Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: в чем риски решений Кабмина о спецобязательствах в новом рынке электроэнергии

Кабинет министров Владимира Гройсмана придумал способ, как уберечь украинских потребителей от возможного скачка цен на электроэнергию после запуска новой модели рынка 1 июля. И способ этот традиционный: по аналогии с регулированием стоимости газа для бытовых потребителей правитель-ство возложило специальные обязательства по обеспечению населения электроэнергией по фикси-рованной цене на госкомпании НАЭК “Энергоатом”, “Укргидроэнерго” и НЭК “Укрэнерго”, а также об-лэнерго и поставщиков.
Продавать электроэнергию по рыночным ценам смогут лишь компании тепловой генерации и произ-водители “зеленой” энергии. Впрочем, в Кабмине считают, что принятые меры позволят удержать рост тарифов на электроэнергию для населения на уровне 5-6% после того, как принципы работы энергетической отрасли изменятся. Но чиновники не учли, что одновременно цена для небытовых по-требителей может вырасти в 1,5 раза, а это спровоцирует инфляцию и ухудшит финансовое состоя-ние энергетических госпредприятий. Подробности – в материале РБК-Украина.
Новые правила
Кабинет министров вчера принял решение, которое, по мнению чиновников, позволит не допустить резкого роста стоимости электроэнергии для населения после того, как с 1 июля изменятся правила игры на этом рынке. Для этого правительство возложило спецобязательства (ПСО) на производите-лей – НАЭК “Энергоатом” и “Укргидроэнерго”, оператора объединенной энергосистемы НЭК “Укрэнер-го”, а также на облэнерго и поставщиков электроэнергии населению. По расчетам Минэнергоугля, их выполнение гарантирует, что тариф для бытовых абонентов не поднимется выше, чем на 5-6%.
Механизм ПСО обязывает участников отрасли продавать населению ресурсы или топливо по фикси-рованной цене ниже рыночной, и временно обеспечивать поставку даже в случае низкой платежной дисциплины бытовых потребителей. Этот инструмент регулирования предусмотрен законодательст-вом и применяется при переходе на европейские рыночные правила работы в отрасли. К примеру, с помощью спецобязательств, возложенных на НАК “Нафтогаз Украины”, правительство уже несколько лет сдерживает удорожание газа для населения, в то время как небытовые потребители платят за не-го рыночную стоимость.
Закон “О рынке электроэнергии” предусматривает, что его новая модель будет внедрена с 1 июля. Суть ее в том, что в отношениях энергогенерирующих компаний, поставщиков электроэнергии и трей-деров исчезнет посредник – ГП “Энергорынок”. Стоимость электроэнергии будет формироваться ис-ходя из объемов ее потребления в определенный промежуток времени, а не на основании установ-ленной отраслевым регулятором оптово-рыночной цены (ОРЦ).
Игроки рынка смогут торговать ресурсом на четырех площадках. Ключевая из них – сегмент прямых двусторонних контрактов, которые будут заключаться на долгосрочный период с ровным графиком поставки. В этом случае легко спрогнозировать, сколько электроэнергии необходимо потребителям, и сколько ее нужно произвести для покрытия спроса. Поэтому цена, сформированная на этой площад-ке, будет самой низкой.
Остальные торговые площадки будут использоваться, когда временное “окно” для прогнозирования спроса и предложения более узкое. Поставщики смогут покупать электроэнергию как в течение (“внутри”) суток, так и на сутки вперед, что позволит запланировать необходимый в конкретный пери-од объем генерации. Последняя “ступень” – балансирующий рынок – будет задействована, например, в результате аварийной остановки энергоблока у какого-либо из производителей. В этом сегменте стоимость электроэнергии будет максимально высокой. Торги с заключением прямых договоров луч-ше всего подходят атомной и тепловой генерации, которые производят до 80% всей электроэнергии в стране. Еще порядка 8% вырабатывают гидроэлектростанции и до 2% – “зеленая” энергетика.
В последние несколько недель отрасль активно обсуждает необходимость отсрочки старта рынка из-за неготовности нормативной и законодательной базы, самих участников рынка работать по новым правилам и нежелания властей решать накопившиеся проблемы. Профильный комитет Рады реко-мендовал парламентариям законопроект, которым предлагается перенести запуск рынка с 1 июля на 1 октября. Впрочем, в сессионном зале этот документ пока еще не рассматривался.
Рынок обязывает
Это не первая попытка Кабмина ввести режим ПСО в электроэнергетике. РБК-Украина ранее сооб-щало, что на своем заседании 22 мая правительство в закрытом режиме без согласования с участни-ками отрасли приняло целый ряд необходимых для запуска нового рынка документов. Их разработчи-ком являлось Минэнергоугля. Но эти постановления так и не были опубликованы. Вчера министры проголосовали за отмену своих предыдущих решений и публично обсуждали ключевые для энергети-ки проекты. Впрочем, в ходе дискуссии стало очевидно, что предложенная профильным министерст-вом к рассмотрению редакция по режиму ПСО – окончательная.
Несмотря на критические замечания и просьбы некоторых министров объяснить, в чем суть инициа-тив ведомства, министр энергетики Игорь Насалик лишь заверял, что “при принятии постановления по ПСО цена для населения не вырастет”. По информации РБК-Украина, и новый документ офици-альную процедуру согласования с энергетическими госпредприятиями не прошел, а замечания НКРЭКУ – и вовсе не учли.
Поскольку новая модель рынка электроэнергии предполагает, что цена на нее будет постоянно ме-няться, правительство решило обязать две государственные компании – “Энергоатом” и “Укргидро-энерго” с 1 июля продавать на электронных аукционах по двусторонним договорам не более 60% электроэнергии, произведенной атомными станциями и не более 20% электроэнергии, произведенной гидроэлектростанциями.
Объемы этих спецобязательств на основании данных поставщиков, облэнерго и оператора системы передачи “Укрэнерго” будет определять отраслевой регулятор – НКРЭКУ. Цена купли-продажи элек-троэнергии будет определяться в ходе аукционов, но она не должна быть выше той, которую устано-вит Комиссия. Какой будет эта предельная цена, в правительственном постановлении не указывает-ся, также, как и не определена формула ее расчета.
На сегодня тариф для атомных электростанций регулятор установил на уровне 56,67 коп./кВт-ч, а для гидроэлектростанций – 73,38 коп./кВт-ч. Средневзвешенный тариф для населения, по данным НКРЭ-КУ, составляет 1,06 грн./кВт-ч. В Комиссии предупредили правительство, что режим ПСО в принятой редакции может привести к “дополнительной финансовой нагрузке” на рынок и “дополнительных при-былей “Энергоатома”” в диапазоне 50-75 млрд. грн. в год.
Источник РБК-Украина в “Энергоатоме” пояснил, что порог в 60% – “компромиссное решение, по-скольку изначально НКРЭКУ требовало возложить на компанию обязательства продавать 80% от вы-работки атомных станций (55% в структуре всей генерации), в то время как уровень потребления на-селения не превышает 35% от общего объема производства электроэнергии в стране”.
Режим ПСО также предполагает, что поставщики электроэнергии для бытовых потребителей (по-ставщики универсальных услуг) должны будут выкупать по фиксированной цене до 80% электроэнер-гии, необходимой для поставки населению. НЭК “Укрэнерго” и облэнерго (компании-операторы сис-тем распределения) обязали, в свою очередь, выкупать до 80% электроэнергии, необходимой для по-крытия технологических потерь при передаче и распределении в сетях. Весь остальной объем элек-троэнергии участники рынка смогут покупать и продавать по рыночным ценам и правилам во всех че-тырех сегментах.
При этом в документе указано, что “Укрэнерго” также должно компенсировать поставщикам “экономи-чески обоснованные затраты”, которые у последних возникают при выполнении спецобязательств. Источник такого возмещения, согласно документу Кабмина, НКРЭКУ должна предусмотреть в тарифе госкомпании на диспетчеризацию энергосистемы. В Комиссии спрогнозировали, что все это приведет к увеличению затрат в тарифе оператора энергосистемы от 35 до 44 млрд. грн. в год. А в “Укрэнерго” уточнили, что процедурно комиссии потребуется 1,5 месяца для того, чтобы заложить затраты на вы-полнение спецобязательств в тариф на диспетчеризацию. Напомним, до запуска рынка осталось три недели.
Проблемы, касающиеся выполнения спецобязательств, возникнут и с оплатой электроэнергии конеч-ными потребителями. Проще говоря, как только уровень платежной дисциплины упадет, поставщики не смогут выполнить требование этого постановления и своевременно рассчитаться с генерацией за купленную электроэнергию, у оператора энергосистемы сократится объем денежных поступлений.
“Любые колебания денежных потоков приведут к тому, что у оператора системы передачи физически не будет средств на покрытие спецобязательств, а значит поставщики не смогу закупать на аукционах электроэнергию для населения (поскольку “Укрэнерго” не сможет компенсировать их затраты, – ред.). Это может привести к коллапсу рынка”, – предупредили правительство в Комиссии.
Нарушает правительственное постановление и принцип справедливых и равных условий для всех иг-роков, без которого не возможна реализация новой модели рынка. Режим ПСО не распространяется на производителей альтернативной, а главное – тепловой энергии. Это значит, что ДТЭК (доля рынка более 80%), “Донбассэнерго” и “Центрэнерго” смогут торговать на площадках по рыночным ценам выше, чем цена ПСО для всех категорий потребителей.
Кроме того, помимо конкуренции и одинаковых правил игры для всех, с запуском новой модели рынка должно было исчезнуть перекрестное субсидирование населения за счет небытовых потребителей. Речь идет о механизме компенсации разницы между оптово-рыночной и регулируемой ценами за счет дотационных сертификатов (учтены в структуре ОРЦ).
Режим ПСО приведет к тому, что бытовые абоненты по-прежнему будут платить нерыночную цену. В то время, как для промышленных потребителей, малого и среднего бизнеса, водоканалов и предпри-ятий электротранспорта, бюджетных учреждений стоимость электроэнергии возрастет на 40-50%, по-считали в Комиссии. Очевидно, это приведет к повсеместному росту цен на товары и услуги, и как следствие, повышению уровня инфляции. (Мария Цатурян, РБК-Украины/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version