Через полтора месяца, с 1 июля 2019 г., в Украине должен заработать рынок электроэнергии. Путь к этой структурной реформе наша страна начала в мае 2017 г., когда Верховная Рада приняла закон “О рынке электроэнергии”.
Как гласит этот документ, с 1 июля текущего года произойдет переход от государственного регулирования цен на электроэнергию для небытовых потребителей к ценообразованию на основе соотношения спроса и предложения, а также определенная либерализация рынка для домохозяйств обычных граждан. Как и бизнес, так и население сможет свободно выбирать поставщиков электроэнергии. При этом цены на электроэнергию, а также качество услуг будут зависеть от уровня конкуренции за потребителя среди поставщиков.
Под эту идеологию реформы была сформирована и новая структура рынка энергогенерации. Если до конца 2018 г. поставкой электроэнергии занимались облэенерго, то теперь эта роль переходит к 683 зарегистрированным поставщикам от 226 компаний, а также компаниям-трейдерам.
Реформа предусматривает внедрение европейской модели, которая должна стимулировать конкуренцию и появление новых игроков. Таким образом, закон “О рынке электроэнергии” должен имплементировать законодательство Европейского энергосообщества, в частности нормы Третьего энергетического пакета ЕС.
Полного воплощения в жизнь реформы рынка электроэнергии ожидают от властей Украины наши западные партнеры. К примеру, 15 мая руководитель представительства ЕС в Украине Хьюг Мингарелли заявил, что “внедрение рынка электроэнергии очень важно для ЕС, в том числе и для предоставления макрофинансовой помощи Украине”.
“И мы надеемся, что все будет сделано, чтоб этот рынок начал работать как можно скорее”, – подчеркнул Мингарелли.
Но впрочем, сейчас реформу рынка электроэнергии некоторые профильные эксперты и отдельные представители власти пытаются отсрочить.
Не готовы на бумаге
Сторонники идеи отсрочить запуск рынка электроэнергии ссылаются на якобы неготовность госрегуляторов гарантировать конкуренцию на рынке энергогенерации, а также – желательность принятия нескольких нормативных актов для работы конкурентного рынка. Первым подобную идею выразил 23 апреля Андрей Герус, экс-член НКРЭКУ и советник по энергетическим вопросам новоизбранного президента Украины Владимира Зеленского. Как повод Герус называл нерешенную проблему перекрестного субсидирования на рынке. На эту проблему в комментариях СМИ указывал и глава аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий.
Глава госпредприятия “Укрэнерго” Всеволод Ковальчук называл иные доводы для возможной отсрочки запуска конкурентного рынка электроэнергии – отсутствие полного перечня нормативных актов для запуска рынка вспомогательных услуг. Но, по мнению народного депутата Виктории Войцицкой, самым главным препятствием для старта реформы энергорынка является якобы чрезмерная концентрация мощностей энергогенерации у нескольких игроков рынка. По словам Войцицкой, общая доля ДТЭК и ГП “НАЭК “Энергоатом” в производстве электроэнергии составляет около 75%. Нардеп подчеркивала, что импорт мог бы составить конкуренцию производителям электроэнергии, но для этого доля импорта должна составлять не менее 20%. Впрочем, путей решения проблемы высокой концентрации энергогенерации, Войцицкая не предложила.
Нардеп также умолчала, что в рамках реформы рынка энергетики Антимонопольный комитет Украины получил право наказывать за попытку картельного сговора: за нарушение законов и правил нового рынка АМКУ сможет налагать штраф в 10% от годового оборота компании-нарушителя.
Регулятор также получит право постоянно мониторить работу крупных энергокомпаний, таких как “Энергоатом” или ДТЭК, которые всегда будут под пристальным мониторингом. При этом НКРЭКУ сможет регулировать пределы колебаний цен электроэнергии. На случай аномальных колебаний цен на электроэнергию регулятор сохранил полномочия регулировать тарифы на энергоресурс. В совокупности факторов собственники мощностей энергогенерации лишены любой возможностью злоупотреблять “рыночной властью”.
Запад за своевременную реализацию реформы
Впрочем, идею отсрочки запуска рынка электроэнергии в Украине не поддерживает большинство профильных экспертов, а также – представители власти и самих производителей электроэнергии. К примеру, как говорит тот же Ковальчук, “отсрочка запуска рынка может привести к полной отмене реформы и не гарантирует принятия соответствующих решений в более поздний период”.
Нецелесообразным откладывать дату запуска нового рынка электроэнергии считает и председатель НАЭК “Энергоатом” Юрий Недашковский.
“Компания понимает объективные причины, по которым своевременное введение нового крупного рынка электроэнергии может стать невозможным. В то же время мы считаем, что простая техническая отсрочка даты открытия рынка неуместна, поскольку это будет способствовать безответственному несоблюдению некоторыми участниками рынка и государственными органами обязательств, с которыми они сталкиваются”, – отметил Недашковский.
Если же украинская власть таки решит отложить запуск рынка электроэнергии, отношения нашей страны с международными партнерами могут осложниться, предупреждает председатель энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. Из-за этого наша страна может лишиться иностранных инвестиций, необходимых для поддержания работы экономики, дополняет глава инвесткомпании Dragon Capital Томаш Фиала. В конечном итоге, Украина не сможет безболезненно пройти период пиковых выплат по внешним долгам, а в целом Украине придется забыть о перспективах интеграции в ЕС, предупредил член комитета Верховной Рады по вопросам ТЭК Артур Мартовицкий.
Отметим, что реформа рынка электроэнергии прописана в Соглашении об Ассоциации Украины с ЕС. При этом международные партнеры Украины тщательно отслеживают выполнение своих обязательств по энергореформе. В конце апреля международное сообщество выразило обеспокоенность торможением запуска нового рынка электроэнергии. Об этом шла речь в совместном письме Главы представительства Евросоюза в Украине Хьюга Мингарелли, а также директора Европейского Энергетического Сообщества Януша Копача, главы представительства Европейского инвестиционного банка в Украине Жана-Эрика де Загона, управляющего директора Европейского банка реконструкции и развития в странах Восточной Европы и Кавказа Маттео Патроне, директора миссии USAID в Украине Сюзан Фриц.
Более того, 15 мая Хьюг Мингарелли во время круглого стола в Европейской бизнес-ассоциации еще раз напомнил, что европейское сообщество ждет внедрения реформы рынка электроэнергетики. Он также отметил, что введение реформы энергорынка является условием предоставления Украине макрофинансовой помощи от ЕС в размере 500 млн. евро, а также кредита Мирового банка на такую же сумму. На введении рынка электроэнергии в Украине настаивает и МВФ, поскольку условие реформы энергорынка указано в Меморандуме между Украиной и МВФ, как необходимое для получения двух траншей кредита в 1,4 млрд. долларов и в 1,3 млрд. долларов, которые Украина могла бы получить в 2019 году.
Таким образом, желание отсрочить введение важной реформы – запуска конкурентного рынка электроэнергии под поводом якобы неготовности государства может обернуться катастрофическими и непредсказуемыми последствиями для украинской экономики и страны в целом.
На данный момент правительство не намерено переносить старт рынка электроэнергии. Об этом во время часа вопросов парламента к Кабмину 17 мая заявил премьер-министр Владимир Гройсман.
“Есть четко определенная дата 1 июля 2019 года, и правительство обязано ввести все необходимые документы. Но вводит рынок, в том числе и НКРЭКУ, которая является независимой от правительства. Мы координируем эту работу, чтобы не было никаких сбоев”, – заявил Гройсман. (Delo.ua/Энергетика Украины и мира)