Объем импорта авиационного топлива в I полугодии сократился на 48% до 113 тыс. т, по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. (215 тыс. т), сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на данные собственного исследования.
Двукратное сокращение объема импорта стало следствием введения контроля над оборотом авиационного топлива. Это было сделано с 1 января 2019 г. для борьбы со смешиванием авиатоплива с ДТ, акцизный налог на который в семь раз выше.
Новые правила импорта авиатоплива отразились на объеме морских поставок РТ. Они за 6 месяцев 2019 г. сократились в 5,3 раза – со 132 до 24,7 тыс. т. В то же время железнодорожный импорт из Литвы и Беларуси увеличился на 6% – с 83 до 88 тыс. т.
Выпуск авиационного топлива на Кременчугском НПЗ (Полтавская обл.) за этот период вырос на 5,6%, до 109 тыс. т. Таким образом баланс рынка авиатоплива в первом полугодии 2019 г. сократился на 30,3% (на 96 тыс. т), до 222 тыс. т, по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. (318 тыс. т).
После введения контроля над целевым использованием авиатоплива количество компаний-импортеров сократилось в 40% – с 21 за первое полугодие 2018 г. до 13 за первую половину этого года.
Крупнейшими импортерами стали компании, которые специализируются на заправки воздушных судов – Glusco и Amic, а также импортер белорусского авиатоплива компания “БНК-Украина”.
С 1 января 2019 г., с целью борьбы с нецелевым использованием авиационного керосина, в частности его смешиванием с ДТ, вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие десятикратное увеличение ставки акциза на авиационный керосин, если импортер или производитель не подтвердит, что топливо было использовано для заправки самолетов или поставки для Минобороны и Госрезерва.
Теперь, чтобы растаможить авиационный керосин по базовой ставке 21 евро/тыс. л, то есть без применения повышающего коэффициента 10, импортер обязан оформить налоговый вексель. Он выдается на сумму акцизного налога, рассчитанного исходя из поставленного им объема топлива и разницы в ставках акцизного налога 210 евро и 21 евро/тыс. л, то есть 189 евро/тыс. л.
В статье “Очищение от керосина” для “Зеркала недели. Украина” директор “А-95” Сергей Куюн отмечал, что после ликвидации “керосиновой” схемы по итогам года государственный бюджет получит дополнительно 1,2 млрд. грн. акцизов и более конкурентный топливный рынок. (Enkor/Энергетика Украины и мира)