С 1 июля в Украине заработал новый рынок электроэнергии. Что ждет игроков рынка и конечных потребителей в ближайшие годы?
Пуск рынка электрической энергии, начавшийся на прошлой неделе, проходит в рамках Третьего энергопакета ЕС.
Это одно из условий сотрудничества Украины и МВФ для получения макрофинансовой помощи от ЕС в размере 500 млн. евро в этом году.
Для игроков рынка – это новое “окно возможностей” и огромные вызовы, но не ожидает конечного потребителя очередной энергетический кризис в стране?
Прогнозируется, что цены на электрическую энергию для бытовых потребителей с введением новой модели рынка уже в течение наибольшего месяца вырастут на 5-6%.
Это подтверждает и официальное заявление министра энергетики и угольной промышленности, который апеллирует к тому, что в Украине тариф как для населения, так и для промышленности в 2-2,7 раза ниже, чем в соседних Беларуси и РФ.
“Мины замедленного действия”, скрыты в тарифе.
Кабинет министров на предпоследнем заседании пытался временно урегулировать тариф для населения, уже сегодня, значительно заниженным рыночного.
Во-первых, содержание тарифа для населения имеет политический генезис и связан с выборами в Верховную Раду, которые состоятся уже в этом месяце. Для населения тариф, при условии его “свободного плавания”, может вырасти на 40%.
Но политически тариф будет содержать как действующее правительство, так и, потенциально, новый после избрания парламента.
Вместе с тем, при поднятии хотя бы на 5% стоимости электрической энергии количество субсидиантов в стране вырастет минимум на 150-200 тыс. человек, что пропорционально населению всего Тернополя или Луцка.
Представьте нагрузки на бюджет от того, что целый областной центр нужно перевести на жилищно-коммунальные субсидии.
Пока возложение специальных обязанностей по компенсации низких цен для населения Кабинет министров положил в тариф ГП “НЭК “Укрэнерго” на передачу электрической энергии.
Но казус в том, что такое решение приведет к распределению дополнительной нагрузки между потребителями, а не производителями электроэнергии, поскольку производители электроэнергии не платят тариф на передачу, этот тариф платит только потребитель.
По утверждению руководителя “Укрэнерго” и согласно расчетам НКРЭКУ, такая модель компенсации приведет к росту цен для промышленности на 42%.
По официальной информации НКРЭКУ, дополнительная нагрузка на промышленность (а, следовательно, и на население) и бюджет в результате реализации такой модели компенсации составит 37 млрд. грн. в год (что вдвое превышает макрофинансовой помощи, которую ожидает Украину в 2019 г.).
Таким образом, рост тарифа для промышленности – неизбежно. И это отразится, в первую очередь, на росте стоимости минимум на 1/3 “продуктового корзине” (таких “электроемких продуктов” питания, как хлеб, молоко, колбаса) и стоимости услуг коммунального электротранспорта.
Разницу между себестоимостью и ценой для пассажира муниципалитеты не способны покрывать, поскольку бюджеты уже спланированы, а новые существенные поступления не ожидается.
Угольная генерация – требование балансировки или бремя?
Три прошедшие недели в Украине наблюдалась аномальная жара, из-за увеличения количества производства холода (промышленные генераторы холода, офисные и бытовые системы кондиционирования), привели к существенному риску разбалансировки энергосистемы.
Это в конечном итоге привело к “веерных” и непрогнозируемых отключений потребителей.
Теплогенерация, как основа для балансировки энергосистемы, потенциально могла не справиться с поставленной задачей, поскольку вне резерва из-за отсутствия угля оказались 7 блоков ТЭС (3 – ДТЭК и 4 – Центрэнерго, суммарной мощностью 2857 МВт).
За 10 дней жары на складах запасы угля уменьшились на 10%.
Ситуация осложнилась из-за вывода в аварийный ремонт еще 8 блоков ТЭС (6 – Центрэнерго, 1 – Донбассэнерго, 1 – ДТЭК на 2320 МВт).
Погодные условия и введение блоков Змиевской и Трипольской ТЭС позволили обойти кризис, но это только начало.
Украинские ТЭС, как основа для балансировки энергосистемы, сегодня не является образцом технического прогресса.
Поэтому ТЭС страны из года в год постепенно уменьшают производство электроэнергии.
Модернизация энергоблоков ТЭС является процессом затратным и длительным. Так, например, переход одного из четырех энергоблоков Змиевской ТЭС ПАО “Центрэнерго” (Харьковская область) из угля антрацитовой группы на газосодержащий уголь стоило $50 млн.
Это финансирование сейчас возложено на плечи украинских налогоплательщиков, поскольку у ПАО таких средств для инвестирования в собственный энергодивизион нет, а европейские финансовые институты не кредитуют проекты, противоречащие последним энергопакета ЕС.
Поэтому прогнозируемо, что генерация электроэнергии на ТЭС будет постепенно снижаться.
И необходимо найти альтернативу для маневрирования в пиковые часы нагрузки на энергосеть.
Лучше ситуация выглядит в области гидроэнергетики.
Во-первых, ПАО “Укргидроэнерго” активно кредитуется от Европейского инвестиционного банка на реконструкцию оборудования и турбин.
Так, только в феврале получено очередной транш кредита в 22 млн. евро.
С сохранением тенденций развития, которые заложены сегодня ПАО “Укргидроэнерго”, украинские ГЭС могут сохранить уровень производства электроэнергии как за счет обслуживания установок, так и за счет введения в действие новой Каневской гидроаккумулирующей электростанции (ГАЭС) и новых агрегатов Ташлыкской ГАЭС.
Завершение жизни “мирного атома”.
Более оптимистично ситуация, на первый взгляд, состоит в атомной энергетике.
АЭС – это базовая генерация, которая является постоянной и призвана обеспечить удовлетворение необходимого минимума потребностей.
Общая генерирующая мощность украинской атомной энергетики составляет чуть более 13 ГВт.
Это много, но недостаточно для удовлетворения всех потребностей государства. Тем более, что АЭС не в состоянии оперативно увеличивать/уменьшать производство электроэнергии.
ГП НАЭК “Энергоатом” лишилась зависимости от российского топлива, перейдя на замену ТВЭЛов от американской Westinghouse.
И здесь можно было бы сохранять спокойствие, рассчитывая на этот базовый вид электрогенерации, но 12 из 15 действующих энергоблоков практически отработали свой ресурс (по данным МАГАТЭ и ГП НАЭК “Энергоатом”), но работают, согласно решению о продлении срока эксплуатации.
Вместе с тем, это не паническое явление, поскольку каждый из реакторов имеет запроектирован запас прочности, и требует капитального ремонта корпуса реактора.
Однако такие действия не могут быть безграничными, и по данным МАГАТЭ, первым остановится 2-й реактор Южно-Украинской АЭС в 2025 году.
На энергосистеме это отразится в минус 1 ГВт генерирующих мощностей. За период 2030-2035 годов начнется волна остановки реакторов, и в 2036 году с 13 ГВт генерирующих мощностей останется всего 3 ГВт.
И это только при условии качественного и профессионального обслуживания энергоблоков АЭС.
Следует отметить, что это достаточно сложно, поскольку, по данным ГП “НАЭК” Энергоатом “, энергоблоки украинских атомных электростанций в первом полугодии 2019 аварийно останавливались 9 раз.
Итак, вероятно от стремительного роста цен на электрическую энергию за введения нового рынка Украины “оправится” только после уменьшения энергозатрат на бытовом уровне и политику энергосбережения.
Впереди – большая энергетический кризис, связанная с устарелостью технологий и генерирующего оборудования, уже в ближайшие 10 лет более чем на 50% может быть выведен из эксплуатации.
И это вызов, перед которым стоит энергетическая отрасль и все население страны. (Станислав Игнатьев, основатель Харьковского энергетического кластера, исполнительный директор Института устойчивого развития, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)