Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: война за “Дельфин” – почему провалился конкурс на разработку шельфа в Черном море

Украина рискует потерять возможность добычи газа на участке шельфа Черного моря, большая часть которого была аннексирована Россией в 2014 г. Кто в этом виноват и что делать?

В июле завершился конкурс на разработку нефтегазового месторождения на шельфе Черного моря известного как “Дельфин”. Победителем стала фирма Trident Black Sea экс-депутата Госдумы, а ныне гражданина Украины, Ильи Пономарева.

Упомянутое месторождение считается одним из наиболее перспективных и инвестиционно-привлекательных участков для добычи углеводородов в Украине, и за право его разрабатывать велась нешуточная борьба.

Впрочем, как оказалось, точка в этом противостоянии еще не поставлена. Через несколько дней после оглашения победителя премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что конкурс не оправдал ожиданий.

По словам главы правительства, он ожидал прихода игроков “высшей мировой лиги газодобытчиков”, уровня Shell или Exxon, а из-за поспешности проведения конкурса и коротких сроков для подачи документов не у дел оказались многие потенциальные участники.

Поэтому Гройсман собрался предложить Кабмину рассмотреть возможность аннулирования конкурса и объявления нового. Его инициативу также поддержал секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Данилюк.

Тем не менее, по истечении двух недель с момента конкурса Кабмин пока не предпринял никаких мер для отмены конкурса. Премьер сейчас находится в отпуске.

Как события могут развиваться дальше, что представляет месторождение “Дельфин”, кто за него борется, и почему его разработка может быть заблокирована судами по инициативе участников конкурса?

Что такое “Дельфин”

Участок “Дельфин” находится в северо-западной части континентального шельфа Черного моря в непосредственной близости от месторождений, где ведет добычу газа национализированный крымской “властью” “Чорноморнафтогаз”.

Общая площадь участка составляет 9,5 тыс. кв. км, из которых исключены захваченные Россией месторождения Одесское и Безымянное. Что такое 9,5 тыс. кв. км? Это участок больше, чем, например, вся территория Республики Кипр.

Согласно конкурсной документации, “Дельфин” находится в перспективной зоне: оценочные запасы углеводородов составляют 286 млн. т условного топлива.

В пределах участка находятся подготовленные к поисково-разведочному бурению перспективные структуры “Зональна”, 23,1 млн. т условного топлива, “Мирна”, 12,8 млн. т условного топлива, “Чаривна” – 12,5 млн. т условного топлива. Также в пределах “Дельфина” – четыре ликвидированные газовые скважины.

Существующая геологическая информация, которая может быть передана победителю конкурса, датирована 1960-ми, 1970-ми, 1990-ми и 2000-ми годами. Последние поисковые сейсморазведочные работы проводились в 2005 г.

Как отбирали победителя

12 апреля 2019 г. Кабинет министров объявил конкурс на разработку углеводородов в пределах участка “Дельфин”. Инициатором конкурса выступила американская компания Frontera Resources Corporation. Желающие принять участие должны были подать все документы до 12 июня.

По мнению ряда экспертов, 60 дней – слишком малый срок для подачи документов. Об этом в частности говорили представители проекта по энергетической безопасности Агентства США по международному развитию.

В июне глава администрации президента Андрей Богдан призвал Кабмин продлить срок приема заявок на 60 дней, но правительство не прислушалось.

В конкурсную комиссию входят 14 человек: десять – представители министерств и профильных служб, четыре – народные депутаты. Возглавляет комиссию министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик.

Из депутатов в отборе инвестора участвовали Наталья Кацер-Бучковская, Андрей Лопушанский, Анатолий Матвиенко и Анатолий Денисенко. Все участники оценивались по восьми критериям суммарным весом 270 баллов.

Лучшая программа работ “стоила” 80 баллов, рациональность условий использования природных ресурсов – 15, привлекательность предложений по распределению продукции в пользу государства – 30, наибольший объем инвестиций – 35, эффективность мероприятий по охране природы – 15. Уровень финансового обеспечения предложенной программы работ на участке недр – 30 баллов, наличие опыта по поиску и добыче углеводородов – 45, использование товаров, работ и услуг украинского происхождения – 20 баллов.

Особое место в условиях конкурса занимает следующий пункт: “С целью содействия добросовестной конкуренции к участию в конкурсе не допускаются лица, имеющие специальные разрешения на пользование недрами и не выполняющие должным образом обязанности недропользователя”.

Под это условие попадает скандальная фирма “Голден дерик”, которую пресса связывала с беглым министром энергетики времен Януковича Ставицким.

За 2011 г., когда Ставицкий возглавлял Госгеонадра, компании вне конкурса было выдано более 20 специальных разрешений на пользование недрами. С того времени “Голден дерик” не приступила к разработке этих месторождений.

Это условие, кроме откровенно одиозных украинских контор, отсекает участие крупнейшего газодобытчика в Украине – госкомпанию “Укргаздобыча”.

К ней имеет претензии Госгеонадра. Осенью 2018 г. и накануне конкурса в июне 2019 г. служба проверила ряд месторождений компании в Полтавской и Харьковской областях. Ведомство выявило нарушения режимов эксплуатации месторождений и несоответствия программам работ.

Конкурсная документация содержит ряд других параметров. Например, срок действия соглашения с победителем составляет 50 лет. Инвестор должен обеспечить геологическое изучение недр на участке, включая бурение не менее пяти скважин на протяжении первого этапа (пяти лет) геологоразведочных работ.

Минимальный объем инвестиций в этот период, должен составлять не менее 1,5 млрд. грн. Доля государства в разделе продукции составляет минимум 11%.

Кто участники конкурса

Заявки на конкурс подавали “дочка” азербайджанской государственной энергокомпании Socar Caspian Drilling International, американская Frontera Resources, Trident Black Sea пула частных лиц и украинская компания “Укрнафтобуриння” Виталия Хомутынника, Игоря Коломойского и Павла Фукса.

Из всех участников меньше всего вопросов вызывала Caspian Drilling International – действующая азербайджанская госкомпания с опытом бурения на море. За несколько дней до оглашения итогов конкурса она вышла из гонки.

“Предприятие считает нецелесообразным инвестировать в данный проект по причине наличия высоких юридических рисков, поскольку из-за нарушения процедуры оглашения победителей конкурса любой участник может оспорить результаты конкурса. Просим считать заявку, поданную 12 июня, недействительной”, – сказано в письме Caspian Drilling Насалику.

Американская Trident Acquisitions Corp учреждена в 2016 г. для инвестирования в энергетические проекты в Восточной Европе. В 2018 г. фирма провела IPO на фондовой площадке NASDAQ и сообщила о привлечении 201,25 млн. долл.

Собственником Trident является пул частных лиц. Президент фирмы – российский инвестиционный банкир Вадим Комиссаров, ему принадлежит 0,44% акций. Главный операционный директор – экс-руководитель “Смарт-холдинга” Александр Тимофеев, ранее работавший в “Чорноморнафтогазе” и “Нафтогазе”.

Также среди директоров – совладелец крупной украинской торговой сети АТБ Геннадий Буткевич. Илье Пономареву принадлежат около 7% компании.

Штаб-квартира американской Frontera Resources находится в Техасе, проекты – в Молдове и Грузии. Ключевые лица компании – Стив Никандрос, почетный президент Frontera Resources, бизнесмен, бывший член международного консультативного совета Atlantic Council, и Заза Мамулаишвили – соучредитель, член правления Frontera, бизнесмен грузинского происхождения.

Пресса часто критикует деятельность Frontera Resources. Компания обещает миллиардные инвестиции в добычу газа и нефти, получает месторождения, но не ведет на них никакой деятельности. В Украине Frontera Resources в 2015 г. подписала с “Нафтогазом” меморандум о строительстве LNG-терминала и экспорте газа из Грузии. Больше в НАК не вспоминают об этом инциденте.

“Укрнафтобуриння” – один из крупнейших частных газодобытчиков страны. В 2018 г. увеличил добычу газа на 32% до 714 млн. куб. м. Эксплуатирует Сахалинское месторождение на Харьковщине. Опыта в бурении скважин в море не имеет.

“Дельфин” погрязнет в судах

Выставленный на конкурс участок спорный, потому что “Нафтогаз” считает около 40% входящих в него месторождений своими. Пономарев, чья компания выиграла конкурс, признает конфликт интересов с госкомпанией и готов договариваться. Кроме этого, Trident придется отстаивать результаты конкурса перед Кабмином.

Пономарев обещает 1 млрд. долл. инвестиций на поиск углеводородов на шельфе Черного моря и не хочет судиться с правительством.

Он предлагает прийти к компромиссу со всеми.

Обязуется привлечь в проект крупного международного игрока и вернуть “Нафтогазу” контроль над частью месторождений.

“Если возникнет ситуация судебного иска, то вне зависимости от того, что будет его предметом – принудить заключить этот контракт, не менять условия при повторном конкурсе, компенсация – это время.

В течение этого времени никакие новые инвесторы не придут на этот участок шельфа, потому что актив станет спорным”, – рассказал Пономарев в интервью изданию “Фокус”.

Кроме назревающего конфликта между Кабмином, “Нафтогазом” и компанией Trident, свои претензии высказывает инициатор конкурса Frontera Resources.

“Если конкурс не будет аннулирован, Frontera Resources оставляет за собой право обратиться в суд. На наш взгляд, процесс подготовки конкурса и его проведения идет в разрез с международной практикой”, – говорится в заявлении компании.

На этом фоне не удивительно, что на конкурс не пришли именитые компании. Если не будет найдено юридическое решение сложившейся ситуации, Украина в ближайшее время вряд ли вернется к добыче газа в Черном море. (Артем Белоусов, аналитик консалтинговой группы Oilpoint, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version