Кабмин Владимира Гройсмана 5 мая утвердил Положение о спецобязательствах, которое предусматривает финансирование дешевой электроэнергии населению за счет промышленных потребителей и госкомпаний. Как это скажется на экономике страны после 1 июля, когда пустится рынок электроэнергии?
С июля в Украине должна заработать новая модель рынка электроэнергетики. Рынком эту модель назвать нельзя, потому что правительство оставило две разных цены – для населения (бытовых потребителей) и промышленности (не бытовых). Это закладывает в модель коррупционные риски и окажает конкуренцию в пользу энергохолдинга “ДТЭК” Рината Ахметова.
На заседании Кабмина (КМУ) 5 мая, были утверждены два документа, которые устанавливают правила в новой модели.
Первый – Положение о возложении специальных обязательств и обеспечении доступности электроэнергии для бытовых потребителей.
Второй – Порядок проведения электронных аукционов по продаже электрической энергии по двусторонним договорам.
Оба документа разработаны Министерством энергетики и угольной промышленности (МЭУП) под руководством министра Игоря Насалика, назначенного на эту должность по квоте Петра Порошенко. Оба содержат коррупционные риски. На момент выхода материала они не были опубликованы на сайте КМУ. Но “БизнесЦензор” имеет в распоряжении проекты этих решений.
Согласно заявлениям оператора системы коммерческого учета в новом рынке (НЭК “Укрэнерго”) и Нацкомиссии по регулированию энергетики и комуслуг (НКРЭКУ), такие правила приведут к скачку цен на электроэнергию (э/э) для промышленности в полтора раза, монополизируют рынок поставки и могут привести к коллапсу энергетической системы Украины.
Главные проблемы запуска нового рынка: перекрестное субсидирование, монополия генерации э/э, долги госшахт и коммунальных водоканалов, а также большие коррупционные риски.
Как устроен рынок электроэнергии сейчас
Запуск рынка электроэнергии предусмотрен законом “О рынке электрической энергии”, который был утвержден в апреле 2017 года.
Сейчас рынок поставок э/э работает по так называемой Британской модели, или по принципу “общего котла”. Генерация продает э/э госпредприятию “Энергорынок” по тарифам, установленным НКРЭКУ.
С 1 января 2019 г. был либерализован рынок поставки э/э. Если раньше потребители по умолчанию покупали э/э у оператора систем распределения (ОСР) – облэнерго, то сейчас каждый потребитель может выбрать любую поставляющую компанию.
Для каждого вида генерации действует свой тариф. Поставляющие компании покупают э/э в ГП “Энергорнок” по усредненной цене и продают ее потребителям.
Средняя цена – это так называемая ОРЦ, оптовая розничная цена э/э. Она рассчитывается путем деления всех доходов участников рынка (генерации, операторов систем передачи и распределения) на весь объем произведенной электроэнергии.
Тариф для не бытового потребителя включает в себя цену э/э как товара, стоимость транспортировки магистральными сетями (НЭК “Укрэнерго”), тариф ГП “Энергорынок”, стоимость распределения (облэнерго), акциз на электроэнергию, НДС, а с 1 января – и маржу поставщика.
Также в тариф для юрлиц включена надбавка в виде так называемого дотационного сертификата. В Украине бизнес платит за э/э выше рыночной цены, тем самым субсидируя дешевую электроэнергию для населения.
Следующим шагом развития рынка должна стать либерализация цен для генерации. Это означает, что генерирующие компании будут продавать электроэнергию на открытом рынке, где цена будет формироваться в зависимости от ее потребности в данный момент.
В зависимости от срока прогнозирования и потребности э/э, новый рынок делится на 5 составляющих:
- Рынок двусторонних договоров. Продажа э/э на неделю, на месяц, на квартал, на год вперед. Самая дешевая э/э. Основной участник этого рынка – госкомпания “Энергоатом”. Именно этот сегмент рынка регулирует Порядок проведения аукционов, утвержденный КМУ 5 мая.
- Рынок на сутки вперед. Закупка э/э на сутки. Более дорогая цена.
- Внутрисуточный рынок. Закупка э/э внутри суток с шагом в 2 часа. Цена э/э еще дороже.
- Балансирующий рынок. Закупка э/э для сглаживания пиков потребления. Самая дорогая цена э/э. На европейских рынках в коротком промежутке времени небольшие объемы э/э могут продаваться в 10 раз дороже от цены внутрисуточного рынка.
- Рынок вспомогательных услуг. Плата генерации, которая находится в резерве – не работает, но готова запуститься в любой момент, чтобы компенсировать пики потребления. В Украине идеальный игрок этого рынка – госкомпания “Укргидроэнерго”, которая оперирует ГЭС и ГАЭС.
В апреле БизнесЦензор уже сообщал о проблемах, связанных с запуском новой модели с 1 июля. На сегодня ни одна из них не решена. Новые правила, которые утвердило правительство, только усугубляют проблему.
Что может привести к коллапсу электроэнергетического рынка?
Перекрестное субсидирование
За последние три года правительство и НКРЭКУ ничего не сделали, чтобы ликвидировать перекрестное субсидирование.
Последняя попытка его устранить была предпринята в 2015 году, когда НКРЭКУ приняла решение повысить тариф на э/э до для населения до рыночного уровня в 5 этапов за два года – с апреля 2015 по март 2017 года.
Однако необоснованное повышение тарифа для тепловой генерации, более 70% которой сконцентрировано в энергохолдинге ДТЭК Рината Ахметова, привело к дальнейшему повышению цен для коммерческих потребителей. Этот процесс известен, как применение формулы “Роттердам+”. Тарифы для населения остались на прежнем уровне.
Сегодня средневзвешенный тариф для населения, составляет 1,06 грн. за кВт-ч без НДС, а для промышленности – около 2 грн. за кВт-ч без НДС.
Порядок КМУ от 5 мая о возложении спецобязательств (PSO, Public Service Obligation) предполагает продажу части э/э госкомпании “Энергоатом” (не более 60%) и части э/э госкомпании “Укргидроэнерго” (не более 20%) для нужд населения по фиксированному тарифу.
Предполагается, что э/э госкомпаний будет продаваться по сниженному тарифу и в объемах, которые установит НКРЭКУ. Эту э/э будут выкупать так называемые поставщики универсальных услуг (ПУП, постачальник универсальних послуг).
Это поставляющие компании, которые с 1 января 2019 года были созданы операторами систем распределения (облэнерго), чтобы обеспечить электроэнергией население. Другими словами, облэнерго и ПУП – два юрлица одной организации.
ПУПы должны выкупать у “Энергоатома” и “Укргидроэнерго” не меньше 80% э/э, необходимой для обеспечения населения. Цена продажи должна быть ниже тарифа для населения, чтобы остальной объем ПУПы могли закупить на открытом рынке.
Если ПУПу не хватает средств на закупку э/э для населения, недостачу компенисрует оператор системы передач (НЭК “Укрэнерго”) через свой тариф на диспетчиризацию. Этот тариф оплачивает вся генерация, включая частную.
Такая запутанная схема усугубляется Порядком проведения аукционов для продажи э/э по прямым договорам госкомпаниями, разработанного МЕУП Игоря Насалика и утвержденного КМУ 5 мая. Порядок касается госкомпаний “Энергоатом” и “Укргидроэнерго”.
Суть документа в том, что правила этих аукционов будут ежедневно утверждаться Аукционным комитетом под руководством министра энергетики, то есть – самого Насалика.
И первым и вторым документами заложены большие коррупционные риски. ПУПы, связанные с облэнерго, могут продавать ресурс, предназначенный населению, промышленным потребителям по более высокой цене.
Во втором случае, вместо понятных правил Насалик ввел ручное регулирование аукционов для продажи э/э по прямым договорам.
Монополия генерации
В Украине три компании производят 86% э/э. В 2018 году госкомпания НАЭК “Энергоатом” (АЭС) произвела 55% э/э, ДТЭК Рината Ахметова (ТЭС и “зеленая” генерация) – 24%, госкомпания “Укргидроэнерго” (ГЭС и ГАЭС) – 7,7% электроэнергии.
При этом, все три компании дополняют друг друга. АЭС работают в базе – выдают э/э ровным графиком. ТЭС могут повышать и понижать производство э/э в течение нескольких часов, сглаживая пики. А ГЭС и ГАЭС – могут повышать выработку мгновенно, работая на балансирующем рынке.
Это прямое нарушение антимонопольного законодательства. В ч. 5 ст. 12 закона “О защите экономической конкуренции”, указано:
“Монопольным (доминирующим) считается также положение каждого из нескольких хозяйствующих субъектов: совокупная доля не более чем трех субъектов хозяйствования, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли рынка, превышает 50 процентов”.
Такую монополию могла бы компенсировать возможность импорта электроэнергии из-за границы. Зарубежные производители и трейдеры, предлагая свои цены, не дали бы украинской монопольной генерации задрать цены.
Но здесь есть технические ограничения. Энергосистема Украины разделена на две не связанных между собой системы. Большая часть страны входит в Объединенную энергосистему (ОЭС), которая синхронизирована с энергосистемами постсоветских стран: РФ, Беларусь и Молдова.
При этом, технически ОЭС может импортировать лишь 7% своих потребностей из РФ, 5% – из Беларуси и 2% – из Молдовы. В сумме 14%. При этом, минимальной долей импорта, которая могла бы повлиять на цену, считается доля рынка в 15%.
Также проблему составляет монополия ДТЭК Рината Ахметова на распределение э/э. После приобретения в мае двух облэнерго, доля ДТЭК в распределении э/э в Украине составляет 47%.
Не дать задрать цены монополистам правительство планирует способом установления ограничений максимальных цен на открытом рынке. Точной цифры или формулы граничной максимальной цены э/э в открытом доступе пока нет.
“Бурштынский энергоостров”, который включает потребителей Закарпатской, части Львовской и Ивано-Франковской областей, синхронизирован с европейской энергосистемой и никак не связан с ОЭС Украины.
Здесь импорт может заместить 90% выработки. При этом, в острове нет дешевой атомной энергии. Из генерации здесь Бурштынская ТЭС (входят в ДТЭК Ахметова), коммунальная Калушская ТЭЦ на угле и небольшая Теребле-Рицкая ГЭС (входит в “Закарпатьеоблэнерго” Игоря Тынного).
Другими словами, в “Бурштынском энергоострове” некому выполнять спецобязательства по обеспечению э/э для населения.
Долги госшахт и водоканалов
Нынешняя модель энергорынка в виде “общего котла” позволяла годами накапливать долги за потребленную электроэнергию. Смысл в том, что долг “размазывается” пропорционально по всем участникам рынка, так как ГП “Энергорнок” недоплачивает каждому по чуть-чуть.
Годовой оборот энергорынка Украины составляет около 200 млрд. грн. Допустим, общий долг потребителей составляет около 1 млрд. грн., или 0,5% от емкости рынка. Это значит, что у каждого участника рынка выручка будет меньше на 0,5%. Это можно пережить.
В новой модели каждый поставщик отвечает за своего потребителя. Те потребители, которые не нашли себе поставщика, автоматически становятся клиентами поставщика последней надежды (ПОН, постачальник останньої надії), который продает неплательщикам ресурс дороже рынка.
Если в течение трех месяцев должники не погасят долг, ПОН должен разорвать с ними договор, а облэнерго – отключить такого потребителя от снабжения э/э. Иначе долг неплательщика будет учтен, как потери облэнерго (небаланс). Убыток не будет “размазан” по всем участникам рынка, а ляжет на одну конкретную компанию.
С 1 января правительство возложило обязанности ПОН на госкомпанию “Укринтерэнерго”. Сегодня эта компания – полный банкрот, при том что последние 15 лет работала с прибылью, экспортируя э/э за рубеж.
Как сообщал БЦ, в период с 1 января по 18 марта 2019 года, долги потребителей составили 1,8 млрд. грн. С тех пор они только росли. Крупнейшие должники – госшахты из-за коррупции, которую допустил министр энергетики Игорь Насалик и водоканалы – из-за неэффективности и низких тарифов. Стоимость э/э в себестоимости услуг водоканалов составляет около 40%.
Проблема в том, что отключение госшахт от э/э будет означать прекращение работы насосов, откачивающих воду из шахт, а значит – экологическую катастрофу. Отключение водоканалов будет означать прекращение подачи воды населению и учреждениям, а значит – социальную катастрофу.
Альтернативой станет банкротство облэнерго, распределительными сетями которых пользуются компании-неплательщики.
Последствия
По прогнозам НКРЭКУ, механизм PSO приведет к росту цен на э/э для промышленности на 40-50%. При этом, премьер Владимир Гройсман и министр энергетики Игорь Насалик утверждают, что цена э/э для промышленных потребителей вырастит не более, чем на 5-6%.
Рост цены э/э для бизнеса отразится и на населении через рост тарифов на водоснабжение, стоимости проезда в электротранспорте, повышении цен на товары и услуги.
Введение новой модели без устранения рисков монополизации приведет к закреплению действующей модели рынка на долгое время. Монополисты будут заинтересованы не допустить на рынок новые генерирующие компании или поставщиков.
Не решенные проблемы с неплатежами за э/э приведут к банкротству части распределяющих компаний, или отключениям от питания э/э критически важной инфраструктуры.
Одно из очевидных решений – отложить запуск новой модели энергорынка и сосредоточится на решении перечисленных проблем. Этот механизм поддержал Совет нацбезопасности и обороны (СНБО), который собирался 31 мая для рассмотрения угроз в энергетике.
Для этого Верховная рада должна внести изменения в закон о рынке электроэнергии. Ряд законопроектов на эту тему был зарегистрирован в Раде. Комитет Рады по вопросам энергетического комплекса пытался рассмотреть их 28 и 30 мая.
Однако заседание Комитета ни разу не состоялось из-за отсутствия кворума. На него не явились ряд депутатов от “Блока Петра Порошенко”. В том числе, ближайший соратник бывшего президента – Игорь Кононенко.
Также на заседание не явился представитель фракции Оппозиционного блока Артур Мартовицкий – бывший директор “ДТЭК Павлоградуголь”. Как указывалось выше, ДТЭК – один из крупнейших бенефициаров новых изменений. (Сергей Головнев, БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)