУ) финансовых гарантий.

“ПУУ обязаны поставлять э/э населению, бюджетным организациям водоканалам, теплокоммунэнерго и получать оплату за нее по факту. Сформировать те финансовые гарантии, которые им насчитают – а это будут сотни млн. грн. – они фактически не смогут. С учетом того, что эти поставщики были созданы в конце 2018 года они согласно требованиям НБУ из-за отсутствия кредитной истории не имеют права обратиться за кредитом. Для этого им необходимо иметь хотя бы год кредитной истории. А через год у них уже будет столько долгов, что вопрос получения кредита будет таким же проблематичным”, – подчеркнула Костышена.

Парламент

Член парламентского комитета по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности Лев Пидлисецкий на прошлой неделе заявил о завершении разработки комитетом законопроекта о переносе запуска рынка на 1 апреля 2020 года. Однако, по его мнению, эту инициативу в парламент должно вносить правительство, или по крайней мере, оно должно обратиться с ней к депутатам, что позволит ускорить процедуру рассмотрения документа.

При этом он уверен, что все участники рынка, вряд ли успеют завершить все необходимое для того, чтобы 1 июля рынок стартовал без сбоев. Кабинет министров должен взвесить все риски и преимущества своевременного запуска нового оптового рынка э/э и определиться с необходимостью его переноса, отметил Пидлисецкий.

Правительство

Глава Министерства энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик не видит весомых причин для переноса и настаивает на запуске рынка 1 июля. В свою очередь премьер-министр Украины Владимир Гройсман, выступая в Верховной Раде 17 мая, воздержался от высказывания конкретной позиции относительно необходимости переноса новой модели. Он обозначил, что Рада четко прописала в законе “О рынке электрической энергии” дату запуска, а Кабмин в свою очередь, как орган исполнительной власти обязан сделать все необходимое для реализации положений закона.

“Есть четко определенная дата – 1 июля 2019 года. Правительство обязано принять все необходимые нормативные документы. Но вводит рынок НКРЭКУ, независимо от правительства. Мы координируем эту работу, чтобы не было никаких сбоев”, – сказал Гройсман.

Потребители

Ассоциация потребителей энергетики и коммунальных услуг, возглавляемая советником ставшего президентом Украины Владимира Зеленского Андреем Герусом, призывает на год-два перенести запуск нового рынка с целью обеспечения возможности для формирования надлежащего уровня конкуренции и технической готовности рынка.

Там также выражают опасения относительно роста стоимости на э/э в том числе и из-за высокого уровня неурегулированных долгов на рынке.

“Очевидно, что более всего в этой ситуации пострадают мелкие потребители, школы, больницы, детсады, водоканалы, государственные шахты, коммунальные предприятия, малый и средний бизнес, которые получат наивысшую цену электроэнергии”, – заявили в организации. (Подготовила Анастасия Гасан, Reform.energy/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version