Какие новые правила рынка электроэнергии утвердили в ЕС, когда беспилотные авто заполонят наши дороги и как технология blockchain в энергетическом секторе стала трендом как среди промышленных гигантов, так и среди небольших стартапов? Читайте об этом и другом в очередном выпуске Ukrenergo Review.
- В ЕС утвердили новые правила рынка электроэнергии
Совет министров ЕС официально утвердил законодательные акты, которые реорганизуют рынок электроэнергии ЕС. Данные документы стали последней частью законодательного пакета “Чистая энергия для всех европейцев”. Новые правила усиливают права потребителей, ставя их в основу энергетического перехода, а также способствуют созданию новых рабочих мест в секторе “зеленой” энергетики, говорится в сообщении Европейской Комиссии.
В частности, правила на рынке электроэнергии облегчают интеграцию возобновляемой энергии в энергосистему, поощрять трансграничную торговлю, а также обеспечивают предпосылки для будущих инвестиций. Сегодняшние правила также требуют от государств-членов разрабатывать планы по предотвращению, подготовки и управления возможными кризисными ситуациями при поставке электроэнергии в координации с соседними государствами-членами, а также расширить роль Агентства по сотрудничеству энергетических регуляторов (ACER).
В общем, пакет законодательных инициатив сосредотачивается на следующих приоритетах:
– Энергоэффективность: обновленная директива по энергоэффективности поощряет конструирование зданий с нулевым потреблением электроэнергии.
– Широкое применение возобновляемых источников энергии: новая цель – “зеленая” энергетика должна составлять не менее 32% к 2030 году.
– Лучшее управление энергетическим союзом: согласно новой нормативной базы, каждое государство-член обязуется разрабатывать национальные энергетические и климатические планы на 2021-2030 гг., В которых определяются пути достижения целей определенных Энергетическим союзом.
– Больше прав для потребителей: новые правила облегчают частным лицам производить, хранить или продавать электроэнергию, а также обеспечивают прозрачность счетов и гибкость выбора.
– Умный и эффективный рынок электроэнергии: новые законы повышают безопасность поставок, помогая интегрировать возобновляемые источники электроэнергии в сеть и управлять рисками, и способствуют усилению трансграничного сотрудничества.
- Модернизация или трансформация – каким путем пойдут энергетические компании
Сегодня не существует единого видения, как будут развиваться энергетические компании в долгосрочной перспективе. Есть два основных подхода – модернизация и трансформация. Об этом говорится в отчете американской консалтинговой компании BRIDGE Energy Group.
Сторонники трансформации компании акцентируют внимание на инвестициях в человеческий ресурс, инфраструктуру и возможности компании. В то же время критики данного подхода утверждают, что в таком случае трансформация может произойти только в небольшом секторе бизнеса и не охватить всех сегментов компании.
Сторонники модернизации придерживаются принципа “тише едешь – дальше будешь”. По их мнению, необходимо улучшить управление рабочей силой на местах, усовершенствовать аналитику и улучшить графики планового обслуживания сети. Использование новых технологий для решения существующих бизнес-задач, позволит улучшить основные показатели перед тем как изучать новые бизнес-возможности.
Как отмечают аналитики BRIDGE Energy Group, оба подхода играют важную роль в дальнейшем развитии сектора. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки.
- Беспилотные авто: когда ожидать на дорогах
Согласно классификации автоматизации автомобилей разработанной Сообществом автомобильных инженеров (SAE) есть 6 уровней автоматизации авто. Сейчас рассматривается возможность использования четвертого и пятого уровней автоматизации. Автоматизация пятого уровня предполагает, что автомобиль может сделать все то, что и человек-водитель.
Четвертый уровень автоматизации характеризуется тем, что от водителя не требуется постоянного внимания. Например, он может заснуть или покинуть водительское место. Однако, полностью автоматизированное управление осуществляется только на некоторых участках дороги (геозон) или в некоторых ситуациях, например, в пробках.
Когда автопилотники появятся на дорогах, зависит от того, какой уровень автоматизации использовать. Так, согласно дорожной картой European Road Transport Research Advisory Council (ERTRAC):
– с 2019 года можно ездить на автоматизированных автобусах на специально предназначенных для этого дорогах;
– с 2024 такие автобусы могут появиться на городских дорогах, однако их работа будет поддерживаться специальными центрами удаленного управления;
– а с 2030 года такие автобусы будут полностью автоматизированы и приспособлены к городским условиям.
ERTRAC имеет подобный прогноз для легковых автомобилей: предполагается, что “Highway Autopilot” (автопилот на шоссе), характерный до четвертого уровня автоматизации, появится на дорогах уже в 2020 г., а полностью автоматизированные авто смогут использоваться после 2030 г.
Прогнозы, как правило, учитывают технологическую и экономическую составляющие. И не учитывают другие вызовы, которые могут повлиять на срок внедрения автопилотов. К ним относятся законодательная база, вопросы безопасности и запрос потребителей на такие авто. А эти вопросы пока далеки от решения.
- Технология blockchain набирает популярность среди энергокомпаний
Применение технологии blockchain в энергетическом секторе стало трендом как среди промышленных гигантов, так и среди небольших стартапов. Эта технология позволяет автоматизированно прозрачно отслеживать количество произведенной электроэнергии и ее дальнейшее потребление.
Наиболее широко blockchain применяется в микросети, которые, по сути, является локализованными сетями производства энергии, независимыми от поставщиков коммунальных услуг и централизованных энергогенерирующих объектов. Эти энергосистемы могут включать солнечную и ветроэнергетическая энергию для поставки электроэнергии потребителям и могут продавать избыточную электроэнергию в центральной сети.
Поставщики в микросети могут получать платежи за электроэнергию через распределенную технологию учета, усиливая децентрализацию энергосистемы. Аналогичный способ расчетов можно использовать в больших масштабах крупными предприятиями для торговли, что приведет к снижению цен для потребителей.
С целью популяризации применения технологии blockchain в энергетическом секторе создана некоммерческая организация Energy Web Foundation (EWF), которая обеспечивает доступ ее членов в blockchain платформы. Сегодня в EWF присоединилось около 100 компаний, информировать о ключевых особенностях и потребности в секторе. Ожидается, что эта инициатива будет способствовать росту торговли между энергокомпаниями.
К компаниям, вошедшие в EWF принадлежат энергетические гиганты Iberdrola, Total и немецкая компания EnBW, что свидетельствует об огромном интересе к продвижению технологии blockchain в энергетическом секторе.
- Водород – как важная составляющая энергетического перехода
В международные эксперты считают, что “зеленый” водород будет играть важную роль в энергетическом переходе. Универсальность водорода заключается в том, что он может быть изготовлен из широкого спектра источников и использоваться в качестве топлива в энергетическом и транспортном секторах.
Сейчас чистый водород все еще стоит слишком много, чтобы обеспечить его широкое применение. По некоторым прогнозам, цены начнут снижаться не ранее 2030-х годов. Однако есть и более оптимистичные прогнозы.
Важным также является то, как производится водород. На сегодня существует три способа:
– “Серый” водород: производится промышленным путем из природного газа, который генерирует значительные выбросы углерода
– “Синий” водород: выбросы углерода накапливаются и хранятся или повторного используют
– “Зеленый” водород: генерируется с использованием возобновляемых источников энергии без выбросов углерода.
Существует много инициатив, способствующих удешевлению этого ресурса. Например, Французская водородная стратегия включает индикативные цели для экологизации текущего использования серого водорода в промышленности. Французское правительство установил цель – 10% использование зеленого водорода в промышленности до 2022 год и с 20% до 40% – до 2027 год.
Предложение некоторых игроков энергетического сектора Германии (Shell, Siemens, Tennet) – организовать комбинированные аукционы из оффшорных ветровых станций для электролиза, также будет влиять формирования цены на водород. Также, звучат предложения по интеграции “чистого” газа (включая водород) в газовые сети, поможет создать рынок чистого водорода в Европе.
Среди других инструментов, способствующих более широкому использованию водорода -отмена субсидий на ископаемое топливо, гарантии происхождения синего и зеленого водорода, реализация европейской директивы с возобновляемой энергетики, общие стандарты качества и безопасности и согласованы регуляторных подходов относительно того, какие роли участники рынка будут играть на новом рынке. (НЭК “Укрэнерго”, ua.energy/Энергетика Украины и мира)